«Только он не вернулся из боя»

Волею случая в моих руках оказался сборник материалов, составленный по документам из фондов центрального архива министерства обороны СССР. На титульном листе — посвящение: «Анне Семеновне Цветковой (сестра) в память о храбром летчике Пономареве Николае Семеновиче. С глубоким уважением, Н. Матвеев. Март, 1986 год».

Я перелистываю страницы боевого пути, хронологию событий, описание подвигов летчиков и воздушных стрелков 175-го Гвардейского штурмового авиационного полка и нахожу фамилию ржевитянина, летчика Николая Семеновича Пономарева.

Николай Пономарев родился в 1921 году в деревне Верхний Бор Ржевского района Калининской области. Член ВЛКСМ с 1938 года. Окончил тамбовскую ВАШП в 1944 году. Призван Ржевским РВК. В полк был зачислен 20 октября 1944 года в звании младшего лейтенанта на должность летчика. Воздушным стрелком был зачислен Владимир Иванович Журенков, 1925 года рождения, место рождения — Калининская область, Куньинский район, Позымовский с/с, окончил ТВАШВС в 1944 году.

Боевая история 175-го Гвардейского штурмового авиационного Слуцкого Краснознаменного ордена Суворова полка типична для авиационных частей, перевооруженных в годы Великой Отечественной войны на самолеты ИЛ-2.

«Штурмовик ИЛ-2, — отмечал главный маршал авиации К.А. Вершинин, — в ходе Великой Отечественной войны во всех воздушных армиях имел решающее значение для исхода многих авиационных операций». Бойцы очень метко называли самолет Ильюшина «летающим танком». Действуя над полем боя, штурмовики, подобно танкам, сопровождали пехоту в атаке, подавляли огневые точки врага, мешающие продвижению наших войск. Штурмовики летали низко, и гитлеровцы цепенели от страха при одном их появлении. Вскоре в промышленности стали выпускать двухместные ИЛ-2. Появление воздушного стрелка, вооруженного крупнокалиберным пулеметом, существенно повлияло на снижение боевых потерь летного состава.

В боях за Воронеж, Касторную, в Орловско-Курской битве, в операциях по освобождению Белоруссии, Польши, в Берлинской операции в полную силу проявлялись стойкость, мужество, героизм, высокая организованность летчиков, воздушных стрелков, инженеров, техников и младших авиаспециалистов. Ради достижения Победы все трудились необычайно самоотверженно. Бывало так, что к концу боевого дня оставалось 5-6 исправных самолетов, а то и меньше, а к утру следующего дня в полной боевой готовности их было 20.

Успешные боевые действия полка были высоко оценены партией и правительством. За отличные боевые действия в операции «Багратион» и освобождении Слуцка полк получил наименование «Слуцкий». За проявленный героизм личного состава полк был преобразован в Гвардейский, награжден орденами Красного Знамени и Суворова 3-й степени. 12 летчиков полка удостоены высшей правительственной награды — звания Герой Советского Союза.

ЛЕТЧИК ПОНОМАРЁВ

Прослеживая боевой путь летчика, младшего лейтенанта Н.С. Пономарева, находим, что сразу же после зачисления в полк (20 октября 1944 г.) начались боевые вылеты. В паре с нашим земляком постоянно летал воздушным стрелком В.И. Журенков. В некоторые дни экипаж Пономарев — Журенков поднимался по два раза.

24 октября 1944 г. — первый вылет в составе 36-ти экипажей. Задание — искать и уничтожить артминбатареи и живую силу противника в районе Станислово, Заблоце, Паново, Борове.

В конце 1944-го — начале 1945 года шли жестокие бои по освобождению Польши, боевые действия в операциях по разгрому фашистских войск в Померании и на подступах к Берлину. Читаем: «За отличные боевые действия при прорыве обороны немцев западнее Острув Мазовецки и в боях за плацдарм на западном берегу р. Нарев — объявляю благодарность командиру 11-й Гвардейской штурмовой авиационной краснознаменной ордена Суворова дивизии — гвардии подполковнику Храмченко и всему личному составу дивизии. Уверен, что офицеры, сержанты и бойцы дивизии в дальнейших боях проявят еще большее мастерство, еще большую инициативу, отвагу и героизм и будут еще смелее, еще яростнее громить фашистского зверя, сопровождая все атаки нашей славной пехоты мощными бомбовыми ударами и точным огнем штурмующих самолетов. Смерть немецким захватчикам!» (из приказа войскам 48-й армии. 1944 г. Сентябрь).

«16 января 1945 г. Задание выполнял 71-й экипаж — «не допустить подхода резервов противника из района Мнишек, Пшисуха, Опочно». Экипаж Пономарева совершил два вылета. Из политдонесения о проделанной работе 175-го Гвард. ШАП за 16.01.1945 г.: «Молодой летный состав член ВЛКСМ, младший лейтенант Цивенко, Пономарев, Горохов, Рогулин, Ржевский, Иващенко успешно произвели свои первые боевые вылеты с хорошими показателями». (Из отчета по учебно-боевой подготовке 11 Гв. ШАД)

ПОЗНАНЬСКАЯ ОПЕРАЦИЯ («ЦИТАДЕЛЬ»)

Старинная польская крепость Познань была дооборудована и усовершенствована немцами, обнесена противотанковым рвом глубиной 6 метров, шириной — 8. Стены рва выложены каменными плитами. Крепостные бастионы глубоко врыты в землю с 4-метровыми каменными стенами. Гарнизон крепости, обрабатываемый штурмовиками, насчитывал 40 тысяч человек. Немцы укрыли в крепости все исправные танки Познаньского района. В центре крепости было расположено 8 больших складов с вооружением и боеприпасами. В подземных складах хранилось продовольствие, которого хватило бы гарнизону в 40 тысяч человек на 6 месяцев. Не верится, что такую крепость можно было взять, однако авиация сделала свое дело.

В первые дни действия штурмовиков артиллерия противника была подавлена, гарнизон был загнан в подземелье. Штурмовые отряды пехоты Красной Армии связали длинные лестницы и приставляли их к пролому крепостных стен. Когда кипел бой на крепостных стенах цитадели, в центре бушевал пожар: горели склады боеприпасов и вооружений, которые подожгла группа Матвеева. Совместными действиями авиации и наземных войск дух сопротивления осажденного гарнизона был сломлен.

16 февраля 1945 г.  — послед-ний вылет экипажа Пономарев — Журенков. Из приказа: «16.02.45 г. при перелете с аэродрома Шроды на аэродром Кенигсберг-Южный летчик гвардии младший лейтенант Ефремов с воздушным стрелком гвардии сержантом Красновым, летчик младший лейтенант Пономарев с воздушным стрелком красноармейцем Журенковым — сбиты зенитками противника в районе г. Кюстрин, судьба их не известна». Им было всего 24 и 20 лет. Светлая память героям…

Людмила ЧЕРНИКОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *