Фестиваль проектов в  четвертой школе

14 мая в СШ N№ 4 прошел фестиваль проектов, подготовленных учащимися данной школы в течение учебного года в рамках ФГОСов. В целом мероприятие состояло в защите учениками пятых и шестых классов небольших работ-докладов, подкрепленных видеопрезентациями, а иногда — практическими материалами. Выступления проходили в пяти секциях, в каждой из которых насчитывалось по 5-6 человек из пятого и столько же из шестого класса. Темы были подобраны по самым разным дисциплинам: математике, русскому языку, литературе, истории, обществознанию, биологии, географии, технологии, физкультуре, музыке и ОБЖ. Мы остановимся на освещении выступления участников одной из секций, подчеркнув наиболее интересные детали каждого проекта.

Начнем с работы Валерии Репенко (6 класс) «Фразеологизмы с образами животных». Фразеологизмы как устойчивые выражения в языке называются также анимализмами или зооморфизмами; возникли они в результате многовекового наблюдения человека за внешним видом и поведением животных, а затем были перенесены на наш облик, привычки и образ жизни. Источниками анимализмов, помимо наблюдений, являются также библейские сюжеты (заблудшая овца, волк в овечьей шкуре, козел отпущения), античная мифология (троянский конь, белая ворона, золотое руно), литературные произведения (медвежья услуга, попрыгунья-стрекоза, гадкий утенок). Кстати, на первом месте по частоте употребления в зооморфизмах стоят домашние животные, особенно собака, на втором — дикие, волк и медведь; далее идут птицы, рыбы и насекомые.

Никита Артамонов (5 класс) поведал слушателям о тхэквондо как искусстве борьбы, причем его доклад относился к географии. Тхэквондо родилось и развивалось в Корее, где данное боевое искусство совершенствовалось в ходе войн с Китаем. Возрождение тхэквондо в его современном виде началось в 1945 г., после освобождения Кореи от Японии; как и в других видах боевых искусств, существует несколько школ тхэквондо. В наши дни оно является одним из самых зрелищных видов спорта, включенных в программу Олимпийских игр.

Проект Алексея Семагина (6 класс) назывался «Скворечник — птичий дом», теоретическая часть была дополнена практической — собственноручно сделанным скворечником. Оказывается, традиция делать домики для птиц появилась в России примерно 300 лет назад, придя к нам из Западной Европы при Петре I, хотя на Руси всегда очень любили мелких птичек, селившихся рядом с человеком, считая их «Божьими вестниками». На сегодняшний день известно около 50 видов птичьих домиков.

Сергей Ромашко (5 класс) рассказал об Олимпийских играх. Как мы знаем из истории, первые Олимпийские игры, проводимые в Древней Греции, были чисто мужскими — женщины не допускались туда даже в роли зрителей; однако были и специальные игры, проводимые отдельно для прекрасного пола, их победительницы также награждались оливковыми ветвями и наделялись продуктами питания. Предварительные тренировки атлетов составляли примерно год на родине и месяц — в Олимпии. В древности на Олимпийских играх было куда меньше видов спорта, чем сейчас: бег, прыжки в длину (прыгали не с разбега, а с места, бросая позади себя камни для придания ускорения), метание диска (от 2 до 7 кг) и копья (легче современного, а метали его не на дальность, а на точность — необходимо было поразить определенную мишень), борьба, обычная (победителем считался тот, кто уложил противника на землю три раза) и панкратион (нечто вроде боев без правил, запрещалось только кусаться и давить на глаза; победа засчитывалась, если противник не мог двигаться), а также гонки на колесницах (12 кругов по стадиону, 13 км). Победители трех Олимпийских игр, помимо других привилегий, удостаивались прижизненной статуи. После современного возрождения Олимпийских игр Россия впервые приняла в них участие в 1900 г. Олимпийский огонь символизирует чистоту, борьбу за победу, мир и дружбу, а знаменитый девиз «Быстрее, выше, сильнее!» был произнесен одним французским священником на открытии спортивных соревнований.

Диана Биркос (6 класс) — «Рождество в Германии и России». Рождество — главный и самый любимый празд-ник немцев, готовиться к нему начинают за месяц. Улицы украшаются огнями, ветками ели и сосны, ближе к празднику в домах появляются рождественские елки и венки из омелы. Для детей существует специальный календарь с 24 «кармашками», в каждом из которых лежит что-то сладкое или игрушка; такой календарь призван скрасить ожидание во время последних предпраздничных недель. Рождественский базар — место самых больших денежных трат, нередко оставляющих позади весь остальной год. Традиционное рождественское угощение — овощной суп, вареный карп и картошка с маслом, а на десерт обычно подают печеные яблоки.

Кирилл Тимофеев (5 класс) работал над проектом «Кулинарные традиции Великобритании». Английская кухня довольно проста, не отличается разнообразием блюд, зато славится их качеством и неуклонным следованием традициям при приготовлении. В различных областях Великобритании существуют варианты одних и тех же блюд, это зависит от истории и географического положения региона. Британская кухня испытывает на себе влияние кухонь Индии, Китая и Северной Америки. Всем хорошо известны знаменитые английский завтрак с овсянкой, яйцами и тостами с беконом, неизменное чаепитие в пять часов вечера и обед, как правило, состоящий из курицы и сэндвичей; есть также понятие специального «воскресного обеда». Определенные блюда принято подавать лишь в те или иные дни, например, пудинг на Рождество, индейку в День благодарения, а особые «крестовые булочки» — на Пасху. В Великобритании популярны пироги с мясом, картофелем и джемом, йоркширский пудинг. А вот суп обитатели Туманного Альбиона не жалуют, это же относится и к соусам и специям, за исключением горчицы, которая значительно уступает нашей по остроте. Свой доклад Кирилл подкрепил «практическим пособием» — традиционной английской овсянкой.

Вячеслав Пищ (6 класс) — «Умножение и деление индийских цифр». Хотя данный проект больше рассказывал о японском способе умножения двузначных чисел методом нанесения на дощечку (одна из таких находок датируется VIII в.; подобным образом еще в древности чиновники учили сложную таблицу умножения, а дощечки играли роль «шпаргалок») или бумагу параллельных линий, отражающих десятки и единицы и последующего подсчета точек пересечения, указывающих на количество полученных сотен, десятков и единиц, речь шла и об индийских способах умножения двузначных и трехзначных чисел путем «сетки» или «галеры»; последний похож на знакомое нам умножение «в столбик». Надо сказать, что японское и индийское умножение сродни письменности этих народов — столь же малопонятно для европейцев.

Анастасия Капитунова (5 класс) рассказывала об особенностях римской религии. В Древнем Риме существовали три категории богов: небесные, подземные и земные, а также духи дома — пенаты и лары и призраки — лемуры. Были широко распространены гадания, по полету птиц или по внутренностям жертвенных животных, и магия; важную роль играли праздники, в том числе семейные. Одна из самых почитаемых богинь древнеримского пантеона — богиня-покровительница домашнего очага Веста; ее жрицы, весталки, начинали службу в храмах Весты еще в детстве и оставались там на 10 лет, после чего могли продолжить служить богине уже в добровольном порядке.

Кирилл Паспортников (6 класс) выбрал историческую тему, его проект назывался «Святослав — восточный Александр Македонский». На фоне общеизвестных фактов Кирилл поведал о внешности князя: был он среднего роста, с хмурым, даже суровым, лицом и голой головой, за исключением одной пряди волос — признака знатности рода. В своих походах Святослав ничем не выделялся на фоне остальных, ведя жизнь простого воина, а дружинники князя могли несколько дней не есть и не пить, сохраняя при этом полную боеспособность. Выступление Кирилла, короткое и емкое, было дополнено очень интересной презентацией.

Денис Рогозин (5 класс) в своем докладе «Опасные ситуации криминогенного характера и действия при попадании в них» сосредоточился на освещении преступлений против собственности, в частности, на мошенничестве, объяснив слушателям, как не стать жертвой мошенников, столь часто встречающихся в нашей жизни. Образованность, осторожность и бдительность — вот «три кита», не позволяющие попасться на удочку любителям легкой наживы.

Выслушав всех ораторов, члены конкурсной комиссии после краткого совещания определили обладателей грамот в различных номинациях. Ими стали: Денис Рогозин и Никита Артамонов — «Приз зрительских симпатий», Алексей Семагин и Вячеслав Пищ — «Практическая ценность работы», Кирилл Паспортников — «Лучшее изложение материала», Анастасия Капитунова и Сергей Ромашко были отмечены за хорошее представление работы, Валерия Репенко — за научную глубину исследования, Диана Биркос и Кирилл Тимофеев — за новизну и оригинальность выбранной темы.

Всех ребят поблагодарили за участие, пожелали им продолжать в том же духе и даже лучше, а на лето дали своего рода домашнее задание — выбрать тему для следующего проекта. Каникулы пролетят быстро, и новый учебный год уже не за горами!

Татьяна САФРОНОВА

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *