Без воды виноватые

Когда этот номер газеты готовился к печати, призрачные надежды, что 25 мая в кранах ржевитян появится горячая вода, все еще теплились. Меж тем, в отличие от надежд, вода оставалась холодной. Полное ограничение поставок газа на котельные-должники, введенное с 13 мая, продолжало действовать и во вторник, и единственная обнадеживающая информация, которую можно было бы считать реально выполнимой — что на текущей неделе заработает хотя бы котельная N№ 3, которая греет воду для городской бани и еще пяти объектов здравоохранения. Весь город покорно мотал киловатты на водонагревателях или ставил ведра и тазики на плиту. И задавался вопросом: кто виноват?

Горожане привычно кричат: «Администрация!» По закону — да. Ответственность за организацию коммунального хозяйства лежит на муниципалитетах — это определяется федеральным законом «Об общих основах организации местного самоуправления».

К сожалению, законодатель не определил, что это означает и каким образом власть должна реализовать эти свои полномочия. Конкретная ситуация. Котельные в нашем Ржеве — частные, уже давно. Кто их таковыми сделал — предмет отдельного разговора, за несколько лет так и не завершенного. И не просто частные, а сдаваемые неизвестным собственником в аренду за энную сумму в месяц. Это не преувеличение, а реальность. Собственник — какое-то «РегионЭнерго». Арендатор — в прошлом «ЭнергоИнвест», а с января нынешнего года — «Ржевтеплоэнерго». Мы зимой несколько раз писали о тихой операции по смене теплоснабжающей организации, в итоге этой операции вторая стала преемником первой… в традиции неплатежей.

Как не платил за газ первый арендатор, так не платит и второй! И не только за газ — за электроэнергию тоже оба должны. Второй вообще потребляет ее без договора (соответственно, и без оплаты) — примерно миллионов на 30 уже напотреблял. При этом деньги с жителей исправно собирает через дочернюю (тоже частную) контору. И что администрация? Она вряд ли и знает, сколько именно собрано с ржевитян денег (контора-то частная, информация — коммерческая). Принудить подавать газовиков — газ, а котельные — горячую воду, администрация не может. Вторые скажут — мы не против, но без газа греть котлы никак. Первые — мы начнем подавать газ, как только будет погашен долг. Организации, напомним, частные, почти никому неподотчетные. И — лыко-мочало, начинай все сначала?

А как же правоохранительные органы? Скажем, администрация призывает на помощь прокуратуру. Та обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц, суд выносит решение возобновить поставку услуги. Так уже было в Ржеве в недавнем прошлом. От этого долги уменьшатся? Нет. Проблема решится? Возможно, временно. Но она вновь возникнет либо осенью, когда придет пора начинать отопительный сезон, либо следующей весной.

ПРИВЫЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Разобраться с этим вопросом не могут уже несколько лет, и не только в Ржеве, повсеместно. Если забить в поисковик Интернета формулировку «власти решили проблему отсутствия горячей воды», чего только умный Интернет не выдает! Тут тебе и Киев, и плановые отключения… Но самый частый ответ по всей российской географии — отключения горячей воды по причине газовых долгов. Умный Интернет не знает самого главного: прецедента, где бы власти смогли разобраться с теми, кто саботирует поставку услуги, и не допустить повтора этого на следующий год.

В апреле прошлого года Тверская область входила в первую пятерку главных регионов-должников страны. Сегодня на сайте «Газпрома» тоже есть карта-список наиболее крупных должников по оплате за поставленный газ на 1 апреля 2015 года. Черным по белому: Тверская область, 59 должников на сумму 8,8 млрд. рублей. В Московской сумма ненамного больше. А откуда такой сумме не взяться, если ООО «Тверские коммунальные системы» должны 4,3 млрд. рублей, а наше «Ржевтеплоэнерго», проработав всего пять месяцев, платежи с ржевитян собрало, а за потребленный газ недоплатило 69 млн. рублей!

Что делают газовики? Отключают газ! В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. N№ 1 «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям…», при неоплате за один период платежа, установленный договором, газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока газоснабжающая организация вправе ввести ограничение.

Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи топливно-энергетических ресурсов организация-потребитель не погашает задолженность, то газоснабжающая организация вправе полностью прекратить подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности.

Что мы имеем на сегодняшний день, через полторы недели после прекращения подачи газа? Долги, говорят, уменьшились. Но всего на 6 млн. рублей из 69-ти! Подписанного сторонами графика поступенчатого погашения задолженности, который можно было бы считать гарантией возврата долга и основанием для снятия газового ограничения, нет. Ну — на нет и газа нет. «Почему мы должны выступать в качестве кредитной организации? — говорят газовики. — Поставщик тепла с населения платежи собрал, прибыль получил, значит, должен был рассчитаться по счетам. Но не рассчитался… И, получается, ни за что не отвечает. А мы, если суд вынесет решение, обязаны будем подать газ? Почему? Ведь ни одно предприятие не будет раздавать даром производимую продукцию — а мы должны?»

Генеральный директор «Газпром межрегионгаз Тверь» Сергей Тарасов в ответ на вопрос о газовых долгах уточняет: «Одна из серьезных проблем, приводящих к накоплению долга — это создание фирм-«однодневок». Создается некое юридическое лицо, которое работает на теплогенерирующем оборудовании, взятом в аренду. Один-два отопительных сезона они работают, собирают с населения деньги, однако, поставщикам ресурса их не перечисляют. После накопления долга такие предприятия банкротятся. Поскольку собственного имущественного комплекса они, как правило, не имеют, долг не погашается. Вместо банкрота создается новое юридическое лицо (за которым зачастую стоят те же самые люди), точно так же осуществляющее свою деятельность на арендованных мощностях. Практика взыскания долгов — это долгая бюрократическая процедура, реально составляющая 6-12 месяцев, чем и пользуются недобросовестные контрагенты.

Кстати, сейчас в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении очень хороший законопроект, касающийся укрепления платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. Он предусматривает использование банковских и муниципальных гарантий при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями. Считаю, что муниципальные гарантии при заключении договоров уже сегодня могут являться доказательством добросовестности контрагента.

Только честные, открытые отношения со всеми участниками рынка теплоснабжения, в тесном контакте с региональной и местной властью, надзорными и правоохранительными органами могут обеспечить выход из критической ситуации».

ГДЕ ТОТ РЫЧАГ?

На вопрос, как дать власти реальные рычаги контроля за качеством подаваемых услуг, профессор и Заслуженный энергетик России Виктор Кудрявый отвечает: «Очевидно, в первую очередь надо создать возможности для непосредственного влияния регионов и муниципалитетов на деятельность теплоснабжающих организаций. За рубежом представители провинций, земель, крупных муниципалитетов, профсоюзов, как правило, включаются в советы директоров даже крупнейших инфраструктурных компаний как независимые директора». Вообще, «у них» уже поняли и начали исправлять допущенные ранее ошибки. В Северной Европе и Канаде приватизация была фактически остановлена. Сегодня в компаниях электро- и теплоснабжения, обслуживающих столицы и крупнейшие города этих стран, от 50 до 100 процентов акций принадлежат муниципалитетам и провинциям. В Германии более двухсот городских муниципалитетов малых и средних городов выкупили частные компании с целью их эффективного обновления и эксплуатации. При этом население не удовлетворяет не только работа вороватых и некомпетентных посредников, собственников случайных частных компаний, которые оказались управленцами бизнеса теплоснабжения, но даже и гранды европейской энергетики в крупных городах, неэффективно выполняющие свои функции. 

Когда осознают ошибки у нас — неведомо. Пока неповоротливая законотворческая система вначале ждет импульса для изменения юридических статей, а затем долго зреет и вынашивает в своих недрах правильное решение, очередная выгодная кому-то прореха в законе одним дает возможность обогащаться, не имея никаких обязательств перед народом и законом, других заставляет чувствовать себя бессильными и ущемленными в правах. Очевидно, что импульс должен идти снизу, а реакция, способная ситуацию переломить, может быть только сверху. Это в идеале. А пока…

По имеющейся информации, «ЭнергоИнвест», прекратив деятельность, недоплатил за потребленный газ 140 млн. рублей, и еще 30 — за потребленную электроэнергию. Раз организация уже не ведет деятельность, а значит, деньги ей взять неоткуда — вряд ли этот долг будет погашен. Нет, организации будут долго судиться, тратя средства на иски и оправдания, но — «иных уж нет, а те далече».

* * *

По большому счету, людям в квартирах не важно, кто кому и сколько не заплатил и кто за это должен ответить. Им важно тепло зимой и горячая вода летом.

На просьбу прокомментировать ситуацию с горячей водой глава администрации Игорь Корольков сказал, что вопрос решается на уровне Москвы (в правительстве РФ знают о ситуации), что в понедельник должно пройти совещание при новом заместителе Владиславе Новожилове, где стоит цель разобраться, на каком этапе в Ржеве теряются платежи населения и почему они не доходят до поставщиков газа.

Это совещание, кстати, в понедельник так и не состоялось. Почему — до подписания материала в печать это не было нам известно.

А что же, спросите вы, горячая вода? Покупайте водонагреватель. Он, судя по всему, вскоре снова вам пригодится, даже если на этот раз горячую воду и дадут где-нибудь на днях.

Светлана АРТЕМЬЕВА

«РУК» ПОЛУЧИЛА ЛИЦЕНЗИЮ

Как нам стало известно, 22 мая лицензионной комиссией «Государственной жилищной инспекции Тверской области» было принято решение о выдаче лицензии ООО «Ржевская управляющая компания», которое повторно подавало документы. Напомним, все управляющие компании по новому закону должны были иметь разрешение на осуществление деятельности (лицензию) уже к 1 мая. Однако большая часть ржевских УК к этому сроку экзамены не выдержала. Поскольку отсутствие лицензии еще не является основанием для расторжения договора на обслуживание жилых домов, было принято решение, что до момента проведения нового конкурса (в так называемый «переходный период») «РУК» продолжит обслуживать «свои» дома.

Однако то, что теперь лицензия у «РУК» появилась, вовсе не означает, что дома останутся в ее управлении. Не пройдя лицензирование к 1 мая, «РУК» лишилась права на управление жилым фондом. Теперь, если она претендует на дальнейшее обслуживание жилых домов, то должна пройти всю процедуру, которая включает в себя проведение собраний собственников, подписание протоколов и заключение договоров с выбранной управляющей компанией. То есть «РУК» должна будет участвовать в конкурсе по отбору управляющих компаний на общих основаниях. И здесь уже слово за бдительными жителями, которые просто обязаны проявить свою активность в выборе способа управления своим домом либо в разумном определении УК, от которой будет зависеть качество услуг завтра.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *