Пропавшие без вести, просим прощенья у вас!

8 мая, накануне празднования юбилея Великой Победы, в Ржеве произошло беспрецедентное событие — перед мемориальным кладбищем в торжественной обстановке был открыт Памятный знак воинам Красной (Советской) Армии, пропавшим без вести, погибшим на ржевской земле. Такой памятник — первый в России. На церемонии открытия Памятного знака присутствовал губернатор Тверской области Андрей Шевелев — Герой России; в числе гостей было более 200 студентов профессиональных учебных заведений области, принимавших участие в автопробеге, жители Твери и других городов.

Разговариваем с Борисом Викторовичем Жуковым — директором Ржевского колледжа имени Петровского, Заслуженным учителем России, председателем Ржевского союза десантников, председателем общественного Совета ржевской полиции и просто замечательным человеком, истинным патриотом и гражданином с обостренным чувством долга.

— Борис Викторович, кому принадлежала инициатива создания данного памятного знака?

— Инициатива принадлежала Совету директоров учреждений профессионального образования Тверской области, государственным и общественным организациям Ржева и мне как главному организатору. Скажу честно: у меня есть личная заинтересованность в появлении на нашей земле такого памятного знака. Мой дядя по линии отца, которого более 50 лет считали без вести пропавшим, похоронен в братской могиле в деревне Глебово.

— Это очень нужный и значимый почин, в особенности, в связи с 70-летием Великой Победы.

— Безусловно! Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней, являет собой огромный пласт не только в отечественной, но и в мировой истории. Ради Победы страна потеряла миллионы погибшими, ранеными и пропавшими без вести. Никто из ученых, краеведов или военачальников не в силах назвать количество без вести пропавших в боях на ржевской земле даже приблизительно. Мы часто говорим о Неизвестном Солдате, хотя официально такого статуса нет, есть только павшие в боях и пропавшие без вести. Их общее примерное количество занесено в областную Книгу памяти, насчитывающую 11 томов — около 300 тысяч человек, призванных с территории Калининской области.

— Учитывая идейный настрой того времени, считаться пропавшим без вести или иметь такого среди своих близких было, мягко говоря, нежелательно…

— Конечно! В ходе войны большинство предпочитало смерть плену либо сомнительной участи без вести пропавших — ведь подобное отрицательно сказывалось на репутации родных и близких. Представители специально уполномоченных органов сразу бы принялись подозревать: а не был ли пропавший солдат или офицер дезертиром, не сдался ли он в плен добровольно? С выводами очень часто торопились, а родственники такого человека приобретали клеймо, препятствовавшее их дальнейшей полноценной жизни.

Так что, установка памятника пропавшим без вести — наша святая обязанность, которая спустя 70 лет, наконец, исполнена. Хочу сказать, что этот процесс — дело государства, а не только энтузиастов, объединенных в поисковые отряды. Мы очень благодарны поисковикам за их большую и трудную работу — в прошлом году на ржевской земле захоронили 1039 безымянных бойцов и командиров — но в остальном возможности ребят все-таки ограничены. И если дело пойдет такими темпами дальше, нам не хватит 300 лет. Да и пора признать, что последнего солдата мы уже не захороним никогда.

— Кто помогал Вам в установке Памятного знака?

— Разумеется, в одиночку нам было бы не справиться с воплощением столь масштабного проекта. Наш колледж сотрудничал со многими организациями и предприятиями Ржева. Осенью мы нашли в Селижаровском карьере гранитный валун высотой около трех метров и весом 26 тонн. На это прекрасное творение природы уже позарились москвичи, но нам удалось его отстоять. Помогали многие, к кому ни обращались — не отказывал никто. Я от всей души благодарю заместителя министра по делам территориальных образований Тверской области Максима Чубукова — с такими людьми, как он, можно в буквальном смысле горы свернуть, а не только указанный валун. В процессе установки Памятного знака я с великой радостью в сердце осознал, что во многих наших земляках есть пламенные души, наполненные чувством долга перед защитниками Отечества, оставшимися безымянными. Оказал содействие губернатор и лично принял участие в церемонии открытия знака.

Активно, как свое дело, воспринял эту идею В.С. Краснощеков — директор ДЭП, с ним мы и отыскали этот камень. Здорово помог с его погрузкой и доставкой А.Г. Биличенко, директор «Лентрансгаза»; разгружали краном КАТО, который выделил В.Н. Мурга. Оказал большую личную помощь В.И. Розов, наш ветеран-интернационалист. Как всегда, не остался безучастным В.М. Егорушкин. Тротуарную плитку выложили рабочие фирмы «Строй-мода», которую возглавляет Ф.Н. Молла. Керамогранитную плитку выделил А.И. Мосолев, сетку для фиксации цветов — В.В. Веткин. Гранитную плиту изготовили и вмонтировали Д.В. Доморацкий и Д.Н. Жуков. Также оказали помощь дизайнеры из Ржевского колледжа.

Мы не планировали устанавливать сложную скульптурную композицию — наоборот, стремились к тому, чтобы Памятный знак привлекал внимание именно своей простотой и основательностью. Проезжающие мимо, увидев такой памятник у самой дороги, обязательно преклонят голову.

На нем сделана надпись «Простите нас!» как горькое признание нашей вины, как покаяние. Сколько глубины и правды заключено в этих двух простых словах…

Татьяна САФРОНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *