Берег былин… и болот

Фестиваль исторической реконструкции «Былинный берег» проходил недалеко от Кимр 25-26 июня. Сказать честно, у меня он оставил смешанные чувства: были и интересные моменты, и откровенные недостатки. Чтобы было понятно, о чем речь, скажу, что на сегодняшний день «Былинный берег» является одним из крупнейших в России фестивалей исторической реконструкции, посвященных эпохе Древней Руси. На берегу залива реки Волга собрались около 5 тысяч зрителей и более 500 участников фестиваля из России, Украины, Беларуси, Литвы и даже Греции. Одни — чтобы воссоздать обстановку раннего Средневековья, другие — чтобы посмотреть, как жили в IX-XI веках народы Руси и ее соседи. Откуда смешанные чувства, спросите вы? По программе все выглядело очень интересно, но серьезные организационные огрехи мешали в полной мере насладиться происходящим.

БОЧКА МЕДА

«Хорошо быть пивоваром —

Толстым, добрым, в меру старым!»

Из песни группы «Тролль гнет ель»

11_3Уточню, что фестиваль проходил на некотором удалении от Кимр, что-то около 20 км, вблизи селений Селище и Плешки. Первое, что попадается на глаза — это лавки торговцев. Их много и на входе, и на самой территории фестивального лагеря. Спектр товаров широк: были тут и леденецы-петушки на палочке, и сувенирное оружие, кузнечная продукция, стилизованная одежда, и так далее и тому подобное. Можно было поесть и попить: непременные для таких мероприятий — квас и медовуха. За историчность еды говорить сложно — почти на каждом углу продавались… гамбургеры. Сделанные на углях конечно, но, тем не менее, далеко не «щи да каша». Про ценники говорить вообще не хочется: ощущение такое, что их укусил кто-то, страдающий бешенством. Впрочем, это тоже вполне нормально: торговцам надо «отбить» дорогу и прочие расходы. Так что, покупать стоит либо что-то ну очень понравившееся, либо иногда попадающиеся уникальные вещи. Например, меломану имело смысл купить диски и виниловые пластинки с автографами любимых музыкальных коллективов, игравших на празднике. Но к музыке мы вернемся чуть позже.

11_4Фестиваль посвящён культуре и традициям Древней Руси, её жителей и её соседей в IX-XI веках — русам, славянам, варягам, угро-финнам, тюркам. Это времена становления древнерусского государства. Участники и организаторы старались воссоздать традиции, повседневную жизнь той эпохи, а также воинские обычаи. Место проведения фестиваля — три соседние поляны. На двух из них — жилые лагеря, для гостей и реконструкторов, на центральной — ристалище. В первый день тут было больше групповых баталий, например, традиционный для таких фестивалей бугурт, или, говоря проще, схватка «стенка на стенку». Замечу, что битвы были достаточно скоротечны, поэтому дружины несколько раз расходились и сходились в поединке. Еще интересный вид состязания — «круг Одина», когда участники сражаются каждый за себя, но с определенными правилами — нельзя сразу с несколькими противниками или атаковать со спины. В конце остается один победитель.

11_6Прошли конные выступления казаков. Всадники, можно сказать, порхали над своими конями, выписывая сложные акробатические пируэты, вставая в стойки. Интересно, как один человек мог сразу управиться с двумя лошадьми, или как пятеро всадников образовали пирамиду на спинах трех животных. Неподалеку от ристалища работал средневековый тир — в мишени летели стрелы, копья и даже топоры. Попрактиковаться за умеренную плату мог любой желающий. Позже были проведены соревнования лучников с ценными подарками самому меткому.

В лагере реконструкторов можно было понаблюдать за жизнью и бытом эпохи древней Руси. Тут несколько спорный вопрос, гостей было явно больше, и излишнее внимание не всегда шло впрок. Возможно, имело смысл ввести часы посещения с какими-то мастер-классами и экскурсами в историю. Здесь же, около пристани, происходила высадка с двух ладей. Достаточно интересное действо, даже с сюжетом.

11_5А уже ближе к вечеру все внимание переместилось на центральную сцену фестиваля. Перед гостями выступили группы, которые в той или иной степени черпают вдохновение в исторических сюжетах и мелодиях, и достаточно известны как среди людей, увлекающихся реконструкцией, так и любителей рока. Веселых «Тролль гнет ель» сменяли боле тяжелые мелодии «Грая» и «Саварги», добавляли колорита празднику мелодии «Аргемонии», «Сколота» и «Калевалы». Еще в ночи вспыхнули зажигательные огни фаер-шоу. Огненные веера, горящие шары-пои, пылающие мечи и искры фейерверков сменяли друг друга в причудливых и зажигательных танцах.

Второй день праздника был во многом похож на первый: поединки (уже больше одиночные) на ристалище, казаки, высадка с ладей и пусть менее масштабный — концерт. Но сказать честно, дни выдались настолько жаркими, что второй день мы решили посмотреть, «сколько получится», и ехать домой. Вышло не так уж и много.

ВЕДЕРКО ДЁГТЯ

«Це — не болото,
це — Гримпинская трясина»

Из веселых переводов
Дмитрия Пучкова («Гоблина»)

11_1Все было бы круто и клёво в трех случаях: а) если вы реконструктор, б) если вы приехали на один день, в) если вы приехали «погудеть» на природе. В первую категорию мы не попадали изначально, второй вариант отпадал потому, что до Кимр три часа езды, а все интересное начиналось ближе к ночи. А для третьего («погудеть») можно найти более близкие, дешевые и комфортные варианты.

По отношению к людям, которые выбирали место проведения фестиваля, мне хотелось употребить фразу из фильма «ДМБ»: «Тому, кто это придумал, надо в голову гвоздь забить!» Причем, шляпкой вперед… Я не садист, нет… Любой турист скажет вам, что в лесу, где растет береза пополам с «бредняком», как правило, очень топко. Да еще и низина рядом с рекой. В прошлом году все было нормально лишь потому, что было сухо перед фестивалем. В таких местах будет достаточно и одного хорошего ливня. Ставить палатку в лужу — то еще удовольствие. Пытаться развести костер — еще веселее, особенно, если дрова подвозятся на вход и тащить их надо через две поляны. Дрова — тоже тот еще «подарок», большие сыроватые бревна. Когда решишь все бытовые проблемы, смотреть культурную программу с большим энтузиазмом уже сил нет. Но и тут не без претензий: бои часто смещались к краям ристалища — видно было не всем. То же можно сказать и про высадку с ладей: обзор не продуман, и многим зрителям было просто не видно происходящее. Ну и последнее: в дни проведения фестиваля выдалась очень жаркая погода, а учитывая общую влажность местности, так и вообще душная, навесов от солнца было предусмотрено мало, да и те возле таверны.

Кто-то мне возразит, что, мол, и деньги не такие большие (600 рублей первый день, 400 — второй), и развлечений выше крыши — от реконструкции до концерта под открытым небом. Все так, но когда приглашаются гости (а билет может приобрести любой желающий — и опытный турист, и городская барышня), стоит как-то более лояльно к ним относиться. Особенно, когда число гостей переваливает за пять тысяч, элементарное гостеприимство становится вещью жизненно необходимой. Бытовые неудобства излишне накаляют обстановку и смазывают приятные ощущения от фестиваля. А так — отличный получился праздник, но в дальнейшем лучше  проводить его где-то на более высоком относительно воды месте.

Владимир КУТУЗОВ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *