МАЛЕНЬКИЕ КРЫЛЬЯ БОЛЬШОЙ МЕЧТЫ

Казалось бы, при сегодняшней доступности сложных технических средств, в том числе игрушек — ездящих, говорящих и даже летающих — вряд ли можно увлечь детей фанерными самолетиками. Но в детских авиамодельных секциях ребята под руководством педагогов без устали рисуют чертежи, проводят сложные расчеты, кропотливо пилят детали — и все это ради чудесного момента, когда созданная своими руками модель самолета поднимется в небо. А если она еще и полетит дальше и быстрее остальных!.. Те, кто хоть раз это испытал, вряд ли поспорят: эти ощущения намного сильнее и ярче полученных в любой компьютерной игре, даже если там ты управляешь танком или истребителем.

— В авиамодельной секции при Станции юных техников Ржева занимается порядка 30-ти ребят, всего же наше учреждение посещает порядка 1300 человек ежегодно. Мы работаем по пяти направлениям, четыре из которых — технические, — рассказывает руководитель СЮТ Нонна Муратова. — Помню свои ощущения как зрителя, когда я впервые попала на соревнования авиамоделистов. Это ни с чем несравнимо — когда, вроде бы, несерьезные самолетики, созданные руками детей, начинают подниматься в воздух. И не просто поднимаются, а улетают, и далеко!

7_2Мальчишки, придя в авиамодельный кружок, увлекаются этим, как правило, всерьез и надолго. И это просто замечательно! Ведь большинство занятий, которые предлагают учреждения дополнительного и дошкольного образования все-таки больше для девочек. Мальчикам обычно предлагается только спорт. Здесь же, у нас, они получают готовую профессию. Да, не удивляйтесь. В процессе подготовки к изготовлению модели ребята постигают черчение, математику, физику (нужно ведь точно рассчитать, как полетит твоя модель), а перейдя собственно к созданию модели самолета, учатся работать с инструментом и на практике познают свойства различных материалов. Это обязательно пригодится им в жизни — сегодняшние мальчики и даже мужчины подчас этими навыками не обладают. К сожалению, этот спорт очень дорогой. При изготовлении авиамодели нужны специальные материалы, и подчас недешевые. А финансирования бюджет не выделяет, к сожалению, никакого. Вся надежда на спонсоров. К счастью, таковые находятся.

7_3Во Дворце культуры авиамодельная секция работает уже много лет. И бессменно ею руководит Игорь Петрович Мощин, который предан этому делу больше полувека! Увлечение это началось в послевоенном детстве, когда отец школьного друга, летчик, рассказывал мальчишкам, как устроены самолеты. Мальчик стал читать специальную литературу, клеить модельки. Окончив восьмилетку, уехал получать профессию техника-механика, а параллельно занимался в лаборатории авиаклуба. Вернувшись в родной Ржев, был назначен руководителем детского кружка — с этого момента стаж Игоря Мощина как авиамоделиста можно было считать профессиональным. Занимается этим и сегодня, хотя ему уже 77 лет! По-прежнему учит ребят делать и запускать крылатые модели. Ездит с ними на соревнования, потому что в Ржеве подобные проводятся, к сожалению, нечасто. Ближайший зал с мягким куполом, в котором удобно запускать самолеты, в Вышнем Волочке. В нашем городе подобного помещения нет.

Когда ребенок только приходит в секцию, педагоги начинают с азов: объясняют, как устроен самолет, как он летает и почему не падает. Делать модели ребята начинают с чертежей, переводят с бумаги на материал заготовки, точные копии нарисованных деталей, потом выпиливают и клеят. И наступает миг, когда собственноручно сделанная модель самолета поднимается в воздух!

7_1Это увлечение многие ребята несут по жизни дальше. В выставочном зале СЮТ на стене — список воспитанников авиамодельной секции, поступивших в профильные вузы с 1973 года по нынешнее время. Здесь Харьковский авиационный институт, Качинское ВВАУЛ, Минское АТУ ГА, Пушкинское и Санкт-Петербургское ВУ РЭ ПВО, ЛИАП, ВВИА им. Жуковского, ВА ВКО им. Жукова и, конечно, МАИ и МАТИ. Только в прошлом году два воспитанника СЮТ стали студентами двух перечисленных вузов.

В кабинете, где Игорь Петрович занимается с ребятами, сейчас никого нет — все на каникулах. Под потолком закреплены десятки фанерных моделей, стены увешаны дипломами и грамотами. И приятно пахнет деревом и клеем.

— Этот запах многие мои выпускники помнят и, когда приходят сюда, замечают, как приятно дышать «родным воздухом», — улыбается Игорь Петрович в ответ на мое замечание. Выпускниками педагог гордится по праву:

— Мои воспитанники благодаря полученным знаниям в институт без конкурса поступают, — комментирует Мощин. — Московский авиационный институт проводит ежегодно научно-техническую олимпиаду, мы участвуем. Ребят вызывают на собеседование и они берут по моему совету с собой дипломы.

7_5Один из таких воспитанников Игоря Мощина сам стал педагогом-авиамоделистом. Это Роман Петрушин. Он с сожалением говорит о том, что сегодня количество увлеченных авиамодельным спортом взрослых и детей намного меньше, чем было во времена его детства:

— В 60-70-е годы в Ржеве было несколько авиамодельных секций и кружков! Модели запускали даже на Советской площади. В четвертом классе мама привела меня заниматься в Дом пионеров рисованием, а я случайно забрел в секцию авиамоделистов. И остался. В юношеские годы я становился неоднократным чемпионом области по кордовым моделям в классе моделей воздушного боя и гоночных моделях.

Авиамодельный спорт включает в себя до 45 различных классов моделей, куда входят кордовые, свободнолетающие и радиоуправляемые модели.

Основная задача авиамодельного спорта — не просто занять детей делом и увести с улицы, но и воспитывать технически грамотную молодежь. Наш спорт должен быть доступным, массовым. Для многих он стал началом пути в большую авиацию. Известные всему миру летчики, планеристы, выдающиеся авиаконструкторы начинали свой путь с авиамоделизма. Сегодня в крупнейших авиакомпаниях мира, таких, как, «Бомбардье», «Антонов», «Яковлев», «Сухой», «Боинг», «Глобал Обсервер» и т.д., работают бывшие и действующие моделисты, и не на последних ролях. Авиамодельный спорт способствует отвлечению подрастающего поколения от улицы, виртуальной жизни, алкоголизма, игромании, наркомании. Не только развивает техническое мышление, но и демонстрирует возможность материализовать свои идеи в жизнь собственными руками.

Есть жители городов, которые скажут, что это шумный вид спорта. Но кто мог бы сказать в 60-е годы, что шум на стадионе «Локомотив» от заездов мотоциклистов или овации зрителей на футбольном мачте мешает их тихой жизни? Для сохранения нашего спорта есть единственно правильный путь: строить кордодромы и проводить соревнования. В советское время была создана прекрасная техническая база для проведения авиамодельных соревнований, и кордодромы никому не мешали. В настоящее время почти всё потеряно, финансирование равно нулю. Во многих странах, где проходят чемпионаты Мира, где за последние годы правительство вложило огромные деньги в инфраструктуру авиамодельного спорта, построено множество площадок, как за чертой города, так и в городах, прямо во дворах школ и клубов. Это целенаправленная политика государства на привлечение молодежи к техническим видам спорта.

Мы должны думать о том, как делать наш спорт более доступным, как защитить наше подрастающее поколение от влияния улицы.

Нужно всегда помнить о том, что главный человек в нашей жизни — это подросток, активно занимающийся спортом.

С этим сложно поспорить. Все специалисты едины в мнении: авиамоделизм — это не только воспитание будущих летчиков, но и будущих инженеров, конструкторов, изобретателей или даже просто квалифицированных рабочих. При стремительном развитии науки и техники объем знаний растет, появляются новые технологии, производства, материалы. И ребята, которые занимаются авиамоделизмом, познают это на практике, а кроме того — изучают историю авиации, конструктивные особенности и принципы построения летательных аппаратов. При изготовлении моделей мальчишки и девчонки думают над вопросами аэродинамики, размышляют, как сделать модели прочнее и мобильнее — у них формируется пространственное воображение и конструкторское мышление. А поскольку работа по созданию даже небольшой модели обязательно кропотливая, это воспитывает у ребенка трудолюбие и усидчивость, настойчивость и трудовую активность. Кто из родителей сможет сказать, что у его ребенка эти качества есть в достатке?

А пока государство не вспомнило и вновь не осознало необходимость заботиться о воспитании технически грамотной молодежи, эту роль, как и многие другие, берут на себя энтузиасты. Педагоги, которых мы назвали. И спонсоры, которые оказывают им всяческую поддержку.

15 августа «Электромеханика» организует городские соревнования по авиамодельному спорту. На стадионе «Горизонт» в Ржеве пройдет открытое личное первенство на Кубок ПАО «Электромеханика» в классе моделей F2D — кордовых моделей «Воздушный бой». Соревнования, участником которых может стать любой желающий, будут идти с 11 часов утра и завершатся подведением итогов и награждением победителей. В розыгрыше кубка примут участие более 30 спортсменов Твери и области — из Вышнего Волочка, Осташкова, Ржева, Нелидово и других городов. Соревнования воздушного «боя» — это соревнования, в которых отборочные туры завершаются финалом, в течение которых два соперника одновременно пилотируют свои модели в одном и том же круге в течение предопределенного времени с целью отрубить ленту, прикрепленную на продольной осевой линии модели соперника. Очки присуждаются за каждый сделанный отруб. В бою участвуют по две модели, бой длится 4 минуты. Чем дольше модель проведет времени в воздухе и чем больше кусков ленты удастся отсечь, тем выше счет баллов.

Количество зрителей не ограничено. Мероприятие специально организовано как массовое, чтобы жители и гости Ржева смогли прийти и посмотреть на то, как увлеченные одним делом дети и взрослые запускают в небо крылья своей мечты.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *