ПРОЗРАЧНОСТЬ ВЛАСТИ И ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕКА

Губернатор Тверской области Андрей Шевелев напомнил историю с ржевской «дамбой», выступая с ежегодным Посланием к Заксобранию области 19 октября. Эту ситуацию он назвал ярким примером того, что порой власть не принимает важнейшие общественные инициативы, и даже мешает их реализации. Однако обо всем по порядку…

Глава региона констатировал: Верхневолжье развивается в непростой социально-экономической обстановке, идет проверка на прочность всего, что было сделано за последние годы.

— Я могу сказать, что удовлетворен нашими общими достижениями, — сказал Андрей Шевелёв. — Вектор развития можно выразить несколькими словами: переход от слов и рассуждений о потенциале и будущем региона к реальным делам по реализации этого потенциала и строительству этого будущего.

Перечисляя достижения последнего времени, глава региона назвал следующее: введены в строй и начали работать предприятия в машиностроении, химической, строительной, лесоперерабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве. Растет выпуск продукции по всем направлениям животноводства. По площади льняного поля Тверская область вышла на первое место в России.

На порядок вырос объем ремонта и строительства дорог и дворовых территорий. Реализованы такие глобальные проекты, как ремонт Восточного моста в Твери и строительство объезда Вышнего Волочка, завершается реконструкция путепровода в Торжке. При существенной финансовой поддержке правительства области началась модернизация системы муниципального общественного транспорта.

Не осталась без внимания и жилищная сфера. «По уровню ввода жилья мы превзошли самые высокие показатели 80-х годов прошлого века, при том, что качество сдаваемых сегодня домов на порядок выше. Возрождается комплексный подход к жилой застройке, — отмечено в Послании. — В социальной сфере заметны результаты реализации программы модернизации здравоохранения и проекта «Доступная среда». Работа по этим направлениям продолжается. Введены новые региональные выплаты для многодетных семей. Несмотря на непростую ситуацию с бюджетной обеспеченностью, в целом успешно выполняются задачи по повышению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы».

— Безусловно, остается немало нерешенных вопросов, но по каждому из них идет сложная, не дающая мгновенных результатов, но очень важная работа. Я признателен за участие в ней каждому из присутствующих в этом зале, всем неравнодушным жителям области. Именно этот задел прочности, созданный нами совместно, позволяет региону чувствовать себя достаточно уверенно в современных условиях, когда экономика нашей страны под влиянием внешних факторов переживает сложный период. Любой переломный период в истории — это время больших возможностей для развития. И от нас с вами зависит, будет ли область продолжать двигаться по пути позитивных перемен по всем направлениям — от экономики до социальной сферы, — отметил Андей Шевелев.

И назвал ключевые задачи на 2016 год. Первая и главная — обеспечение устойчивого и стабильного экономического развития региона, с использованием импортозамещения, реализации инновационных проектов, опережающее обучение сотрудников, кооперация отраслей и территорий — векторы заданы на федеральном уровне.

Вторая задача — не допустить сворачивания социальных программ, усилив работу по приданию им адресного характера. Например, система социального сопровождения — это не безликое распределение бюджетных средств, а точечная поддержка семей, нуждающихся во внимании со стороны государства.

Ни для кого не секрет, что основные проблемы Тверской области обусловлены нехваткой человеческих ресурсов: население стареет, притягательность мегаполисов для молодежи не уменьшается. Полностью изменить ситуацию невозможно, но решить ключевые вопросы — в наших силах. Нужно переходить от рассуждений о потенциале региона к его использованию. Хороший пример таких действий показали наши промышленные предприятия: в федеральные отраслевые планы по импортозамещению от Тверской области было подано самое большое количество проектов.

Главной задачей деятельности органов власти и местного самоуправления должны стать инвестиции в человека, прежде всего — в молодых специалистов и профессионалов среднего поколения. Что такое инвестиции в человека? С одной стороны — обеспечение возможностей для реализации людьми собственного потенциала: профессионального, творческого, социального. С другой — создание достойной жизненной среды, начиная с качества коммунальных услуг и заканчивая стабильной экологической обстановкой. Так мы закладываем основы будущего региона. Но необходимо встречное движение как со стороны органов власти и местного самоуправления, так и со стороны предпринимателей и населения. Скажем, создание индустриальных парков и реализация инвестиционных проектов невозможны без серьезного увеличения профессиональной мобильности жителей и готовности работодателей обеспечить необходимые для этого условия. А качественный прорыв в развитии коммунальной сферы — без возросшей на порядок социальной активности населения.

Губернатор особо остановился на работе с молодежью, на проблемах ее трудоустройства, предположив: если предлагать достойные рабочие места и социальную поддержку молодым людям, уехавшим в мегаполисы, многие из них согласятся вернуться на малую родину. На уровне каждого муниципалитета этот опыт должен быть распространен. Курс на реализацию потенциала молодых специалистов и профессионалов среднего поколения важен и для решения такой глобальной задачи, как формирование единого регионального информационного пространства. А затем перешел к теме репутации власти:

— У рождающегося на наших глазах информационного общества есть важная черта: требования к власти любого уровня, деятельность которой становится абсолютно прозрачной. Каждое действие, каждый шаг превращаются в предмет обсуждения. Общественность сегодня — это каждый человек за компьютером. Взаимодействие с общественностью не должно ограничиваться заседаниями советов при органах государственной власти и местного самоуправления, грантами и мероприятиями с общественными организациями. Сегодня это повседневная работа, в том числе в режиме он-лайн, по учету общественного мнения и разъяснению действий власти.

Новые условия требуют и нового понимания социального партнерства, которое не ограничивается заседаниями комиссий, подписанием соглашений и контролем за их исполнением. Социальное партнерство — это ежедневная совместная работа власти, бизнеса и общественности над решением наиболее значимых вопросов повседневной жизни. К сожалению, у нас есть примеры, когда власть не понимает и не поддерживает важнейшие общественные инициативы, более того, мешает их реализации. Самый яркий случай — история с так называемой «дамбой» во Ржеве. Действия местного предпринимательского сообщества по решению проблемы, парализовавшей жизнь в одном из районов города, показывают, насколько частная инициатива оказалась эффективнее действий администрации муниципалитета. Такие инициативы должны получать максимальную поддержку, а не препоны. Более того, крупные предприятия, компании должны включаться в решение вопросов местного значения.

Еще одно важнейшее направление для муниципалитетов — реализация Программы поддержки местных инициатив и включение в нее с 2017 года всех городских округов.

— Бюджет региона был и будет социально ориентированным, — заверил губернатор, и сразу же акцентировал: — Однако можно строить новые здания для медицинских учреждений и оснащать их современной аппаратурой, создавать новые детские сады, делать доступной окружающую среду и открывать спортивные объекты. Но если человек в них сталкивается с безразличием, с плохой организацией работы — это перечеркивает любые усилия…

Хочу обратить внимание как руководства министерства здравоохранения, так и главных врачей лечебных учреждений на существенный разрыв в уровне оплаты труда между медицинскими работниками и аппаратом управления. Также нельзя не замечать того, что некоторые руководители не решают должным образом проблему нехватки узких специалистов в поликлиниках, в то время как пациентам предлагается обращаться к ним в негосударственных медицинских центрах. Умысел ли это или стечение обстоятельств, но подобные схемы должны быть ликвидированы.

В образовании на первый план выходят вопросы воспитания, формирования личности ребенка как гражданина и патриота. «Сквозные» проекты должны объединить разные уровни системы образования, пилотный из них, «Моя семья», направлен на возрождение традиций совместной работы семьи, детского сада и школы по духовно-нравственному и трудовому воспитанию.

Важнейшим итогом прошедшего года в сфере культуры стало активное вовлечение молодежи в реализацию различных проектов как в областном центре, так и на уровне районов, открытие виртуальных музеев, концертных залов. Этот опыт важен с точки зрения реализации потенциала молодежи и повышения качества жизненной среды.

В экономике губернатор считает ключевой задачей обеспечение занятости населения. Удалось не допустить существенного роста безработицы, и задача в 2016 году — удержать ее в пределах 1,5% от экономически активного населения. Особое внимание требуется уделить уменьшению неформальной занятости.

На федеральном и региональном уровнях реализуется комплекс мер по поддержке малых и средних предприятий. Успех этих мер зависит от налаживания продуктивных отношений органов власти с предпринимателями.

Именно малый и средний бизнес может помочь решить вопросы предоставления тех услуг, которых не хватает населению. В производстве именно небольшие компании успешно решают вопросы, связанные с импортозамещением. Также необходимо, в рамках действующего законодательства, отдавать приоритет работе с местными производителями в системе государственных и муниципальных закупок.

Особое внимание должно уделяться обеспечению стабильной работы крупных предприятий, от которых зависит благополучие тысяч семей наших земляков.

— Мы активно привлекаем к решению вопросов экономического и инвестиционного развития экспертов: созданы совет руководителей предприятий и организаций Тверской области, а также инвестиционно-экспертный совет, — продолжил Андрей Владимирович. — От этих объединений требуется активная разработка проектов, направленных на развитие региональной экономики, активизацию инвестиционных процессов, государственно-частного партнерства. В текущем году мы в основном завершаем процессы формирования индустриальных парков.

Слабым звеном в процессе инвестирования являются муниципалитеты. У нас более чем достаточно примеров успешной работы с инвесторами на уровне городов и районов — Тверь, Торжок, Торжокский, Ржевский, Конаковский, Калязинский, Калининский районы и ряд других. В то же время отдельные руководители считают, что это задача областной власти, пускают работу на самотек.

В вопросах экологии и природопользования глава региона выделил несколько направлений. Проблемы с водоочисткой в ряде муниципалитетов, с утилизацией коммунальных отходов повсеместно создают не только угрозу экологической безопасности, но и социальную напряженность, зачастую политизируются. Тема большая и сложная. Обозначены сроки: в следующем году завершить все работы по формированию системы сбора и утилизации отходов и приступить к ее практическому исполнению.

Отдельно губернатор остановился на развитии индустрии гостеприимства: создана особая экономическая зона в Конаковском районе, реализуются крупные проекты в Калязинском, Зубцовском, Торжокском районах, однако один из главных туристических центров региона, Селигер, не развивается. Также недостаточно используется туристический потенциал других районов, расположенных вдоль федеральных трасс и на границе с Московской областью. Губернатор предложил муниципалитетам активнее включаться в реализацию комплексного плана развития туристической индустрии.

Ключевым фактором для развития области является модернизация дорожного хозяйства. Президентом России поставлена задача до 2022 года удвоить объемы строительства и реконструкции дорог в регионах. В течение следующего года необходимо разработать «дорожную карту», которая позволит решить поставленную главой государства задачу. Следующая по значимости задача — пресечение деятельности нелегальных перевозчиков под видом «заказных». Необходимо подготовить и внести соответствующую законодательную инициативу на федеральный уровень.

В сельском хозяйстве, которое играет ведущую роль в решении задачи импортозамещения, прирост объема производства в текущем году составил 10%. Ежегодно на селе создается порядка 500 новых рабочих мест. В 2015 году удалось остановить многолетнее падение производства молока, во многом благодаря тому, что продуктивность молочного стада выросла на 30% по сравнению с 2011 годом. Рост производства мяса составил 20%. Ближайшие задачи — развитие переработки мясной и молочной продукции, активное включение в кооперацию с перерабатывающими предприятиями крестьянско-фермерских хозяйств.

Устойчивые показатели демонстрирует строительная отрасль, но есть ряд направлений, работа по которым требует усиления. В первую очередь это переселение из аварийного жилья. Региональные нормативные правовые акты установили ответственность муниципалитетов за срыв сроков. Второе важнейшее направление — реализация программы «Жилье для российской семьи», по которой стоимость квадратного метра как минимум на 20% ниже рыночной. В кратчайшие сроки требуется обеспечить необходимое для старта проектов количество участников программы.

Качество жизни населения во многом определяется не только обеспеченностью жильем, но и его состоянием и обслуживанием. Андрей Шевелёв определил направления, на которых необходимо сосредоточиться для качественного изменения ситуации в ЖКХ: повышение качества работы управляющих компаний, обеспечение исполнения поручения Президента России по переходу с 1 января 2016 года на долгосрочное регулирование тарифов, модернизация системы ЖКХ на уровне муниципалитетов, развитие государственно-частного партнерства, развитие общественной активности.

Губернатор подчеркнул: 2016 год будет сложным и потребует напряженной работы по обеспечению устойчивого развития Верхневолжья, стабильности, поступательного движения вперед, роста благополучия и качества жизни земляков, процветания тверской земли.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *