ПОД ПАРУСОМ МЕЧТЫ
![](http://rzhevnews.ru/wp-content/uploads/2015/11/15_11.gif)
Домой вернемся, видно, не вскоре мы,
На время позабыли про домашний уют,
Мы ставим паруса на «Погории»,
И те, кто ходят в море, нас, конечно, поймут.
Из песенки «погорийцев»
С середины августа по середину октября 16 ржевских школьников ходили на паруснике «Погория» в рамках польско-русского проекта «Школа под парусами».
Из Ржева ребята сначала приехали в Польшу, в Варшаву, где, собственно, прошло знакомство с экипажем и второй половиной юных матросов. По условиям проекта, экипаж парусника — 50 человек, из них 32 школьника (16 русских и 16 поляков), остальные 18 человек — это офицеры судна и учителя, которые во время плавания преподают ребятам школьные предметы, а также некоторые морские премудрости.
Плавание началось из Амстердама. Затем юным мореплавателям довелось побывать во множестве интересных мест, например, Британском Лервике, португальских городах, на Гибралтаре, в Испании, на островах Ибица и Корсика, а закончилось путешествие в Италии в городе Чивитавеккья.
Удивительно, что в нынешней непростой политической обстановке у курирующего проект «Центра польско-российского диалога и согласия» находятся средства и желание финансировать и поддерживать «Школу под парусами».
Напомню, что начинался этот проект как семейное путешествие для жены и детей польского мореплавателя Кшиштофа Барановского. Поскольку плавание длилось два месяца, Кшиштофу и его супруге пришлось думать об учебной программе для детей. Идея оказалась настолько удачной, что в итоге переросла в проект «Школа под парусами». В нем могли принять участие поначалу только польские школьники. В 2012 году в проекте впервые приняли участие два российских школьника из Краснодарского края, получившие такую награду за свою работу добровольцами во время наводнения в Крымске. Потом уже были полновесные экипажи (16 человек) из Калининграда, Смоленска, и вот сейчас — из Ржева.
Вместить в относительно небольшой объем газетной статьи рассказ о событиях двухмесячного путешествия не так просто. Если кому-то интересно всё, что происходило во время путешествия в хронологической последовательности, очень рекомендую почитать путевой дневник Олега Беспалова (он работал учителем на Погории), эти заметки можно найти в группе ВК «Школа под парусами». Вот одна из цитат:
«Чем может похвастаться среднестатистический ржевитянин лет, скажем, пятнадцати-шестнадцати? «Кто, простите?» — спросите вы. Уточню: рже-ви-тя-нин. Житель города Ржева Тверской области. Небольшого, выражаясь бюрократическим языком, муниципального образования с населением около 60 тыс. человек и переживающего, прямо скажем, не лучшие времена. <…> А потому сам отвечу на собственный вопрос: похвастаться среднестатистическому ржевитянину лет, скажем, пятнадцати-шестнадцати, особо-то нечем. Да и некому. Но лично я поехал в Ржев, чтобы познакомиться с шестнадцатью исключениями из этого правила. И разделить с ними то, чем впоследствии можно будет похвастаться».
Простим автору несколько уничижительный тон в адрес нашего города. В целом, дневник довольно позитивный, но более точное высказывание, передающее то, чем должно стать для наших школьников это путешествие, подобрать сложно. Эта заметка посвящена эмоциям и, в первую очередь, конечно, тому, что рассказали сами ребята. Есть тут и замечания других, как говорится, «заинтересованных лиц». От себя замечу, что школьников, которые так спокойно дают интервью для газеты и ТВ, вижу очень редко.
Итак, наш первый рассказчик Павел Доронин, ученик школы N№ 1, морское имя «Внезапный камбуз».
— Почему «Внезапный камбуз»?
— Потому что после вахты любил заглядывать на камбуз: заглянул, поел и дальше пошел. Да и просто нравилось помогать камбузной вахте. А еще когда был alarm (аврал), камбузная вахта на него не ходила. Например, будят тебя среди ночи: ты что, на аларм не идешь? Отвечаешь — я на камбузе сегодня.
— Можешь вспомнить первый день морского путешествия?
— В пять утра мы приехали в Амстердам, всех выпроводили из автобуса, и мы отправились в порт. Там впервые увидели «Погорию»: она стояла в порту, было еще темно, на паруснике горело множество огней. Очень красиво. Мы поспали на лавке какое-то время, а потом приехал автобус с провиантом. Мы стали все это разгружать, часа три примерно. Потом приехал еще один автобус — с личными вещами, мы стали разгружать уже его.
— Как общались с польскими ребятами, на английском?
— Да. Некоторые поляки чуть-чуть понимали русский. Но сначала это было постоянное «не разумэ». Начали говорить на английском, потом они немного поучили русский, а мы — польский. Была такая смесь из трех языков. В основном, конечно, общались среди своих вахт. С ребятами из других вахт общались мало.
— Твое самое сильное впечатление?
— Когда мы только приехали на корабль, зашли на палубу, я увидел, насколько он красивый, и практически сразу влюбился. Вторым самым сильным впечатлением было, когда я залез на самую высокую рею, она называется роял, высотой 32 метра. Это было самым сильным впечатлением для всех участников. А когда возникала необходимость туда забираться, каждый старался уговорить офицера, чтобы наверх послали именно его.
Впечатления еще нескольких участников путешествия читайте в следующей части рассказа. А в завершение первой части слова Малгожаты Шняк, сотрудника «Центра польско-российского диалога и согласия», которая как раз и занимается набором русских ребят в путешествие:
— Самое главное — что проект состоялся, что ребята вернулись живы и здоровы, и, конечно, довольны. Надо понимать, что проект сложный потому, что отправиться на два месяца в такое путешествие, не являющееся туристическим, где надо работать и учиться — непросто. Да, были определенные проблемы, особенно в начале, когда ребята еще не привыкли и не адаптировались. На собрании, которое у нас состоялось уже здесь, в Ржеве, я попросила ребят рассказать о своих впечатлениях. И все они были положительные — это самое главное.
Продолжение следует
Владимир КУТУЗОВ