«Я ЛЮБЛЮ ВАС ТАК, ЧТО МНЕ БОЛЬНО..

писал известный советский сатирик Илья Ильф из Москвы в Одессу юной художнице Марусе Тарасенко, которая потом стала его женой. Письма, полные любви, тоски и заботы. Именно этот мучительно-нежный роман в письмах лег в основу литературно-студийного спектакля «Прогулка по Одессе. История одной любви», показанного 8 ноября Детским эстрадным театром «Мальчишки и девчонки» в постановке режиссера и автора сценария Ольги Кресницкой.

Надо сказать, что этот талантливый коллектив юных актеров в сентябре представил на суд зрителей свой первый спектакль по мотивам произведений Ильфа и Петрова «Прогулялись, посмотрели, увидели и вот, что написали». И снова премьера. Да какая! Четырнадцатилетние ребята совершенно по-взрослому рассказывают о самом прекрасном, глубоком, нежном чувстве между мужчиной и женщиной. «А не рановато ли подросткам говорить об этом?» — спросит дотошный читатель. Отвечу: именно так, как говорят про любовь «Мальчишки и девчонки», смотреть надо всем их сверстникам и тем, кому за 16, поскольку современные молодые люди, воспитанные на иных ценностях, вряд ли догадываются, что такое высокое чувство может быть. Конечно, спектакль не только об этом. Интересен он, прежде всего, любителям литературы в познавательном плане. Мы попадаем в Одессу 20-х годов прошлого века, где живут прекрасные люди: художники, поэты, музыканты. Это время свободы творчества во всех направлениях искусства и литературы.

7_1Не ошибусь, если скажу, что ДЭТ «Мальчишки и девчонки» под руководством Ольги Кресницкой совершил литературное открытие, по крупицам собрав сведения об Илье Ильфе и его современниках, друзьях — поэтах и художниках. Ребята проделали колоссальный труд, перечитав всю возможную литературу, воспоминания современников, и даже побывали на сайте Одесского музея. И в результате родился очень интересный спектакль-исследование. Полтора года жизни в Одессе Ильи Ильфа, Гриши Гуковского, Эдуарда Багрицкого, Марии Тарасенко, ее подруг-художниц: Генриетты Адлер, Тони Трепке, Раи Менделевич и других проходят перед глазами зрителей. Автор-рассказчик (Виктория Яковлева) — студентка, пишет диплом по книге воспоминаний Александры Ильиничны Ильф, дочери Ильфа и Маруси Тарасенко. Она много читала, много знает и рассказывает эту удивительную историю любви нам, зрителям. Мы вместе бродим по одесским улочкам, вдыхая их неповторимый аромат. Здесь продают горячие расстегаи, свежие пирожки, жареные семечки и свежую рыбу.

«Купите бублики, купите бублики» — звучит знакомая мелодия…

7_2«А … в доме над самым обрывом, в нетопленной квартире, брошенной прежними хозяевами, несколько девушек под самоотверженным руководством художников-энтузиастов, образовали студию, которую позже назвали «милым девичьим гнездом на Преображенской». Среди них Маруся Тарасенко и ее подруги. Осенью двадцать первого года там протекло немало чудесных долгих вечеров у раскаленной докрасна печурки, среди подрамников и мольбертов, в запахе красок, жареной кукурузы, морковного чая, в беседах, шутках, импровизациях, в подражании монмартрским нравам».

7_3Чуть ли не ежедневно бывал здесь Багрицкий, Ильф и Славин… Багрицкий бросил словцо, и за тремя девушками из «коллектива художников», статными, длинноногими, закрепилась романтическая кличка — валькирии. Зрителю необычайно интересно наблюдать в этой сцене спектакля за героями. Сдержанная, строгая Маруся (Алина Николаева), разговорчивая, непосредственная Генриетта (Анастасия Гусакова), у которой, что на уме, то и на языке, хозяйственная Рая (Дарья Иванова), угощающая ржаными лепешками, и доброжелательная, искренняя Тоня (Карина Гусевская). Милые, очаровательные художницы, сидя за мольбертами, ведут незатейливые разговоры о живописи, свободе, зачетах и… лепешках.

Улыбается зритель при появлении харизматичного художника Наума Соколик (Егор Дрожжин), который отобрал этих девушек из числа «подающих надежды», добился у городских властей помещения и организовал студию. Чувствуется, он здесь старший по возрасту и главный из преподавателей.

7_5— Я привел вам натуру. Кисти рук, носы, глаза… Разбирайте, валькирии, — с характерным одесским говорком, указывая на своих товарищей Ильфа, Багрицкого и Митю Ширмахера, говорит он. Ильф (Степан Жданов) берет табурет и садится к Марусе, не в силах отвести от нее глаз. Маруся робко просит разрешения посмотреть на его руки. И пока она писала с натуры, он тихо радовался счастью быть рядом с нею, тщательно скрывая свои эмоции, точнее, не смея, в тот момент, открыто заговорить о них. Ильф говорил о ее таланте, особом видении мира, о новой поэме Багрицкого.

Небезынтересным собеседником и гостеприимным хозяином был хромой и бледный Митя Ширмахер (яркий образ, созданный Андреем Любомировым). В его квартире, на улице Петра Великого, любили собираться будущие поэты и писатели, которые потом станут известны всему миру. Вот напевает глухим голосом песенку из своей новой поэмы «Страна родная» Эдуард Багрицкий (Артем Чижов).

А Гриша Гуковский (Максим Иванов) — юноша необыкновенной эрудиции, знавший помимо нескольких европейских языков еще латынь и греческий. Он жил идеей поставить пьесу Кальдерона «Жизнь есть сон» и, взяв на себя роль режиссера, быстро вручал друзьям роли. Они голодали, но были веселы, пьянели от стихов, от репродукций картин, от хорошей книги, от предчувствия любви.

А как танцевали! Великолепно поставлен фокстрот про школу танцев Соломона Пляра, где даже хромой Ширмахер, помахивая костылем, довольно прилично выделывает различные «па». Очень органично вписывается в канву спектакля еврейский танец (сцена на вокзале). Прекрасны модницы 20-х! Шляпки-клош в виде колокола, береты с украшениями в подражание кинодивам немого кино, платья с заниженной талией, длинные жакеты, юбки чуть ниже колена, туфли-лодочки. Надо сказать, что массовые сцены, где занято большое количество актеров, продуманы до мелочей и обыграны замечательно. Чувствуется рука мастера! Много колоритных моментов, рассказывающих о жизни одесситов. Есть герои, у которых нет слов, но они очень естественно существуют в этой атмосфере. Это и мальчик-газетчик, раздающий зрителям газету «Гудок» (Ольга Смирнова), и торговка семечками (Елизавета Куракина), одессит (Артем Пирожок) и одесситка (Софья Пивоварова), и томная поэтесса с сигарой в длинном мундштуке, она же торговка расстегаями (Ангелина Бирюкова). Все соединилось и слилось воедино. Через внешний рисунок роли, через костюм юные актеры умело перевоплощаются в различных персонажей. Морячок, он же Багрицкий (Артем Чижов), художник Наум Соколик, он же рыбак (Егор Дрожжин), Митя Ширмахер, он же продавец кваса (Андрей Любомиров), Гриша Гуковский, он же чистильщик обуви (Максим Иванов).

Удачная находка режиссера — оригинальное объяснение в любви героев в парке, на скамейке. Затаив дыхание, мы слушаем, как Илья читает Пастернака, затем Маяковского.

В октябре на ночном небе Одессы зажглась Звезда сумасшедшей любви Ильи Ильфа и Маруси Тарасенко. Они старались практически все время быть вместе. Почти не расставались.

Любовь была главной темой их писем и тогда, когда Ильф уезжает покорять Москву и оставляет Марусю в Одессе. Разлука не охладила чувства влюбленных, и в апреле 1924 года они зарегистрировали свои отношения в Москве. Торжества не было. Расписались — и все. Родилась Александра. А в 37-м Ильфа не стало. Его смерть была для Маруси таким страшным ударом, что она не оправилась до конца жизни, хотя прожила без него 44 года.

Маруся умерла в 1981 году. По разным причинам получилось так, что после ее кончины остались только листок с карандашными набросками, альбомы с рисунками и две-три картины маслом. Все остальное как-то растворилось во времени. Нет Маруси, нет Ильи Ильфа, нет их веселых друзей и нет той Одессы 20-х, романтичной и любимой в их воспоминаниях, но остались голоса влюбленных, голоса любви, поднявшие их всех на вершину творчества.

А теперь есть и спектакль, талантливо поставленный детским эстрадным театром «Мальчишки и девчонки». С нетерпением будем ждать продолжение — заключительную часть трилогии про Ильфа-Петрова, которую ребята планируют показать на большой сцене в этом творческом сезоне.

Елена Сооляттэ

Фото

Владимира Кутузова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *