«Жить, гореть и не угасать…»

К 55-летию Дворца культуры

Всё имеет свою историю: явления, события, вещи… Ровно 55 лет назад, в 1960 году, в преддверии Нового года, распахнул свои двери Дворец культуры, ставший для нескольких поколений ржевитян вторым родным домом, где всегда был праздник. И эти яркие впечатления и ощущение счастья навсегда остались в их сердцах и памяти. Здесь каждая репетиционная комната, каждое окно, каждая кулиса на сцене, каждое зрительское кресло в зале, даже каждая ступенька лестниц, каждая клавиша рояля хранят столько информации, ставшей историей о людях и событиях, о жизни тех, кто занимается творчеством и искусством. Здесь особая аура, попадая в которую, человек невольно задумывается: зачем он живет на земле и как ему жить?

Директор Дворца культуры Ольга Кресницкая и заведующая художественно-методическим отделом Анастасия Игралова по крупицам собирали сведения, касающиеся истории Дворца культуры, и надеются, что в скором времени появится на свет книга, фрагменты которой начинаем публиковать на страницах «Ржевских новостей».

Все имеет начало

Идея строительства Дворца принадлежит Игорю Верещагину, который в начале пятидесятых начал свою трудовую деятельность на заводе «Электромеханика». С мая 1956 года по март 1973 Верещагин был директором завода. Глубокие жизненные знания, богатый практический опыт, выдержка и такт в общении с людьми, умение выделить в работе главное — эти и другие качества позволили Игорю Александровичу долгие годы квалифицированно руководить большим коллективом и добиться поразительных успехов в экономическом и социальном развитии завода. Преобразился завод! И заметная гордость заводчан — лучший в городе Дворец культуры со зрительным залом на 450 мест. Говорят, по замыслу Верещагина, здание ДК должно было иметь еще один этаж, и по фронтону его хотели украсить скульптурами муз, покровительствующих видам искусства и творчеству.

Со строительством Дворца культуры связана легенда о том, что в 1957 году представитель предприятия «Почтовый ящик — 80» поехал в Москву «выбивать» цемент. И пришлось ему прибегнуть к «жульничеству»: увидел представитель, что такой же, как он, проситель (но только с красной полосой на документе) получил от министра стройматериал. Тогда тот нарисовал такую же красную полосу на своем документе… И добыл цемент. И началась стройка великая.

Кадры всегда были гордостью ПАО «Электромеханика». Именно здесь, на производстве, их растили. Они росли, мужали в профессии, влюблялись в работу. Поэтому «эстафета», которая была передана Михаилу Павловичу Кулешову, не стала новым стартом, она была продолжением с грандиозными перспективами. Его работа была вдохновенной; он напоминал дирижера крупного оркестра, дирижера талантливого и слышащего каждую ноту. И он тщательно заботился о том, чтобы ни один инструмент не фальшивил, чтобы исполнители, если не все, но большинство — виртуозы. Вот так он относился и к вопросу выбора кадров для Дворца культуры, тщательно интересовался вопросами материально-технической базы, поддерживал все творческие инициативы служителей Мельпомены, Терпсихоры, Евтерпы и других муз, был частым зрителем на конкурсах, ратовал за привлечение детей и подростков к творчеству. При такой поддержке Дворец культуры просто не мог быть «вторым» учреждением культуры в городе. ДК всегда был в авангарде.

У штурвала корабля

С 1961 года руководила Дворцом культуры объединения «Электромеханика» Агния Ивановна Шершнёва, проявив себя умелым организатором.

Всегда приветливая, с улыбкой, встречала она ржевитян. Выглядела очень интеллигентно. Ей нравилась её работа, и она полностью посвящала себя людям.

Родом она из Ржевского района, родилась в 1918 году. Имя её Агния, созвучное «огню», возможно, предопределило её характер и путь в жизни. Шершнёва «горела» делом, согревая людей вокруг теплом и радушием своей души, вела за собой, подобно горьковскому Данко, отдавая себя полностью, без остатка, людям. Именно такой человек мог стоять у «штурвала корабля с алыми парусами».

В 1938 году начался её трудовой путь после окончания Зубцовского библиотечного техникума. Сначала работала библиотекарем технической библиотеки политотдела отделения службы движения в Ржеве. Затем — была комсомольским, партийным работником. Под руководством Агнии Шершнёвой Дворец культуры стал одним из лучших учреждений культуры в городе — показателем этого стали призовые места в социалистическом соревновании, Почётные грамоты областного совета профсоюзов.

Агния Ивановна сочетала в себе опытного идеолога и доброго, отзывчивого и очень честного человека. Будучи скромной, она не говорила о том, что награждена медалями «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовое отличие», «За доблестный труд», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне». За хорошую работу в Ржевском отделении железной дороги ей присвоено звание «Отличный железнодорожник».

Думается, что именно ею были заложены определённый статус Дворца культуры, традиции, главная из которых — нести людям свет и радость, делать это велением сердца, а значит — качественно, как бы прагматично ни звучало последнее.

Следующий этап биографии жизни Дворца культуры связан с деятельностью Любови Адельшевны Османовой.

Если уместно сравнение, то её работа, идеи по организации жизни очага культуры похожи на эстетические воззрения представителей Просвещения. Она постоянно подчеркивала факт гармонизации общества через просвещение людей, развитие их творческого начала. Именно она увеличила спектр услуг учреждения культуры населению. Огромное значение придавала развитию творческих способностей населения, для чего искала и подтягивала кадры — людей профессиональных и влюблённых в творчество. И, как правило, не ошибалась. Ею были «открыты» Елена Яблокова — специалист по работе с детьми, организатор досуговых программ, Елена Бартусова — хореограф ансамбля танца «Серпантин», Ольга Кресницкая — режиссёр детского театра. Мало было найти, нужно было удержать необходимых людей, и Любовь Адельшевна делала это, опираясь на свои духовные ценности и убеждения. Благодаря ей, её идеям многие специалисты Дворца культуры поступили учиться и получили высшее образование. Османова была генератором множества начинаний, экспериментов в организации свободного времени, в поисках новых форм досуга населения. Ею была «привита» организация разнообразной, самоокупаемой кружковой деятельности. О ней говорили как о требовательной в работе и справедливой. Её умение индивидуально работать с каждым специалистом, вникая в трудовые и личные вопросы каждого, способствовали хорошим результатам деятельности творцов. Она утвердила за Дворцом культуры брэнд — «лучшее учреждение культуры города».

С сентября 1995 года решением отдела культуры администрации города (в апреле 1995 г. Дворец культуры был передан городу) руководство Дворцом культуры было доверено Владимиру Геннадьевичу Иванову.

Владимир Иванов — электромонтажник по профессии, добросовестно работал на заводе «Электромеханика» в цехе N№ 8, был активным общественным деятелем. ДК уже тогда был для него вторым домом, так как большую часть своего свободного времени он проводил в репетициях очень известной агитбригады под руководством Игоря Ладыгина и в репетициях ансамбля танца «Ритм», являясь партнером руководителя данного художественного коллектива. Владимир, человек инициативный и творческий, занимался техническими вопросами по оформлению сценической площадки, внес множество предложений по вопросам освещения концертных программ. Так случилось, что позже, когда на заводе происходило вынужденное сокращение штатных единиц, Владимир Геннадьевич был принят на работу во Дворец культуры в качестве завхоза. Качество хорошего организатора и хозяйственника очень пригодились. Шаг за шагом он набирал авторитет и стал директором. Лично выполнял косметический ремонт, был очень ответственным в выполнении поручений администрации. Хорошим помощником в организации творческого процесса была Наталья Вишнёва — зав. детским сектором, и Елена Яблокова — художественный руководитель. Да и сам Владимир Геннадьевич продолжал свое активное участие в любительском танцевальном коллективе, исполняя на сцене вальсы со своей постоянной партнёршей и супругой Марией Ивановой. Владимир Иванович человек отзывчивый и доброжелательный, заслужил хорошее отношение и уважение всего творческого коллектива.

С 2002 года директором Дворца культуры города Ржева становится Ольга Кресницкая. За эти годы, благодаря неустанной активной деятельности, великолепному таланту руководителя, она смогла создать в учреждении сплоченный творческий коллектив единомышленников, успешно решающий задачи культурной политики и воспитания подрастающего поколения в Ржеве. Значительно укрепилась материально-техническая база учреждения, сделан ремонт танцевальных залов с лучшим паркетным полом в области, зрительного зала и фойе; введены инновационные технологические системы, формы и методы проведения культурных мероприятий, открыты новые клубные формирования, реализованы интерактивные формы досуга. Активировалось сотрудничество с общественными организациями города Ржева и отделом по молодежной политике. Сценическая площадка Дворца культуры стала центральным местом проведения мероприятий различного уровня: городских, областных, межрегиональных, международных фестивалей, юбилейных праздничных вечеров промышленных предприятий города. В зрительном зале Дворца культуры всегда аншлаг. Благодарные зрители спешат на спектакли Московского театра оперетты, Академического Тверского театра и Тверского театра юного зрителя, областной и Московской филармонии.

На сценической площадке Дворца культуры на суд зрителя представляют свои концерты известные и популярные исполнители эстрадной, авторской песни, музыканты, играющие джаз и классическую музыку. Дворец культуры стал родоначальником многих молодежных фестивалей: авторской песни «Серебряные струны», военно-исторического фестиваля «Форпост», современного танца «Street dance», по спортивным танцам «Ржевская осень»,  детского и юношеского творчества «Зажги свою звезду».

Клубные формирования Дворца культуры — лауреаты и дипломанты областных, всероссийских и межрегиональных конкурсов творчества. Возросло международное сотрудничество в сфере культуры — Болгария, Польша, Финляндия, Турция, Швеция.

Ставшая классической фраза «Жить, гореть и не угасать» претворялась в жизнь. А сколько еще предстоит сделать…

Елена Сооляттэ

Фото из архива

Дворца культуры

Продолжение

в следующем номере

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *