«Жить, гореть и не угасать…»

К 55-летию Дворца культуры

Продолжение,

начало в N№ 47

Поющие сердца

Каждому из нас свойственно петь. Человек напевает, когда стоит под душем, когда идет по аллее парка, когда… этот ряд можно продолжать и продолжать. Вокальное творчество, пожалуй, самое популярное. Видимо, поэтому академический хор Дворца культуры, начавший свой творческий путь в шестидесятых, был многочисленен на протяжении более двух десятилетий. Первый руководитель, хормейстер — Владимир Михайлович Валяев. Именно он определил «творческий почерк» — академическую манеру пения и репертуар хорового коллектива: это классика и песни советских композиторов. Более 40 человек исполнителей, среди которых и заводчане, и желающие петь взрослые люди с других предприятий города. Владимир Михайлович за короткое время «сделал» из хора коллектив, ставший фаворитом областных смотров профсоюзов. С 1962 года руководство хором принимает Валентина Алексеевна Румянцева, которая продолжила курс, заданный Валяевым: работать с исполнителями-любителями как с профессионалами-певцами. В репертуаре появились народные песни. Индивидуальная работа с солистами помогла реализовать неординарные природные способности многих исполнителей, таких, как Эдуард Левин и Нина Орлова, которая пела под аккомпанемент Виктора Ананко. Её природный голос завораживал зрителей. Свою вокальную карьеру здесь, на сцене Дворца культуры, начал Анатолий Безденежный, исполняя классический репертуар (ныне он — солист Липецкой филармонии). Прекрасно исполнял патриотические песни Владимир Новиков. Местным «Шаляпиным» называли ржевитяне Аркадия Иванова. Пел он на очень хорошем, практически профессиональном уровне. Супруга его, Светлана, пела в хоре и позвала мужа на вокальные занятия. Вот так и «затянуло» молодого мужчину петь. Валентина Алексеевна Румянцева, будучи внимательным руководителем, поехала с Аркадием в Гнесинку, где он успешно прошел прослушивание. Ему предложили учиться, но… семейные обязательства взяли верх. И кто знает, быть может, когда Аркадий Федорович пел романс «Гори, гори, моя звезда», то вспоминал эту возможность стать оперным певцом. Дуэтом с Аркадием Ивановым часто пела Нина Хрусталёва. Вокальный дуэт — это непростое дело. Голоса исполнителей должны быть совместимы. Нина Ивановна очень любила петь еще со школьной скамьи. И, занимаясь в академическом хоре, могла сольно исполнять часовые программы. В её репертуаре были арии из опер Чайковского, Верди, романсы и песни советских композиторов.

Аккомпанировали хору Елена Гуревич, Валентина Трифонова и Валентина Серова, которая в 1972 году стала руководителем и хормейстером уже очень известного и титулованного в городе хорового коллектива. Этот период времени связан с подъемом цеховой самодеятельности. Специально приобретаются несколько фортепиано, которые располагаются в «красных уголках» цехов и отделов. Валентина Серова выполняла непростую задачу: в цехах пели все — от монтажника до начальника. Хор успешно продолжал свою деятельность, затем был создан женский ансамбль «Подружки». Активно занимались солисты: Раиса Хотулева (Александрова), Анатолий Колпашников, Валентина Кудрявцева. В 1975 году в ДК приходит творческая личность, профессионал — музыкант и хормейстер Майя Игнатьевна Бойцова. Она любит приговаривать: «Душа должна петь». Своим талантом, творческой энергией она заряжает участников хора и, как говорят спортсмены, открывается второе дыхание. Появляются ещё более высокие результаты. Начинает свою вокальную карьеру мужская группа хора.

9_1До сих пор многие ржевитяне помнят, как замечательно пели солисты Дворца культуры! Более 30 лет выступал на сцене ДК «ржевский соловей» Сергей Иванович Счастных. Бурными аплодисментами встречали зрители и других исполнителей: Светлану Ядрову, Тамару Цветкову, Ирину Глушич, Игоря Гоманюка. Сольное пение певцов Дворца культуры было лучшим в городе!

Майя Игнатьевна, влюбленная в творчество Александры Пахмутовой, активно дополняла репертуар классики, народной и патриотической песни хитами конца 70-х годов. Работала она в тесном тандеме с концертмейстером Эмилией Вацлавовной Дмитровской (Степниковой). В 1978 году хормейстером Академического хора становится Марина Евгеньевна Артамонова.

«Русская гармонь»

Гармонь, гармонь!

Гуляют песни звонко

За каждый покачнувшийся

плетень.

Гармонь, гармонь!

Родимая сторонка!

Поэзия российских

деревень.

Пока жива русская душа — живы песни, наигрыши, частушки, исполняемые под гармошку. И не угасает любовь к русскому народному творчеству, к русской гармошке, и передается она из поколения в поколение.

9_3В феврале 1987 года собрались во Дворце культуры ценители и любители веселых частушек, лирических и задорных песен и танцев, так приятно будоражащих душу и таких понятных каждому — от мала до велика. Тогда руководителем коллектива стал Александр Терентьев. И заиграла, запела гармонь, возвращая людям старшего возраста молодость, радуя молодых, веселя детвору. Заработал клуб гармонистов, да как заработал! «Молодцы!», «Браво!», «Спасибо!» — кричали во время концерта, долго не смолкали аплодисменты в зале, когда на сцене выступал коллектив с добрым названием «Русская гармонь». А играли гармонисты не только на сцене Дворца. С большим удовольствием дарили они хорошее настроение людям, принимая участие почти во всех городских мероприятиях и празд-никах города. Кроме того, клуб гармонистов был непременным участником областных праздников. Неутомимые, неунывающие гармонисты — лауреаты и дипломанты смотров и конкурсов.

Разные по характеру и темпераменту самодеятельные артисты, несмотря на возраст, дарили зрителям праздник.

«Весна»
во Дворце культуры

Страницы музыкальной истории Дворца культуры рассказывают и о детских вокальных коллективах.

9_4— Начинали мы работать в средней школе N№ 8, — говорит Борис Анатольевич Седов, руководитель первого детского коллектива ДК. — С помощью зам. директора по воспитательной работе Любови Александровны Лифляндской я организовал коллектив, где дети учились не только петь, но и записывать минусовые фонограммы. Мы много выступали в разных городских школах, библиотеках. Потом школьной площадки показалось мало, и я попросил начальника отдела культуры администрации города Валентину Бременеву разрешить нам заниматься во Дворце культуры, тем более что тогдашний директор ДК Владимир Иванов был не против взять нас «под свое крыло». Получив «добро», мы стали расширяться. Появились две возрастные группы: младшая, куда принимали детей с 5-6-летнего возраста, и старшая, где занимались учащиеся 4-6-х классов. Кроме 8-й школы, пришли к нам дети из 4-й и 9-й школ. А поскольку по гороскопу я — Водолей, да и студия открылась накануне весенних праздников, мы решили назвать свой коллектив «Весна». В ДК нам приобрели компьютер, и с
помощью Эдуарда Сафронова, музыканта из группы
«X-Stile», начали записывать профессиональные фонограммы. Занимались с детьми вокалом, ритмикой, обучали нотной грамоте. Чтобы каждый номер выглядел ярко, эффектно, делали подтанцовки, иногда с помощью ростовых кукол. Вообще, весь наш репертуар подбирали так, чтобы музыкальные произведения соответствовали возрасту ребенка, с учетом его способностей, интересов, вокальных данных. Танцевальные номера помогала ставить хореограф Елена Живоченкова.

Стоит отметить, что многие произведения для своего коллектива Борис Анатольевич написал сам. Всегда с особой теплотой принимали зрители его песню «Наш город Ржев», которую дети исполняли в трехколорных костюмах. Студия «Весна» в течение многих лет была постоянным участником празд-ничных концертов, посвященных Дню города, частым гостем в городских школах. Активно участвовал этот коллектив в общих проектах Дворца культуры.

Борис Анатольевич — друг всех детей. Доброжелательный, отзывчивый, внимательный, он умеет увлечь каждого. Любитель леса, туристических походов, он довольно часто выезжал с детьми и их родителями на природу, организовывал увлекательные экскурсии. Студия «Весна» — это дружный творческий коллектив, где было всем интересно.

«Птичий рынок»

С 1995 года во Дворце культуры работает Ольга Воробьева в качестве хормейстера вокально-хоровой студии «Птичий рынок». Инициативный, вдумчивый, активный и высококвалифицированный специалист.

Ольга Анатольевна приобщала детей и подростков к музыкальной культуре, воспитывала, развивала духовные качества подрастающего поколения. В названии «Птичий рынок» полностью отразился характер творческого коллектива: шумные, веселые, звонкоголосые ребята с большим энтузиазмом изучали азы вокального искусства. Музыкальная грамота, постановка голоса, искусство речи, умение раскрывать образ в музыкальном произведении, устные беседы о музыке и композиторах, пластика движения — все это и многое другое постигали ребята на занятиях в вокальной студии. При работе с детьми Ольга Анатольевна, используя авторские методики, учитывала индивидуальность каждого ребенка.

Концертные программы коллектива «Птичий рынок» всегда вызывали интерес у детей и взрослых. Ансамбль и его солисты были частыми участниками городских мероприятий, выезжали с концертами в другие города.

Коллектив под руководством Ольги Воробьевой вел активную концертную деятельность, участвовал в конкурсах и фестивалях областного и российского уровня.

В 2003 году ансамбль «Птичий рынок» стал лауреатом российского конкурса «Серебряные голоса» в Иваново. В том же году завоевал диплом лауреата 2 степени на Тверском фестивале «Заволжье» и на российском конкурсе в Рязани в феврале 2004 года.

Страницу подготовила Елена Сооляттэ

Фото из архива ДК

Продолжение

в следующем номере

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *