ДВОРЯНСКИЕ УСАДЬБЫ. ИМЕНИЕ ЕРМОЛОВЫХ

К 800-летию Ржева

Вокруг Ржева было много дворянских усадеб. Напомним об одной из них и  людях из известного в России дворянского рода Ермоловых.

Имение Ермоловых находилось между деревнями Шопорово и Строево в селе Иваньково. Со второй половины XIX-века оно принадлежало Виктору Алексеевичу Ермолову, приёмному сыну Алексея Петровича Ермолова, Героя войны 1812 года, генерала от инфантерии (1818 г.) и от артиллерии (1837 г.), и его семье.

О том, что представляло собой имение, можно судить по записям в «Деле о конфискации имущества бывшего имения Ермоловых, Тимофеевской волости», которое хранилось в городском архиве в фонде Уездного земельного управления. Понятное дело, что имение было национализировано после Октябрьской революции 1917 года.

Крестьянский сход деревни Шопорово принял на учёт конфискованное и избрал комиссаром по управлению «бывшим имением Иваньковых господ Ермоловых» крестьянина Николая Федосеева. Вот тогда и была составлена опись конфискованных построек и их содержимого. (Кстати, и сегодня потомки этого крестьянина-комиссара проживают в Шопорово).

Согласно описи, барский дом трёхэтажный, каменный. В первом этаже восемь комнат, на втором и третьем этажах по десять комнат.

В барских домах комнаты обычно шли анфиладой. По описи, они заполнены мебелью, зеркалами, люстрами, мебелью красного дерева. Несколько шкафов с книгами. Рояль, граммофон, две этажерки с нотами. Образная комната с киотом. Две картины в позолоченных рамах. В комнатах гувернантки и прислуги мебель попроще. В описи значатся: «стол простой, диван простой».

Во дворе — каменная кухня и погреб. На кухне медная утварь: кастрюли, чайники, тазы для варки варенья, самовары.

Рядом располагались: каменная конюшня, каретная, амбар, рига, два сарая, скотный двор. Деревянный дом для служащих. Две бани, одна из которых господская.

В амбаре пуды зерна. На скотном дворе: бык, шесть коров, две тёлки, семь лошадей с жеребятами. В каретнике: пролётки, коляски, тарантасы, зимние кареты, всё это занесено в опись и даже «два дамских седла, старых». Можно было съездить и в церковь, и в гости, и в Ржев, в городской театр или просто выехать на конную прогулку по берегу Волги, вдоль Ермоловского леса.

Однако вспомним и о людях, представителях дворянского рода Ермоловых.

Самый известный из них, конечно, это Алексей Петрович Ермолов, чей портрет хранится среди прочих портретов Героев войны 1812 года, в Военной галерее Эрмитажа (бывшего Зимнего дворца), в Санкт-Петербурге.

Алексей Петрович Ермолов родился в Москве в 1777 году в семье офицера. Учился в Московском университетском благородном пансионе. В десять лет был записан в Преображенский полк и с 1791 года служил в армии в чине капитана.

Участвовал в войне с Польшей (1794 г.), в Персидском походе 1796 года. С 1798 года по 1801 год находился в Костроме, куда был сослан как один из участников Смоленского офицерского политического кружка.

Во время войн 1805-1807 годов с Францией проявил храбрость и способность артиллерийского начальника.

Во время Отечественной войны 1812 года сыграл значительную роль в сражениях с Наполеоновскими войсками при Валутиной горе недалеко от Смоленска, Бородино и Малоярославце. Под Бородино лично водил войска в атаку.

После Бородинского сражения был начальником штаба объединённых армий. Во время заграничных походов 1813-1814 годов командовал артиллерией союзных армий, дивизией и корпусом. Отличился в сражении при Кульме.

С 1816 года Алексей Петрович Ермолов командует отдельным Грузинским (позже Кавказским) корпусом, является главнокомандующим в Грузии и одновременно чрезвычайным и полномочным послом в Иране. Возглавлял военную и гражданскую власть на Кавказе. Пользовался репутацией прогрессивного деятеля, несмотря на властный и независимый характер.

За связь с декабристами в марте 1827 года отозван с Кавказа Николаем I  и в ноябре 1827 года уволен в отставку в чине генерала.

Во время Крымской войны, в 1855 году, был избран начальником ополчения в семи губерниях, но принял эту должность только по Московской губернии.

Алексей Петрович Ермолов за кампанию 1805 года был награжден оружием, золотой саблей с надписью «За храбрость».

Он был награжден орденом святого Александра Невского, орденом святого Георгия II степени (1814 г.), Кульмским крестом от прусского короля, медалями. Умер А.П. Ермолов в 1861 году и был похоронен в Орле.

Приходилось ли бывать Алексею Петровичу Ермолову в имении своего приемного сына под Ржевом или нет, история умалчивает. Но возможно предположить, что бывал. Ведь рядом с Ржевом находилось имение другого Героя войны 1812 года, генерала Александра Никитича Сеславина, и можно было бы заехать и встретиться, вспомнив былые годы, да и от Москвы все-таки недалеко. Но уж в переписке с приемным сыном Виктором и его семьей он состоял наверняка.

Про Алексея Петровича Ермолова написаны книги, его имя занесено в Большую Советскую энциклопедию (том 9).

Виктор Алексеевич Ермолов, владелец имения под Ржевом и приемный сын русского военачальника и государственного деятеля
А.П. Ермолова, дослужился до чина генерал-лейтенанта, который присваивался по личному распоряжению Императора и соответствовал гражданскому чину тайного советника по «Табели о рангах».

Он был женат на Анне Ивановне Демьяновой. Две дочери: Варвара Викторовна и Ольга Викторовна.

Скончался Виктор Алексеевич Ермолов в январе 1892 года и согласно «Русскому провинциальному некрополю», изданному в 1914 году, был похоронен в Ржеве на Смоленском кладбище. В 1900 году рядом с ним была похоронена и жена Анна Ивановна, а в 1910 году — дочь Варвара Викторовна.

Когда грянула революция 1917 года, в имении проживала только одна Ольга Викторовна Губина, урожденная Ермолова — вторая дочь Виктора Алексеевича Ермолова. С ней проживали две горничные, прачка, рабочий и двое военнопленных, которые трудились в имении.

После национализации дворянской усадьбы Ермоловых и составления описи Ольге Викторовне разрешили проживать в родовом имении и даже оставили лошадь, птицу и личное имущество.

Была попытка отдать барский дом под клуб и театр работников завода «Сельмаш», но шла Гражданская война и было не до этого. В том же 1919 году Ольга Викторовна Губина (Ермолова) подает местным властям жалобу на солдат, стоящих в доме на постое, указывая, что они разворовывают мебель. Что предприняли власти по этому поводу — неизвестно.

На фронтах Гражданской войны гибли люди. В стране — разруха. Никто и не собирался сохранять дворянские усадьбы.

Прошло время, и от имения Ермоловых возле Ржева не осталось и следа, как, впрочем, и от других дворянских усадеб на ржевской земле. А история любого города, как известно, всегда связана с землями, лежащими вокруг, и теми людьми, проживавшими на них, коих мы называем своими земляками, а посему и стараемся сохранить о них память.

P.S. Между прочим, в Тверской губернии имели свои усадьбы и другие родственники Героя Отечественной войны 1812 года А.П. Ермолова. Его дядя, генерал-майор Александр Петрович Ермолов, в конце XVIII века владел поместьями в Вышневолоцком уезде, которые к середине XIX века перешли к его сыну, тоже генерал-майору Михаилу Александровичу Ермолову, племяннику Алексея Петровича Ермолова, также являющегося родственником Виктору Алексеевичу Ермолову, владельцу имения под Ржевом.

Все они были офицерами и честно служили Отчизне.

(При подготовке публикации использовалась книга «История Ржева», составитель Е.И. Ожогин, 2000 год, и другие источники).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *