Добрые куклы Татьяны Воскресенской

Не боги горшки обжигают. А простые, живущие рядом с нами люди, в основном женского пола, так как «горшкообжигание» (сиречь творчество-рукоделие) — удел все же больше женский. Как гласит словарь Брокгауза и Эфрона, «рукоделие в общепринятом смысле обозначает ручную работу, производимую женщинами с помощью разных орудий».

7_4_КуклыДревний инстинкт к женскому рукоделию проснулся лет десять назад в моей соседке Татьяне Воскресенской, жительнице деревни Абрамково, и перерос сначала в увлечение, а затем и во всепоглощающую страсть. Иначе не назвать, потому что среднестатистическая российская женщина, загруженная заботами на работе, по дому (а деревенская — еще и обремененная хозяйством), может выкроить свободное время на рукоделие только в том случае, если это действительно страсть.

Началось все с вышивки. Причина, побудившая вышивать, как обычно это случается, была довольно банальной — нервы расшатались, и чтобы не замыкаться на проблемах, Татьяна взялась за иголку и пяльцы. Сначала это были небольшие рисунки, незамысловатые узоры, чуть позже — панно. А потом в магазине тканей увидела красивые рисунки для вышивки крестом. Купила и специальную литературу по вышивке. И тогда из-под пялец мастерицы стали появляться картины, достойные восхищения.7_5_Куклы

И как сама признается — чем объемнее работа, тем интереснее ее исполнение. По эскизу Татьяны знакомый столяр изготовил для нее огромные пяльцы (метр в диаметре) с подставкой, и тогда стало возможным вышивать большие полотна. Самая гигантская в копилке Татьяны работа — полтора на метр, на которой изображен живописный морской залив с пришвартованными у гавани кораблями. Над ней она работала три месяца.

К слову сказать, вышивать крестом легко только в принципе. Кропотливая работа требует терпения, усидчивости и определенных навыков. В старину, например, работу вышивальщицы смотрели не только с лица, но и с изнанки: если с оборотной стороны вышивка была с узлами — ее считали плохой, а мастерицу неумехой. Работы Татьяны Воскресенской в этом смысле безупречны — рисунок и с лица, и с изнанки одинаково гладкий.

7_6_КуклыЗа десять лет на свет появилось более 50 работ, оцененных по достоинству на выставках прикладного творчества областного уровня.

Увлечение вышивкой попутно уживалось с вязанием крючком и на спицах, а еще бисероплетением. Вязала всегда для себя, детей, в подарок. Тяга к творчеству трансформировала это увлечение в вязаную игрушку. Первым появился домовенок — объемное творение из разноцветных ниток и огромных елочных шаров. Позже похожую технику изготовления игрушек Таня увидела в журналах по вязанию. Однако точно следовать предложенному эскизу для творческой натуры неприемлемо. Так родилась своя собственная техника, благодаря чему вязаная игрушка получается у нашей мастерицы объемной и живой.7_3_Куклы

Татьяна признается, что долгое время ее не покидала мысль найти такую технику, чтобы кукла была более естественной, натуральной. И в дебрях Интернета однажды натолкнулась на то, что искала — куклы из капрона и синтепона. Вдохновила книга скульптора Ольги Андриановой, которая из этого незамысловатого материала делает настоящие шедевры — характерные портреты людей, персонажи сказок.

Капрон и синтепон — благодарный материал в руках мастера. Из него можно лепить, как из глины, создавать не только нужную форму лица, но и нужное выражение.

7_2_КуклыСначала придается форма синтепоновой массе. Затем с помощью иглы для сухого валяния из шара ваяются наметки лица. Потом овальный блин обтягивается капроном. Таня показывала мне, как рождается лицо куклы, чередуя ловкие движения иглы и пальцев. Нитка стягивает податливую форму и появляется нос, губы, и даже мимические морщинки. Заготовка рук шьется из тонкого синтепона и капрона, а уже затем натягивается на каркас, набивается и стягивается. Каркас туловища делается из проволоки, тоже обшивается и обтягивается. Работа эта ювелирная, так как капрон сам по себе материал нежный, одно неловкое движение — и затяжка или стрелка сводит все труды к нулю.

Первая кукла, выполненная Татьяной в такой технике, готовилась к выставке. Дама метрового роста в платье, шляпке, с прической и даже с маникюром на пальчиках — все, от шляпки до туфелек, сделано собственноручно.

Потом была серия веселых овощей. За ними на свет появился гном Савелий — добродушное создание. Рукодельница признается, что с ним расставаться было труднее всего. Куклы надолго у рукодельницы не задерживаются. Не так давно Татьяна сделала в подарок сыну и невестке их свадебный портрет, выполненный в подобной технике. Хотелось передать не портретное сходство, а характер, какие-то особенные черты, но сделать это с добрым юмором. Сюрприз получился, потому что над подарком хохотали до слез.

— Мне нравится делать больших кукол, с ними интереснее работать, — говорит Татьяна. — Конечно, материала уходит гораздо больше, но зато можно точнее повторить все нюансы человеческого тела, фигуры.

Куклы — они, как люди, рождаются каждая со своим характером и судьбой. Кому-то предстоит стать любимой игрушкой ребенка, другая кукла поселится на полке в качестве дорогого сердцу сувенира. Но знаю точно, что куклы, сделанные руками мастерицы, не в пример фабричным Барби, никогда не бывают нелюбимыми игрушками. Они все же теплее и живее, потому что в них вкладывается душа мастера.

Дома у Татьяны Воскресенской, на видном месте грамоты за призовые места в выставках рукоделия соседствуют со спортивными наградами и кубками за победы в соревнованиях.

Да, да. Наша рукодельница — спортсменка, в прошлом баскетболистка, ныне руководитель физвоспитания в ПУ-8. Татьяна Леонидовна Воскресенская судействует на баскетбольных матчах, участвует в шахматных турнирах, тренирует детей в игровых видах спорта. Кроме того, увлекается лыжами.

Как-то, рассматривая Танины работы, я поинтересовалась:

— Скажи, пожалуйста, а как спорт сочетается с рукоделием?

— На этот вопрос могут ответить только психологи, — смеется в ответ Татьяна.

На самом деле все просто. Рукоделие — это ведь и вправду чисто женский инстинкт, заставляющий делать мир чуть красивее, уютнее и радостнее. А инстинкт от профессии не зависит.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *