Архивы за День: 30.01.2019

Татьяна Борисовна СУББОТИНА, старший вожатый средней школы № 9 им. В.Т. Степанченко: ГОВОРИМ С ДЕТЬМИ НА РАВНЫХ

— Татьяна Борисовна, признаюсь честно, я не знала о существовании в наши дни такой экзотической должности «Старший вожатый».

— Не думаю, что должность такая уж экзотическая, хотя она, конечно, осталась с тех советских времен, когда в школах были пионерские дружины и, соответственно, старшие вожатые. Пионерское движение осталось в прошлом, а вожатые, как видите, сохранились и продолжают работать. Эта должность есть в штатном расписании любого образовательного учреждения. В некоторых школах она теперь называется «педагог-организатор». С 1998 года я работаю старшей вожатой. У меня высшая квалификационная категория и 21 год педагогического стажа.

— Вы же выпускница девятой школы?

— Да, и после ее окончания я поступила в совхоз-колледж на казавшуюся тогда очень престижной и интересной новую специальность «Коммерция». Собственно, главным мотивом такого решения, помимо того, что сама специальность в условиях новой России представлялась очень перспективной, стало то, что я не хотела уезжать из Ржева. Я была очень близка с родителями, меня всегда опекали, да, собственно, продолжают опекать и поныне. Так что я воспользовалась возможностью учиться, не покидая отчего дома. А вот после окончания учебы и получения диплома с отличием стало понятно, что перспектив у талантливого молодого специалиста в родном городе, можно сказать, никаких и на работу устроиться достаточно сложно. И какое-то время мне пришлось даже поработать кассиром на первом городском батуте.

— И все-таки судьба каким-то образом вновь привела в школу?

— Совершенно случайно! Мои родственники, конечно, старались помочь мне в поисках работы. О школе я даже не думала. Но по просьбе моей тети 5 января меня пригласили на собеседование в мою родную девятую. Я пришла с утра и сразу же попала на областные коммунарские сборы, которые тогда проходили. Этот день и стал моим первым рабочим днем. Домой я вернулась в 9 вечера. Испуганная мама даже в школу за мной пришла. Ей сказали, что все нормально, девочка обучаемая и очень ответственная. Вот так я и стала старшей вожатой. Меня эта деятельность захватила почти сразу. Сложно и долго объяснять, как выглядело коммунарское движение, что такое зимовки, веснянки и осенины, просто поверьте, что было здорово, и мы буквально жили всем этим.

— То есть, можно сказать, что Вы нашли свое призвание?

— Можно. Тем более, у нас в семье уже были педагоги — бабушка, тетя. Думаю, и у меня что-то было заложено на генетическом уровне. И вот я уже двадцать лет работаю с детьми. Получила педагогическое образование. Я — учитель начальных классов.

— Что же все-таки входит в круг обязанностей старшего вожатого?

— Моя главная обязанность — работа с детским коллективом. И я могу сказать, что знаю каждого ученика нашей школы, от робкого первоклашки до солидного выпускника, если не по фамилиям, то уж по именам обязательно.

— Есть ли какой-то особый секрет общения с детьми или собственный метод, выработанный за прошедшие годы?

— Наверное, это разговор на равных. С детьми нельзя общаться свысока, не уважая его как личность.

— Во внеурочную деятельность можно вовлечь любого ребенка?

— Любого, если понять, к чему лежит у него душа, чем ему нравится заниматься, что интересно. Для реализации любых идей и проектов у нас в школе заложена очень хорошая основа еще с тех времен, когда на ее базе работала «Творческая лаборатория» Института усовершенствования учителей. Разработаны целые стратегии коллективно-творческой деятельности от этапа выдвижения, планирования и распределения ролей до подведения итогов и оценки пользы от реализованного проекта. У нас в школе проводились семинары, открытые мероприятия. В этом направлении мы и продолжаем двигаться.

— Вы уже сказали, что Вам приходится работать со всеми детьми, с первого по одиннадцатый класс. Но ведь к каждому возрасту должен быть свой подход?

— Конечно. С малышами мы больше двигаемся, бегаем, прыгаем. А со старшеклассниками — говорим. Много, и о серьезном. Тут главное -случайно секреты не разболтать.

— А доверяют секреты?

— Частенько! Не семейные, конечно, а личные и школьные доверяют. Я их храню свято!

— Для учителя все-таки очень важен авторитет, дисциплина на уроке. Для вожатого так же?

— Нет! Гораздо важнее взаимопонимание. А для этого не нужна дистанция, общение должно проходить на равных. Если нужно, то я, конечно, могу авторитет включить и всех построить. Даже самых непоседливых и недисциплинированных. Но этот метод я использую крайне редко. В начале моей деятельности меня даже называли по имени, теперь чаще, конечно, по имени-отчеству. Хотя я и до сих пор не против, чтобы меня звали Таней. Так меня, кстати, зовут и племянник, и дети друзей.

— На кого Вы опираетесь в своей работе? Есть какой-то актив?

— У нас в школе великолепно отлажена система самоуправления. Работает Совет организаторов дел, Совет старшеклассников, Совет актива, пресс-центр, Совет физоргов, учком. Для всех есть свои рабочие дни, когда мы собираемся, планируем, обсуждаем, придумываем.

— Как работает пресс-центр?

— Сейчас ребята выпускают в основном тематические газеты, фотогазеты, приуроченные к каким-либо датам или праздникам. У нас есть поздравительные перемены, на которых показываем отснятые детьми ролики. Снимаются фильмы и посвящения. Ребята у нас талантливые, творческие, жизнь школы насыщенная, событий много. Соответственно, и способов и форм их освещения тоже много.

— Я имела возможность наблюдать сплоченность ученического коллектива школы.

— Да! И это меня очень радует. Пройдите по школе на перемене. Все общаются со всеми! Парень из 11-го класса здоровается за руку с первоклассником. Девушки из восьмого секретничают с девчушками из четвертого. По именам друг друга знают почти все!

— Как это достигается? Проводится какая-то специальная работа?

— Это происходит во многом благодаря общешкольным мероприятиям -спортивным, культурно-массовым. Мы всегда стараемся перемешивать участников, создаем разновозрастные группы. У нас развито сотрудничество параллелей, классов. Традиционно почти шефские отношения поддерживают те классы, которых учила одна и та же учительница в начальной школе. Большие возможности для общения детей

разных возрастов, совместной работы дает реализуемая в последние годы проектная деятельность. В нашей школе мы постепенно уходим от ее учебной направленности к социальной. В эту деятельность входит подготовка и проведение классных часов, праздников, часов общения, встреч, мастер-классов. Старшеклассники проводят в младших классах информационные часы к тематическим датам. Это тоже дает повод познакомиться и подружиться. Словом, используем и традиционные методы, и новые.

— Есть ли соперничество между классами?

— Хочется верить, что нет. Ну, если не считать спортивных соревнований, где состязательный дух, естественно, присутствует. Хотя, конечно, и классы все разные. Я вот признаюсь в искренней любви к параллели восьмых классов. Они замечательные! Для них совершенно нормально, например, убрать свою территорию в парке Грацинского и тут же помочь тем, кто убирается рядом, а потом вместе отправиться домой. Они во всем молодцы. И в учебе, и в любом начинании.

— Как именно идет подготовка мероприятия? С чего начинается процесс?

— В школе всегда есть традиционные дела, они проходят из года в год, и дети о них знают. Вот, например, сейчас приближается вечер встречи выпускников. По традиции у каждого мероприятия есть класс-организатор, который его разрабатывает. Исключение составляют лишь спортивные мероприятия, которые готовит Совет физоргов. Дети самостоятельно разрабатывают концепцию и сценарий праздника. Я на этом этапе вмешиваюсь лишь в случае, когда они сами просят совета. И только уже на первой репетиции стараюсь аккуратно предложить что-то, исправить и подкорректировать. Но и в этом случае лишь в форме ненавязчивого совета: «А вот можно было бы сделать так…» Или задавая наводящие вопросы: «А что в это время будут делать дети?» И тут начинается работа по корректировке и доработке сценария.

— Все мероприятия уникальны? Не бывает повторов?

— Сценарии иногда повторяются. Начинается репетиция, и я понимаю, что я уже это где-то видела… Но ведь дети-то совсем другие! А значит, и получается все совершенно другое, уникальное, неузнаваемое! В этом году я заметила, что «это уже когда-то было» лишь в тот момент, когда мы начали выносить новогоднее оформление. То есть, я уже вычитала сценарий, прошли репетиции, и только потом я поняла, что ящик с пятью ключами у меня уже где-то есть с прошлых лет.

— Раз уж заговорили о реквизитах. Ваш кабинет — яркий образец настоящего творческого беспорядка. Вы никогда ничего не выбрасываете?

— Никогда. И даже в школе знают, что прежде, чем избавиться от чего-то, нужно сначала показать это мне. И я, скорее всего, это выбросить не разрешу. Но таким хаотичным все это выглядит только на первый взгляд. Я в залежах всех этих «богатств» прекрасно ориентируюсь.

— Кто же шьет ваши великолепные костюмы и готовит реквизит?

— Да все. Начиная от самих детей и кончая учителями и родителями.

— Родители с пониманием относятся к внеурочной деятельности детей?

— А как по-другому, если большинство наших родителей — сами выпускники девятой школы? Они прекрасно знают ее традиции и дух. И раз привозят своих детей с самых разных концов города, значит, относятся с пониманием. Более того, сами активно во всем участвуют. Примером этому могут служить прошедшие мероприятия по празднованию юбилея школы.

— Не возникает ли мыслей о смене деятельности? Не проявляется некоторое выгорание, усталость? Ведь ваша работа требует огромной энергии и самоотдачи.

— Знаете, в связи с реализацией у нас в стране пенсионной реформы у меня стали возникать на этот счет определенные мысли. Пенсионный возраст увеличили… А Вы можете себе представить 63-летнего старшего вожатого? Это даже звучит как-то странно, если не сказать, смешно. Педагог-организатор — еще куда ни шло. Но старший вожатый…

— Но ведь дело-то не в названии, а в сути! Вы, такая моложавая, полная энергии, оптимизма и даже какого-то настоящего пионерского задора, выглядите в своей должности совершенно естественно.

— Ну, не стану спорить. Но это, как мне кажется, некая тенденция, особенность всех, кто работает в школе. Вы посмотрите на наших учителей. Они все великолепно выглядят, практически не меняются с тех пор, как много лет назад с прическами, на каблуках, в красивых элегантных платьях вошли к нам в классы. Посмотрите на наших филологов — Людмилу Васильевну Воронину, Людмилу Васильевну Зуеву! Все, кто работает с детьми, а особенно учителя, конечно, очень много отдают, тратят свои силы и душевное тепло, но, наверное, что-то и получают взамен. Что-то, что позволяет им оставаться такими! Я бегаю с детьми на стадионе, играю, веселюсь. Детям хорошо и весело, но ведь и мне тоже! Это состояние детской радости, желания жить, познавать мир, открытости, веры в лучшее, наверное, передается и педагогу. Поддерживает, спасает, дает силы.

— Важно найти силы и для семьи. Как Ваши близкие воспринимают Ваш ненормированный рабочий день, выходные на работе, постоянные разговоры о школьных делах?

— Мой муж был предупрежден о специфике моей работы едва ли ни в день нашего знакомства. Знаете, не побоюсь сказать, что мужья учителей девятой школы тоже «работают» в девятой школе. Во всяком случае, они считают совершенно естественным подвезти, донести, помочь нарядить елку или демонтировать декорации. Так что, в этом смысле проблем у меня не возникает. А сын Иван — сам ученик нашей школы. Хотя я до сих пор сомневаюсь, правильно ли отдавать своих детей в ту школу, где работаешь. Но я считаю нашу девятую самой лучшей. Как же я могла поступить иначе?

— Спасибо за интервью! 

Беседовала Ольга ДАБУЛЬ

ВОДИТЕЛЬ БЫЛ ПЬЯН

Минувшая неделя из-за погодных условий ознаменовалась повышенной аварийностью на городских и загородных трассах. В Ржеве и окрестностях тоже произошло несколько ДТП.

ГОРОД СНЕЖНЫЙ, ГОРОД СКОЛЬЗКИЙ

Прошла только половина зимы, а сугробы в Центральной России, в том числе и в Тверской области, уже выше, чем были в предыдущие зимы. Только на прошлой неделе в Ржеве и районе выпало больше 20 сантиметров снега. И такая погода усложнила жизнь и пешеходам, и водителям.

ЧТОБЫ ГАЗ БЫЛ БЕЗОПАСНЫМ

Сообщения о взрывах бытового газа в жилых домах в последнее время то и дело будоражат новостные программы. Только за минувший год произошло несколько таких трагедий. В январе взорвался газ в Ростове-на-Дону, Ижевске, Омской области. В марте — в Кирове и Мурманске. В июне — в Хабаровском крае и Татарстане. В июле — под Санкт-Петербургом. В сентябре и октябре — в Башкирии и Владимирской области. Последний месяц года не стал исключением: 16 декабря взорвался бытовой газ в двухподъездной пятиэтажке в Вологде, а 31-го произошла масштабная трагедия в Магнитогорске, где в результате взрыва обрушились перекрытия жилой десятиэтажки и погибли почти сорок человек, из которых шесть — дети. Взрыв бытового газа, по основной версии, стал причиной разрушения двух этажей девятиэтажки в Шахтах Ростовской области. Снова погибли люди…

«Я одна боюсь спать по ночам из-за участившихся взрывов бытового газа?» — спрашивает ржевитянка в одной из социальных сетей. Конечно, нет: информация о подобных случаях тревожит всех. Газ в быту, как и многое другое, является источником повышенной опасности, и потому в обращении с газовыми приборами и в эксплуатации газового оборудования следует быть предельно осторожным и предусмотрительным.

Так кто же отвечает за безопасность газового оборудования в жилых домах и что делать, чтобы свести риск трагедии к минимуму? Мы обратились с вопросами в организацию «Газпром газораспределение Тверь», которая имеет филиалы во всех районах области, в том числе и в Ржеве. На них нам ответил заместитель главного инженера АО «Газпром газораспределение Тверь» Олег Чуркин.

ВИНО КУСАЕТ, СЛОВНО ЗМЕЙ

Алексей остался без родителей в пять лет. Беда пришла неожиданно. Ночью в хлев влезли воры. Прихватив съестные запасы и запихав в мешок пару кроликов и индюшек, они рассчитывали уйти незаметно. Из подслушанного разговора знали: Мишка уехал в город по делам и будет только через два дня, а его жена с малолетним сыном даже если что и услышит, от страха носа не высунет. Но вышло по-другому: глава семьи вернулся в этот же день, ближе к полуночи — как раз в тот момент, когда троица пробиралась с добычей вдоль забора…