Архивы за День: 05.06.2019

Владимир Николаевич БАЛАБАЙ, руководитель секции мотокросса Станции юных техников: РАСТИМ «ТЕХНИЧЕСКУЮ» МОЛОДЕЖЬ

— Владимир Николаевич, машины Вас заинтересовали в подростковом возрасте. Увлечение передалось по наследству или появилось само по себе?

— На технике, электричестве начал концентрироваться в седьмом классе. Спасибо учителю за привитый интерес к физике. С возрастом начал понимать, что тяга к этой сфере генетического происхождения. Перед службой в армии мой отец успел заработать звание «Лучший комбайнер района». Потом много лет служил в ракетных войсках. Один из дедов во время Великой Отечественной войны был заместителем командира автомобильного взвода. Другой дед — механизатор. Когда поступил в Московский институт, техника захватила меня полностью. Со студенческих лет работал на разных машинах, но в технический вид спорта не уходил, активно занимался легкой атлетикой. После окончания вуза по направлению приехал работать в Ржев. Преподавал технические дисциплины в сельскохозяйственном техникуме, дополнительно вел там же кружки технического творчества. База учебного заведения была серьезная, студенческая и преподавательская жизнь кипела. Делал учебные пособия, технические стенды, в том числе по автоматической оценке знаний.

Давно мечтал заняться сборкой автомобиля, и именно в техникуме начал мечту осуществлять. Помогала подписка на журнал «Техника молодежи», где были чертежи «песчаных блох» — так называли багги. А потом по приглашению друзей-мотогонщиков приехал на мотокросс в Дубну. Глаза загорелись. «Нарвался» на ижевцев — чемпионов СССР, там сильнейшая школа баггистов. Чтобы не тратить время на пробы и ошибки в сборке, они предложили купить у них три машины. Руководство техникума меня поддержало, покупку авто для детей профинансировало. В те годы наша самосборная машина на основе «Москвича» на трассу так и не выехала. Позже ее перебрали и с рамой от «Москвича» она стала участвовать в соревнованиях. 8 июня планируем посадить на нее начинающего гонщика.

— Смена места работы связана с кризисом в стране в начале 90-х годов?

— Да. После техникума недолго работал в кооперативе, а в 1992 году, после неоднократных предложений Александра Ивановича Туркова, перешел в СЮТ. Секция картинга там развивалась, материально обеспечивалась: давали ГСМ, командировочные. Через полгода СЮТ купила две спортивные машины. На соревнования автобусами ездили. Так как я специализировался на тракторах, сельхозмашинах, комбайнах, пришлось переучиваться на картинги, разбираться в мотоциклетных, двухтактных двигателях, осваивать спортивное форсирование.

Детей занималось много, группы были большие. Тогда в секцию брали ребят от десяти лет. Машины собирали сами, автопарк увеличивался. Сейчас у нас порядка 25 единиц в разном техническом состоянии. Есть боевые или спортивные машины, их порядка 12, и учебные, учебно-спортивные.

— Когда машина для секции приобреталась последний раз?

— Лет пятнадцать назад. Наро-Фоминский комитет молодежи подарил нам одну машину. В основном машины делаем сами.

— Ни область, ни город с машинами не помогали?

— Получается так. Нарофиминцы поблагодарили нас за работу, за то, что занимаемся с детьми. Бывшие в употреблении мини-багги дарил частный клуб из Зеленограда. Химкинский ДОССАФ лет 12 назад подарил два кардкросса.

— Вы свои пожелания озвучиваете? Заявки подаете?

— Уже давно нет. Путь тупиковый. Ни у кого ничего не просим. Все содержим сами. Многие машины — частные.

— Подрастающее поколение продолжает интересоваться техникой?

— Гораздо меньше. Боятся современные подростки техники и труда. Чтобы собрать мотор и залить масло, дня два надо сложные спортивные регулировки делать, с мелкими деталями работать. На это требуется терпение. Тяга к инструменту долж-на быть, к работе на станках. В сентябре набираем желающих заниматься в секции. Изначально массово ходят на вождение, покататься. А как переходим к слесарному делу, изучению устройств и узлов, остается половина от вновь прибывших. Не «техническая» сейчас, к сожалению, молодежь. Да и в школах нулевая подготовка по этому направлению.

— Да, уроков черчения и тех нет… Но все же есть по-настоящему увлеченные техникой ребята…

— Илья Некрасов ходит к нам с шести лет, сейчас ему десять, он может точить детали на токарном станке, отрезать, сверлить. Кирилл Соловьев умеет работать со сваркой, с болгаркой, осталось освоить фрейзер. Все ребята, кто проходят обучение, узнают название инструментов, приборов и приспособлений для ремонта машин, учатся ими пользоваться, могут перебрать, собрать коробку передач. Знают, что такое двигатель, форсирование двигателя, какой марки масло под какой тип двигателя подобрать. Самому ребенку сложно долго на чем-то одном сосредоточиться, поддерживать интерес должны взрослые. Поэтому помимо техники делают скворечники, вырезают кубки, выжигают медали.

— Удержать внимание, интерес детей всегда было сложно, а сейчас, наверное, особенно…

— В общении с детьми не должно быть однообразия и однобокости. Им хочется и на машинах погонять, и на рыбалку съездить, и выжигатель надо бы в руках подержать… Взрослым важно это понимать. На личной заинтересованности в делах, ответственном к ним подходе показывать подросткам пример.

— Раньше в изучении техники помогали журналы «Техника молодежи», «Юный моделист», а сейчас, помимо руководителя, помогает Интернет?

— Интернет для неподготовленного человека — путь неправильный. Нужно начинать с фундамента. Он как азбука, буквы. А буквы — это хороший технический учебник. Устройство автомобиля, электрические схемы — необходимо выучить. Когда подготовлена база, можно зайти в Интернет и работать с его помощью. Без знания азов будешь верить первой попавшейся в сети информации, а она в большей части неверна. Несомненно, полезное там есть, но нужно уметь ориентироваться в потоке сведений и источников. Основные учебники по устройству автомобиля мы изучаем. Современное образование делает из детей гуманитариев, а мы идем другим путем. Многие знания приходят к нам через руки, через практику. Если человек талантлив, он может идти теоретическим путем и у него все получится, но это очень редкий случай. Раньше из ста человек два не годились к технической профессии, сейчас наоборот, лишь два годны… Знания и навыки нарабатываем по принципу: сделай-разбери-собери, повтори названия. В процессе того, как ребенок растет, начинает увлекаться, подсказываю, подсовываю нужные книжки, схемы, где-то заставляю читать, учить, не без этого.

— Домашние задания даете?

— Нет. Опыт показывает: начинаем заводить тетради, зарисовывать в них схемы, регулировочные параметры, сдаются ребята, уходят. В школе на этом построено образование. Сюда приходят пообщаться, потрогать железо, испачкать руки, научиться на практике. Здорово, когда десятилетний и пятнадцатилетний парни увлечены одним делом, ведут разговоры про соревнования, про устройство машины, делают все вместе, как в семье. Моя основная задача — сплотить коллектив.

— Как-то Вы сказали, что не ставите цель на спортивный результат.

— Мы на спорт не заточены. У нас не спортивно-технический клуб. Дело станции юных техников — воспитание человека, создание дружного коллектива, в котором люди друг за друга горой. Например, у машины Кирилла сейчас нет мотора, все ему помогают. Кто-то из ребят больше механик, кто-то — гонщик. Программа обучения рассчитана на три года. Первый — ты ученик, потом — механик, третий — гонщик. Третий год — бесконечный творческий процесс. Как у художников, ведь невозможно все перерисовать.

На соревнования ездим в Тверь и Подмосковье, дальше выезжаем редко. Выбираем бюджетные варианты, где меньше стартовые взносы, где не требуется дорогая спортивная экипировка. Да, спортом хотелось бы заниматься на результат, но это очень дорого.

— Если ваши ребята участвуют в соревнованиях, то чаще занимают призовые места?

— Не сказал бы… Хотя, в областных соревнованиях — да, часто. Мы работаем не на одного лидера. У нас команда, поэтому вывозим несколько гонщиков. Наш костяк: Александр Блинов, Максим Румянцев, Роман Куликов, Александр Артамонов. Таланты появляются. Кто-то из бывших воспитанников приводит в секцию сыновей. Подают надежды Максим Куликов, Глеб Патрикеев, Илья Некрасов, Кирилл Лебедев. Мы имеем дело с техникой, которой свойственно ломаться. Но наши ребята терпеливые, рук не опускают. Знают и верят: вместе сделаем! Сетовать и жаловаться некогда. Без родительского участия наш спорт не возможен. Спасибо большое Александру Некрасову. Каждый из родителей помогает по мере возможности.

— Девочки секцию посещают?

— Да, Софья Чижова, ученица седьмого класса, подающая надежды гонщица, занимает призовые места.

— Что говорите своим воспитанникам перед соревнованиями?

— К каждому обращаюсь индивидуально. Кому-то не растеряться и проехать круг, другому — до финишного флага, третьему — бороться.

В любом спорте есть свои тонкости и нюансы. Ребята понимают, когда барахлит мотор, знают, как доехать с пробитым колесом, без колеса, какую тактику держать, как на более слабой машине победить сильную. Я не учу бить, выбивать, толкать соперников, учу ездить честно, чисто.

— СЮТ ежегодно организовывает и проводит соревнования по автокроссу.

— Нами совместно с ДОСААФ Ржева, администрацией Ржевского района, Ржевским колледжем организовано и проведено порядка 40 соревнований. Из них около 20 — первенство России, три чемпионата страны. Сейчас соревнования высокого уровня не проводим: выше ранг — выше расходы. А о качестве встреч говорит отсутствие нареканий со стороны участников.

— Владимир Николаевич, неужели не хочется самому сесть за руль гоночной машины?

— Первую машину делал для себя, но на трассу на ней так и не вышел. Много лет назад дал слово не садиться за руль. Я — максималист, занимался спортом — был первый, начну в этой области — меня будет не остановить и тогда команду придется бросить. Поэтому рисковать не буду. Останусь как руководитель секции и судья.

— Когда ближайшие детско-юношеские соревнования по автокроссу?

— 8 июня на территории аэропорта «Орловка» пройдет «Кубок Верхневолжья». Приезжайте болеть за наших ребят!

А в конце июня поедем с детьми и родителями в двухдневный пробег по местам боев за Ржев. С удовольствием поддерживаем традицию, заложенную Александром Турковым.

— Ваши выпускники по техническому направлению учиться идут?

— Да, и это очень радует. Никита Шаанваров окончил политехнический институт, Андрей Кутуков работает старшим механиком на фирме «Порш», Александр Драгунов и мой сын Александр учатся на инженера-механика. Павел Лебедев готовится поступать в технический вуз.

— Спасибо, Владимир Николаевич, за беседу. Желаем Вам талант-ливых учеников, ребятам — удачных, уверенных заездов.

— Спасибо, и я желаю всем своим ребятам здоровья, везения и чтобы не ленились.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

ДРУЖБА ОФИЦИАЛЬНАЯ И НЕОФИЦИАЛЬНАЯ

В нынешнем году исполнилось 10 лет официальному установлению побратимских отношений между Ржевом и немецким Гютерсло. На самом же деле дружба между городами длится гораздо дольше: отношения зарождались еще во время подготовки к открытию немецкого кладбища. Вопрос этот был очень непростым, в музее при мемориальном комплексе есть целая экспозиция с газетными вырезками и письмами людей, которых вопрос не оставил равнодушными. И по сей день у принятого тогда решения есть немало противников, но на выезде из города в мемориальном комплексе Мира и Примирения уже пятнадцать лет соседствуют могилы тех, кто пал, защищая свою родную землю, и тех, кто по приказу своей страны пришел завоевать чужую. Так решили их потомки: помириться над могилами и при этом помнить о войне, чтобы она никогда не повторилась. А примирение стало не номинальным фактом, а активным процессом дружбы и взаимообмена делегациями двух городов: Ржева и Гютерсло.

ПОКУШЕНИЕ НА КРАЖУ

По материалам транспортной прокуратуры

Уголовное дело о покушении на кражу было рассмотрено в Мировом суде Ржева и района с участием государственного обвинителя транспортного прокурора Артема Окунева, который и рассказал нам об этом процессе.

ТЕХНОЛОГИИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

В мае на предприятии «Электромеханика» вновь побывали специалисты из Китайской народной республики. Подобные визиты — дело обыденное, сотрудничество ржевского завода и авиамашиностроительных компаний из Китая началось более двадцати лет назад. Северо-Западный институт цветных металлов из КНР заказывает высокотехнологичные установки на «Электромеханике» уже много лет. Только в последние два года китайские партнеры приобрели три установки центробежного распыления типа «Гранула».

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК НА СТАНЦИИ ОСУГА — ДАНЬ ПАМЯТИ ВОИНАМ-СЕВЕРЯНАМ

В 2015 году посёлок Осуга принимал высоких гостей: делегации Постоянного представительства при Президенте от Республики Коми и города Северодвинска Архангельской области. Причиной визита стала открытая местным депутатом и краеведом Андреем Калашниковым архивная информация о гибели 83-го Отдельного лыжного батальона в составе 54-й Кавалерийской дивизии при штурме станции Осуга в январе 1942 года.