Monthly Archives: Ноябрь 2019

Наталья Андреева, писатель: «В РЖЕВЕ Я ИСКАЛА СВОЮ ГЕРОИНЮ»

Справка «РН»

Наталья Андреева — автор популярных детективов и триллеров, остросюжетных любовных романов («Комната с видом на огни», «Соло для пистолета с оркестром», «Метель», «Гроzа», «Девять дней до весны» и др.) По 10-ти книгам Андреевой сняты художественные фильмы. События нового романа писательницы, который выйдет в свет в феврале 2020 года, развиваются в том числе и в Ржеве, поскольку одна из героинь — ржевитянка.

***

— Наталья, у Вас не совсем обычное отчество — Вячеславна.

— Да, именно так. Меня регистрировали в сельском совете, и сотрудница умудрилась сделать аж три ошибки в слове «Вячеславовна». Две  удалось исправить, когда я получала паспорт, но одна так и осталась. Поэтому я — Наталья Вячеславна. Андреева — это моя фамилия по мужу, девичья — Кашина.

— Расскажите немного о себе и о том, как Вы стали писателем.

— Родилась я 11 июня 1969 года в деревне Порохово Волоколамского района Московской области в семье механика и учительницы. Училась в первой школе Волоколамска, писала стихи, после школы поступила в Московский институт культуры на библиотечный факультет. В общежитие частенько приезжали студенты физико-технического института — приглашать симпатичных девушек на дискотеку. Так я познакомилась со своим будущим мужем Виктором, мы больше тридцати лет вместе. Муж мне и помог стать писателем: он разносил мои рукописи по издательствам и не позволил бросить писать, когда было особенно трудно. А трудностей хватало. Мое писательство — это чудо. Ведь я пришла в литературу, что называется, с улицы. У меня не было ни денег на раскрутку, ни связей, ни литературного образования. В этом году будет двадцать лет моей творческой деятельности. За это время написано более семидесяти романов, десять экранизированы. Суммарный тираж моих книг, как подсчитали издатели, около семи миллионов экземпляров. Они есть во всех книжных магазинах страны, в библиотеках и в Интернете, где я успешно сотрудничаю с ЛитРесом. Многие книги стали бестселлерами.

— В Москве обосновались сразу по окончании института?

— Нет. Сначала мы уехали на родину мужа, в город Балашов Саратовской области, где я пять лет проработала библиографом в детской библиотеке. Но  завод, на котором работал Виктор, почти закрылся, нам пришлось уехать в Москву. Друг по институту открыл фирму по сборке и продаже компьютеров и предложил моему мужу работу. Жили в Зеленограде на съемной квартире. На какое-то время я тоже устроилась на фирму, где работал муж, менеджером по работе с клиентами. Но в 1998 году случился кризис, меня сократили. Работы не было никакой, мы остро нуждались в деньгах, и супруг предложил мне написать книгу, просто, чтобы отвлечься. Женский детектив тогда был невероятно популярен, люди расхватывали книги Марининой, Дашковой, Донцовой. Я решила попробовать. Когда книга была дописана, муж увидел объявление в газете «Аргументы и факты»: приглашаем к сотрудничеству начинающих авторов, пишущих в жанре детектива, фантастики, любовного романа. Он отнес в редакцию «АиФ» мою рукопись. К большому удивлению, через месяц мне позвонили и сказали, что она одобрена к печати. Впервые этот роман вышел в издательстве «ОНИКС» под названием «Угол падения», затем был переименован в «Эру Стрельца» и положил начало серии книг про сыщика Алексея Леонидова. Серия была экранизирована, в нее вошли первые три романа. Она так и называется: «Эра Стрельца».

— Вас увлекает только детективный жанр?

— В основном, пишу остросюжетную прозу, детективы с уклоном в психологию. Я рассказываю людям о них самих, поднимаю актуальные проблемы. Моя авторская серия, персональная серия романов Натальи Андреевой, так и называется — «Актуальный детектив». Кроме «Эры Стрельца», есть не менее популярная серия «Любовь.Ру», где расследование ведет профессиональный психолог Любовь Петрова, причем, задействовав в основном Интернет. Наиболее популярные у читателей романы из этой серии — «Любовь и смерть в социальных сетях» и «Любовь и смерть селфи». Она пока не экранизирована, но как раз сейчас идут переговоры с кинопродюсерами.

— Как возникла идея написать ремейк по классическим произведениям русских писателей?

— Серия моих романов, вызывающая у читателей особый интерес, называется «По мотивам классики». Начало ей положил детективный ремейк по повести Пушкина «Метель». Мне очень нравится у Пушкина именно проза, его «Повести Белкина», но было обидно, что они такие короткие. Вот я и расписала любимую «Метель» до полноценного романа, добавив детективной интриги. К моему удивлению, «Метель» стала популярной у читателей, ее переиздают. И я подумала, что актуализировать классику, переселив ее героев в день сегодняшний — мысль удачная и с этим стоит  работать. Хотя это невероятно трудно: необходимо вжиться в эпоху, собрать исторический и литературный материал да еще и придумать захватывающий детективный сюжет. Поэтому такой роман получается примерно раз в пять лет. Сейчас в серии «По мотивам классики» четыре детективных ремейка: «Метель», «Оtцы и деtи», «Обыкновенная иstoryя» и «Гроzа». Планирую продолжать серию, потому что работа над ней — творческая и чрезвычайно интересная.

— Отдельно хотелось бы остановиться на «Гроzе».

— У этой книги занимательная история «рождения». Одна поклонница с нетерпением ждет книг из серии «По мотивам классики», и она мне написала, что далеко не из всех классических произведений, особенно программных, можно сделать детектив, а из пьесы Островского «Гроза» уж точно нельзя. Я решила пьесу перечитать и, к своему удивлению, детектив обнаружила уже на первых двух страницах. Это меня так захватило, что буквально за два дня родился сюжет. Дальше началась кропотливая работа с материалом. Надо было «сотворить» Калинов, собирательный город на Волге. Я внимательно изучила биографию Островского. Ведь он далеко не случайно выбрал местом действия волжский городок. Калинов родился во время длительного путешествия драматурга к верховьям Волги в составе экспедиции по изучению культуры. Спланировало и оплатило ее Географическое общество, а целью было — составить очерки известных российских писателей для «Морского сборника». Российский флот нуждался в реформации, и писатели должны были в первую очередь послужить Отечеству. Островский собрал немало ценного материала, пока в Калязине с ним не случилось несчастье. Тарантас, на котором ехал писатель, опрокинулся, и его нога была буквально раздавлена. Островский надолго слег и вынужден был прервать поездку. Кстати, возвращаться из длительного путешествия он планировал через Ржев.

— Так и случилось. Существует версия, что именно в купеческом Ржеве Островский увидел свою Кабаниху, а город Калинов — и есть наш провинциальный Ржев.

— Очень на то похоже. Образ грозы над Волгой преследовал писателя еще долго. Островский написал несколько заказанных ему очерков, но главный вклад от его поездки получило не российское мореплавание, а русская литература. Потому что из этого путешествия по Волге Островский и привез свою знаменитую «Грозу» — она буквально взорвала критиков и заядлых театралов, настолько была новаторской.

— Добролюбов назвал Катерину в «Грозе» Островского «лучом света в темном царстве». А Ваши герои очень от них отличаются?

— Мой детектив «Гроzа» отличается от оригинала заметно. Такие персонажи, как Дикой и Кабаниха, нуждались в том, чтобы максимально их осовременить — они по-прежнему столпы общества. Поэтому Степана Дикого я сделала мэром Калинова, Мария Кабанова стала преуспевающей бизнес-леди. А вот Катерина изменилась мало. Чистая душа, стремится к любви, но выбирает не того мужчину. Борис тоже понятен: трус, приспособленец, а в конце романа — предатель, сыгравший ключевую роль в гибели Катерины. Я принципиально не меняю финал. Катерина и в моей «Гроzе» погибла, только в результате детективной интриги. То есть, фактически, Катерину убили. Особый акцент в моем романе сделан на таком колоритном персонаже, как Иван Кудряш. Он борется с Диким за власть в Калинове, и их противостояние — двигатель криминального сюжета. Кулигин же в моей «Гроzе» — истинный луч света в темном царстве. Именно Кулигин, учитель, талантливый математик, ведет расследование, пытаясь установить, куда исчез почти двадцать лет назад супруг Марии Кабановой, инкассатор Иван Кабанов, а вместе с ним и зарплата рабочих, которую он вез из банка. Развязка романа настолько неожиданная, что трагедия Катерины воспринимается совсем по-другому. Ее смерть в корне меняет Калинов, его жители начинают просыпаться. Иными словами, на пьесу Островского, которую проходят по школьной программе, вы посмотрите другими глазами. И поймете: она по-прежнему современна и актуальна, а люди остались такими же — со всеми бедами, пороками и страстями, несмотря на то, что в кармане у каждого теперь лежит гаджет.

 — Вам нравятся фильмы, снятые по Вашим произведениям? Насколько они важны сегодня? С кем из режиссеров и актеров дружите?

— Экранизации важны как для писателя, так и для читателя. Любимые герои оживают, диалоги становятся весомей, и сама книга как будто приближается, наполняясь новым смыслом. Но, к сожалению, бывают удачные экранизации и неудачные. Мои любимые — это «Девять дней до весны» и «Комната с видом на огни». Известный советский режиссер Михаил Туманишвили был моим другом. Он  хотел снять еще несколько картин по моим книгам, но, к огромному моему горю, умер. Он был светлым человеком и много мне помогал. Также я бы выделила сериалы «Эра Стрельца» и «Соло для пистолета с оркестром». С их продюсером Адой Ставиской тоже поддерживаю дружеские отношения, мы хотели бы еще поработать над совместными проектами. Самой же неудачной экранизацией считаю сериал «Переезд», снятый по роману «Накануне солнечного затмения». Содержание психологического детектива настолько исказили, что я даже не смогла это смотреть… Дружеские отношения связывают меня с актерами Юлией Рудиной, Сергеем Перегудовым, Алексеем Федькиным, Борисом Мироновым. Пока снимают фильм или сериал, знакомишься со многими интересными людьми, и после завершения съемок продолжаешь с ними созваниваться, переписываться, встречаться.

— Вы в Ржеве не в первый раз. Какое впечатление производит на Вас наш город?

— Через Ржев в Осташков проезжала неоднократно. Мы с друзьями ездили на Селигер и в Ржеве всегда останавливались передохнуть. К тому же, моя дача — на границе Московской области и Тверской, до Ржева немногим больше ста километров, и каждое лето я здесь бываю. Нынче особенно стремилась попасть в Ржев, сфотографировать Волгу, красивый мост, улицу Большая Спасская. Я пишу новый роман, который планируется к печати в феврале. Одна из его героинь родом из Ржева. Вкратце и сам город будет описан в романе. Так что, я не просто приезжала, а смотрела место, где будут разворачиваться события нового детектива. Но его сюжет и даже название пока секрет. И пьеса «Гроза» потому и оказалась мне близка, что я хорошо себе представляла город на Волге. Мои впечатления от Ржева, прямо скажем, не-однозначные. Дороги убитые, чего уж тут скрывать? Когда последний раз приезжала, на центральной улице шел ремонт, вид у нее был, как после бомбежки. Надеюсь, что он пойдет городу на пользу, а я просто выбрала неудачный момент для визита.

Еще поразил крытый рынок. Раньше жизнь здесь кипела, площадь перед рынком была заставлена палатками, а сейчас почти никого. А ведь я была в субботу! Зато опять купила ржевские флоксы для своей дачи. Именно в Ржеве есть необычайно красивые редкие сорта. Так что, ржевские флоксы пышно цветут у меня на участке.

Еще люблю старые дома — настоящие, купеческие, крепкие, как грибы-боровики. В них сохранился дух времени, за их окнами я словно вижу героев Островского. Город красивый, но неухоженный. А ведь здесь можно с большим успехом развивать туризм. Хотелось бы поближе познакомиться с культурной жизнью города, я уверена, что в Ржеве проходят интересные мероприятия.

— Культура у нас на высоте. Сейчас идет «Ржевская осень» с выставками, концертами, спектаклями и даже московским балетом. Было бы здорово, если бы и Вы приехали на встречу с читателями в библиотеку.

— С удовольствием побывала бы уже в качестве писательницы и побеседовала поподробнее о литературе и образе Ржева в книгах российских авторов, в том числе и в моих.

— И последний вопрос: что бы Вы пожелали ржевитянам?

— Побольше улыбайтесь! Да, продукты дорожают, да, дома на центральной улице подновить бы, да и вообще, городу нужна масштабная реставрация, чтобы сделать его по-настоящему прекрасным, а жители могли им гордиться. Но… Волга в украшениях не нуждается. Она всегда была великой, и во времена Островского, и сейчас. Это наша краса, наша гордость. У людей, которые живут на Волге, она всегда отражается в глазах. Поэтому смотрите прямо и улыбайтесь, несмотря ни на что.

— Спасибо за интересное интервью.

Беседовала Елена Сооляттэ

КЛЮЧИ И ЗВЁЗДЫ

День 7 ноября для ржевских полицейских стал по-особому праздничным. В День Воинской славы России, день Октябрьской революции (который остается нерядовым днем для большинства россиян) состоялось и торжественное мероприятие по случаю предстоящего профессионального праздника — Дня сотрудника органов внутренних дел РФ. А в 11 часов в Центральной библиотеке состоялось событие, подобного которому не было лет пятнадцать: двум действующим сотрудникам ржевской полиции и двум ветеранам службы были вручены ключи от квартир. На это торжественное событие прибыл не только начальник МО МВД России «Ржевский» Андрей Бушмелев, но и из областного центра приехали начальник УМВД России по Тверской области полковник полиции Петр Пырх и его заместитель полковник внутренней службы Сергей Сенькин.

ОПЛАТА — СВЕТ, А НЕОПЛАТА — ТЬМА

Представьте ситуацию. Приходит человек в магазин, набирает товар, а платить за него отказывается. Потом, говорит, когда-нибудь. А товар отдайте, мне он сейчас нужен. И да, завтра я к вам тоже приду… Абсурд? Конечно. Но почему-то к оплате коммунальных услуг ряд наших соотечественников относится так, как этот покупатель: пользоваться буду сейчас, а платить — потом. Когда? Не знаю. Когда-нибудь…

СПЛОШНОЙ ДОРОЖНЫЙ ПОЗИТИВ

Надоело мне ворчать. Чего это я все ворчу и ворчу. Так и жизнь пройдет. Больше, думаю, позитива должно быть! И так вокруг одни ворчуны да нытики. Все им плохо, все им не так, все не по ним. И я таким был, а теперь — хватит, надоело! Мое дело теперь пенсионерское: живи да радуйся. Ведь такое счастье — пенсия. Не всякий до нее по нынешним временам дожить сможет. А я вот дожил! И еще пожить собираюсь. А посему решил я перестать быть старым ворчуном, а быть пожилым оптимистом.

УЧАСТКОВЫЙ — ЗНАЧИТ УЧАСТИЕ

Сельский участковый, который живет в сельской местности — это такая редкость в наши дни. Но одному сельскому поселению в Ржевском районе в этом плане повезло. Разрешите представить: участковый уполномоченный МО МВД России «Ржевский», старший лейтенант полиции Андрей Браило, житель поселка Есинка.