ВЛЮБЛЕННЫЕ В ЛОШАДЕЙ

Вообще-то я жуткая трусиха, поэтому подойти к лошади для меня было пыткой. Лошадь по имени Катрин внимательно рассматривала не  знакомого ей человека с фотоаппаратом на шее. Она стояла смирно, пока девушки из конного клуба «Волга» ее седлали для небольшой газетной фотосессии. Странное чувство рождал уверенный мудрый взгляд могучего животного — восхищение силой и мощью, добротой и терпением. Видимо, человек и лошадь связаны где-то на генетическом уровне, в подсознании, поэтому-то лошадь — самое домашнее и самое преданное человеку животное. Словом, пока я занималась подготовкой этого очерка в газету, мое отношение к лошадям постепенно менялось: из никакого в сторону восторженно-восхищенного.

К сожалению, чтобы вот так, запросто с детства водить знакомство с лошадьми, даже у жителей провинциального городка не так много возможностей. Хозяйств в районе, в которых есть лошади — одно-два, конных клубов — еще меньше. Один из них — «Волга». Пока конный клуб располагается в поселке Васильевский, что в районе Нижнего Бора. С мая нынешнего года конный клуб приобрел статус крестьянско-фермерского хозяйства, которое будет базироваться буквально в километре от Васильевского — в деревне Юрятино.

Собственно, пока весь конный клуб состоит из главы КФХ «Волга» Юлии Сергутиной и ее соратницы Светланы Басмановой, которых объединяет безграничная любовь к лошадям и на плечах которых лежит забота о конюшне.

Юля с лошадьми знакома с детства. Дедушка жил в деревне и держал лошадей, поэтому для Юли это любимые животные. Сначала дедушкины, потом — свои. Первые лошади — молодая кобыла и конь-тяжеловоз. Увлечение детства как-то само собой стало образом жизни, и даже профессию Юля выбрала соответсвующую — она работает ветеринарным фельдшером.

Светлану к столь близкому знакомству с лошадьми подтолкнула беда. Сын родился инвалидом. Врачи предрекали ему неподвижность и инвалидное кресло. Но Света решила, что так просто сдаваться не станет. Узнала, что с помощью иппотерапии можно лечить таких деток. И у нее получилось — благодаря лошадям, сын Светы (сейчас уже взрослый молодой человек) встал на ноги, передвигается хоть и с костылями, зато самостоятельно, и инвалидное кресло ему уже не грозит. Тогда у молодой женщины возникла идея — заниматься с детьми и взрослыми адаптивной верховой ездой и делиться опытом с мамочками, оказавшимися в такой же ситуации как она.

— Лошадь — уникальное животное, — рассказывает Светлана. — Если иппотерапия помогает людям с такими тяжелыми недугами, то с небольшими отклонениями в состоянии здоровья можно справиться навсегда. К таким отклонениям относятся дефекты осанки, нарушение обмена веществ, неврозы, заболевания суставов и позвоночника, проблемы в сердечно-сосудистой системе и т.д. От стресса, депрессии не остается и следа после общения с лошадью. Даже если детки просто общаются с лошадью — гладят, кормят, то уже наблюдаются положительные изменения в состоянии здоровья.

Чтобы заниматься адаптивной верховой ездой с больными на профессиональной основе, Светлану в следующем году планируют отправить в один из московских конных клубов на обучение.

Судьба свела Юлю и Свету вместе всего 4 года назад. Их не просто сдружила общность интересов, девушки стали настоящими единомышленницами.

За 4 года поголовье конюшни увеличилось. Сейчас на подворье уже пятеро взрослых лошадей: Киви, Кадриль, Катрин, Каспий, пони Элли и маленький жеребенок. Практически у каждой лошади — непростая судьба. Например, Элли попала в конный клуб «Волга» всего две недели назад. Ее купили не у самых заботливых хозяев. Поначалу Элли шарахалась от каждого взмаха руки, как будто прежде ее часто били. Но сейчас Элли — совершенно добродушное животное с округлыми боками, которая ходит за своими новыми хозяевами как собачонка. Проходит полное восстановление Каспий. Из Азова он был выкуплен в Рязань, а уже оттуда его привезли в Ржев. Каспий оказался очень добрым конем, безгранично любящим детей, а хороший уход и забота Светланы и Юли превратили его в настоящего красавца.

А еще в хозяйстве пять овец. Животные требуют не только ухода, но и внимания, а лошадь — в особенности.

— Никому не советую просто из забавы покупать лошадь, если нет возможности полноценно загрузить животное работой, — говорит Юля. — Лошадь должна работать не менее 4 часов в сутки, а иначе начинает болеть. Какой работой? Любой — ходить под седлом с седоком, запрягять в телегу, бег в манеже, словом, любая физическая нагрузка и общение с человеком. Для лошади движение — это жизнь. Когда лошадь не двигается, она болеет. Это природой и наукой доказано.

— Интересно, а кто управляется со всем этим хозяйством?

— Мы! — хором отвечают девушки. — Еще нам помогают три местные девочки-подростка в качестве волонтеров: выводят лошадей в поле, помогают кормить их, ухаживать. Мы будем рады, если к нам придут еще подростки в качестве волонтеров. Летом на каникулах у них масса свободного времени, знакомство с лошадьми не будет в жизни лишним.

В клубе установлена своя техника безопасности поведения с лошадьми, все новички проходят инструктаж, разработаны строгие правила для сотрудников и для волонтеров.

Получается, что в конном клубе «Волга» пока что чисто женский разновозрастной коллектив.

— Конечно, лошадкам нашим здесь тесновато, и мы мечтаем в скором времени перебраться в Юрятино, — добавляет Юля. — В деревне мы с мужем купили дом и взяли в аренду огромный участок земли. Там намереваемся построить добротную конюшню, все необходимые хозпостройки, где нашим животным будет вольготно. К зиме надеемся поставить 6 денников для лошадей и перевести их уже туда. Вообще, у нас планов — громадье. В перспективе — создать настоящий контактный зоопарк с домашними животными: коровами, курочками, овцами, и, конечно, разводить лошадей. Потому что дети, особенно городские, давно забыли, как выглядит настоящая корова и не знают, как пахнет сено. Сейчас все необходимые корма мы покупаем. Но как только переберемся в Юрятино, надеемся, что сено будем заготавливать самостоятельно. Постараемся купить трактор.

— А кто за трактор сядет? — спрашиваю.

— Я, — уверенно отвечает Юля. — Опыт вождения и водительские права есть. Когда мы брали этот участок в аренду, где сейчас расположена конюшня, он был полнейшем в запустении. После капитальной расчистки от кустарника я самостоятельно на отцовском гусеничном тракторе (такой, с лопатой и ковшом), выровняла всю территорию.

Общаясь с девчатами, я все больше прихожу к выводу, что городскими жителями они являются по ошибке. Обе живут на Садовой, обе по мимо конюшни имеют основную работу. У Юли двое маленьких детей. Кажется, Юля и рожала их в седле. По крайней мере, первая лошадь, Киви, появилась у нее раньше, чем первый ребенок. Когда выходила замуж, будущего супруга сразу предупредила, что лошадей она не бросит, потому что это для нее не просто хобби, это — ее жизнь.

Светлана служит в военной части в Ржевском гарнизоне, у нее тоже двое детей, правда, уже взрослые: дочь и сын-инвалид. Унывать некогда, вся жизнь подчинена строгому графику, львиную долю свободного времени из которого занимают лошади. Впрочем, настоящие русские женщины, наверно, такими и должны быть -красивыми, стройными, сильными, способными вынести на своих хрупких плечах то, что порой мужчинам не под силу.

Содержание лошадей — это еще и огромные финансовые затраты. Доходная часть пополняется за счет уроков верховой езды, катания детей на праздниках, а в будние дни — желающих (уже в Васильевском), фотосессий. И пока практически все, что конный клуб зарабатывает, уходит на содержание животных. А оно недешево, ведь кроме кормов (сено, зерно, комбикорм), необходима амуниция, которую нужно обновлять практически ежегодно.

— Седла должны быть индивидуальны для каждой лошади, чтобы не причинить ей вред. Мы заботимся о здоровье лошадей, чтобы они не были хромыми, больными или угнетенными, могли полноценно выполнять работу, — продолжает Юля. — Того, что зарабатываем, конечно, не хватает. Но для нас лошади — не бизнес, а образ жизни.

— А кто вкладывает средства во все это?

— Мы! — опять хором отвечают девчонки, и смеются. — Пока доход минимален, вкладываем свои собственные деньги. Кроме того, у нас стройка, все средства идут на постройку конюшни.

— Ни от какой помощи не отказываемся. Хотим предложить предпринимателям совместный проект: например, конная зона отдыха, место для проведения мероприятий с конными прогулками. Может быть кто-то и откликнется, ведь идея очень интересная. В планах — построить «крытую бочку» — это такое специальное строение с песчаным полом внутри и под крышей, своеобразный мини-манеж. Построить полноценный крытый манеж пока не по средствам, он стоит больше миллиона…

— Сейчас мы, к сожалению, зависим от погоды, — поясняет Светлана. — Когда дождь, морозы, или снегопад, мы уже не можем заниматься ни с кем, а в крытом мини-манеже такая возможность у нас будет круглогодично и в любую погоду.

— Мы подыскиваем конюха, — продолжает Юля. — Но желающих поработать пока нет. Некоторым неудобно ездить. Идеальный вариант, если конюх будет жить неподалеку, потому что работа по времени периодична: утром выгнать лошадей, вечером загнать и накормить-напоить. Тогда у нас появится больше времени для занятий с детьми, обучению верховой езде.

Родные и близкие их поддерживают всецело, иначе эта ноша была бы просто не по силам. На вопрос, не было ли желания однажды все бросить, Светлана однозначно отвечает «нет», Юля, немного подумав, говорит «да»:

— Дело даже не в физической нагрузке. Физически я сильная, горы могу свернуть. Просто в этом котле я варюсь дольше, чем Света, и на мне больше обязанностей, ответственность за корма и за поиск сотрудников. И от этого так порой морально устаешь! Но пару дней не побываешь на конюшне — душа ноет и срочно требует назад, к любимым коникам. Стоит их увидеть, сразу все депрессии и стрессы улетучиваются, силы появляются. Хочется, чтобы все было грамотно, но порой не хватает знаний и не у кого спросить совета. Знания собираем со Светой по крупицам, советуемся с коллегами-конниками, бывает, ошибаемся, иногда кажется, что на месте топчемся, но так в любом деле. Стремимся сделать настоящую конюшню, чтобы это было прилично, правильно, законно.

***

От таких людей заряжаешься положительной энергией. И по-белому завидуешь их силе и желанию сделать мир немножечко лучше с помощью лошадей. На свои мелко-бытовые трудности в сравнении с заботами Юли и Светы я теперь смотрю проще.

Думаю, что у них все обязательно должно получиться именно так, как задумали. Ведь они уже доказали делом, что идти к поставленной цели умеют и могут.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Фото автора

8_1 8_2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *