Олеся Лушина, директор центра духовно-эстетического развития «Созвездие»: «ВЕРИТЬ В ТО, ЧТО ДЕЛАЕШЬ»
ДОСЬЕ «РН»
Лушина Олеся Сергеевна — с 2002 года работала преподавателем отделения хореографического искусства Детской школы искусств N№ 3 г. Ржева.
Квалификация: методист народного художественного творчества, балетмейстер-педагог спортивного бального танца (хореография).
Энтузиаст, профессионал в своем деле. Организовала отделение хореографического искусства со специализацией «Спортивные бальные танцы». Разработала авторскую программу «Сказочный мир игры» на подготовительном отделении хореографии. Создала первый в Ржеве танцевально-спортивный клуб «Созвездие». Воспитанники Лушиной — неоднократные победители всероссийских и международных турниров, конкурсов, фестивалей.
В преддверии нового учебного года мы беседуем с Олесей Лушиной, директором центра духовно-эстетического развития «Созвездие», впервые объявляющего набор на новый учебный год.
— Олеся Сергеевна, руководимый Вами епархиальный центр объявляет свой первый прием. Но и Вы сами встречаете новый учебный год в новом качестве — поскольку давно переросли старые рамки и к радости родителей своих воспитанников решили полностью посвятить себя новому делу?
— Дело в том, что государственные школы искусств, которые предоставляют услуги дополнительного образования, переживают сегодня не лучшие времена. Педагогов заставляют работать по программам, непозволяющим дать детям необходимые знания. Например, мне за 20 минут необходимо провести разминку, за 15 минут новую тему детям объяснить и за оставшиеся 5 минут урока ее отработать. Это даже не стандарт, а какие-то «огрызки» стандарта.
— Вроде бы и посещали занятия, но возникает вопрос — что же у ребенка остается в конечном итоге?
— Кроме того, мне, как педагогу, всегда хотелось, чтобы детки росли красивыми личностями изнутри. Детей надо стремиться обогащать духовно. В центре «Созвездие» (г. Ржев, ул. Большая Спасская, д. 33/57) ребенок, несомненно, получит комплекс образовательных услуг, но наша главная цель — духовно-эстетическое развитие, формирование внутреннего мира юного человека. Например, когда у ребенка удается взрастить чувство благодарности — к Родине, родному городу, родителям, учителям — это ведь совсем иное восприятие жизни будет. Хотелось бы, чтобы родители поняли, что образованный человек должен быть красив внутренне. Образно говоря, гений не должен быть злым! Да, родители хотят, чтобы их ребенок стал успешным, но успех — понятие относительное и не гарантирует счастья.
Кстати, интересное наблюдение я сделала на выпускном в четвертом классе у своей дочки. Родителям демонстрировали слайды — кем их дети мечтают стать. Мальчишки поголовно хотят быть полицейскими, один мальчик хотел бы стать мэром города, другой — банкиром. Девочки — парикмахерами, тоже полицейскими, и только один ребенок сказал, что мечтает быть учителем начальных классов.
Мне кажется, сегодня в обществе наблюдается сужение круга интересов, инициатив, стремлений. И в первую очередь за счет таких важнейших понятий, как любовь к ближнему, патриотизм, возможность пожертвовать своими интересами ради каких-то общих дел. Не в столь далеком прошлом людей интересовало, что происходит в культуре, науке, были небезразличны достижения нашей страны, а сейчас интересы сузились до утилитарных. Люди перестают хотеть общаться, теряется эмоциональная теплота, постепенно исчезает эмпатия — желание эмоционально понять другого человека.
Сегодня многие молодые люди интеллектуально более чем полноценны, но они не способны на серьезные семейные отношения, их семьи весьма конфликтны и неустойчивы.
— Возможно, их родители в свое время пропустили какую-то стадию в процессе становления личности ребенка.
— Надеемся, что наши воспитанники создадут другие семьи. Они будут знать, что возможно жить по иному сценарию.
— Олеся Сергеевна, расскажите, пожалуйста, что в практическом плане предлагает сегодня центр «Созвездие»?
— Мы хотим развить в детях эстетическое восприятие своей Родины: выбрать самое лучшее, что есть в нашей истории, искусстве, и показать ребенку, что такое Россия, русский народ. Как любили Россию наши великие писатели, художники, музыканты.
— Считаете, что патриотизм есть чувство нравственное, и оно не мотивируется политической идеологией?
— «Как нет человека без самолюбия, — писал Константин Ушинский, великий русский педагог, — так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Дети — они, как губка, впитывают все, что ты пытаешься им передать, они открыты для всего нового. И это как раз самое приятное в работе — делать своим искусством кого-то лучше и добрее, облагораживая души людей, помогая им найти себя.
— Олеся Сергеевна, Ваше хореографическое отделение очень хорошо известно в Ржеве. Но что еще предлагает центр «Созвездие»?
— Что касается хореографического отделения, детки приходят к нам на занятия с четырех лет — лечебная гимнастика, исправление плоскостопия, мышечных зажимов. Со второго класса ребенок уже выбирает специализацию: либо спортивные танцы, либо классический балет.
Взрослые также успешно могут заниматься бальными танцами, а затем танцевать на традиционном Рождественском балу. Но, помимо хореографии, в центре открыто еще несколько отделений.
Одно из направлений — отделение художественного искусства, причем с детьми будут заниматься известные художники Ржева. Планируем давать не только уроки академического рисования, но и знакомить с народным художественным творчеством — хохломская роспись, гжель.
Еще одно направление, которое курирует Евгения Надольская, программа этикета и хороших манер. Эта программа также нацелена на получение детьми навыков речевого общения и построена на интерактивном обучении, использовании ролевых игр. Сегодня дети «сидят в гаджетах» и как результат — возникла серьезная проблема «субъектов с обедненной коммуникацией». Особенно она остра у молодежи.
Преподаватель вокального отделения Екатерина Чайкина проводит занятия индивидуально — постановка голоса, дыхание. Кстати, правильно поставленное дыхание минимизирует риск ОРЗ, а вокал помогает ребенку раскрыться. Уроки проходят два раза в неделю и хор — часа полтора в неделю. Репертуар самый разнообразный, во всех профилях. Занятия вокалом проходят интересно, глаза у детей просто горят. Они перестают стесняться, убираются психологические зажимы. Пение очень полезно и взрослым, чья профессиональная деятельность связана с большой речевой активностью. Например, учителям. Вокал — это еще и тренировка связок, позволяющая избежать профзаболеваний. Кстати, взрослые с удовольствием поют в хоре Варваринского храма. Есть город Конаково, который гораздо меньше Ржева, но там создано несколько огромных хоров мальчиков. В нашем городе пока мужчины считают, что пение — это несерьезно. Но родители часто приходят к чему-либо через детей, и если дети начинают заниматься вокалом, им захочется петь и в хоре.
В новом учебном году центр будет работать на полную мощность. Планируем заключать договоры о сотрудничестве со школами, чтобы учителя могли приводить деток с продленки на занятия.
— В масштабах города планируете проводить мероприятия?
— Да, но наши мероприятия будут в корне отличаться от тех, которые проводит отдел культуры. Например, День защитников Отечества — праздник мужчин. А конкретно, какие у нас были мужчины? Например, непобедимый адмирал Федор Ушаков. Кто знает, что он — еще и святой? Одно дело переживать историю России, и совсем другое — просто сдавать тесты по истории, испытывая минимум эмоций.
Или возьмем День учителя. Великий русский педагог Сергей Рачинский — почти наш земляк. Но кто об этом знает?
Думаю, синтез искусств как раз и позволит нам воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства. Та же хореография может вызывать катарсис, очищение, пробуждать чувства. Или можно просто спеть «голые» ноты, а можно провести через сердце — и получить абсолютно иное звучание.
Вообще, работая с детьми, понимаешь насколько это большая ответственность. По тому, что ты говоришь, что ты делаешь — все это влияет на их судьбу. Когда дети выросли, труднее стучаться в их сердца, взрослые уже пребывают в плену стереотипов.
— Сколько будет стоить обучение?
— 700 рублей в месяц, многодетным семьям — скидки. С родителями подписываем договор об оказании образовательных услуг. Мы существуем только на пожертвования, нет государственного финансирования.
Мы объединили усилия Ржевской епархии, родителей моих учеников, которые поддержали меня, возрождая меценатские традиции. Без поддержки людей ничего бы не получилось. Но когда ты делаешь то, во что сама веришь, окружающие это всегда чувствуют. Мы стоим в самом начале пути, но есть прекрасное помещение, есть замечательные педагоги. А остальное, как Бог даст!
— Благодарю Вас за интервью.
Ирина Кузнецова