Дурная река

У каждой местности, реки, озера, холма или горы есть свое название, уходящее корнями в глубь веков. Эти названия часто переживают языки их создавшие, а современников поражают своим звучанием. Помню, как в прошлом году меня поразило название одного горного перевала, расположенного близ Эльбруса — Хасанхой-Сюрюльген. Но такие сложные названия скорее редкость, у каждого народа есть своя Быстрая река или Долгое озеро. Только звучат они на чужом языке странно. В карело-финском языке есть такое слово «йоки», означающее «река». И если смотреть карту Карелии, можно увидеть такие названия, как Янисйоки, Куркийоки, Тохмайоки и тому подобное. С первыми двумя приведенными мной названиями все просто. «Янис» — заяц, река петляет как этот зверек, а на Куркийоки, видимо, обитает много журавлей («курки» — журавль). А вот река, на которой мне с друзьями недавно удалось побывать, носит название Тохмайоки — Дурная река…

«Что мы берем с собой в поход?»

Рускеальский мраморный карьер

Рускеальский мраморный карьер

Идея побывать на этой реке родилась еще два года назад, когда мы с друзьями штурмовали другую карельскую реку — Кереть. Но тут, на Тохмайоки, все упиралось в снаряжение. Дело в том, что ехать надо на майские праздники, когда река более полноводна, и пороги становятся сложнее и интереснее. Это, конечно, при условии, что у вас при словах «пороги 3-4 категории» тоже загораются глаза и охватывает непроизвольное желание взять в руки весло.

Но независимо от предпочтений, купание в реке, с которой только-только сошел лед, вряд ли пойдет на пользу без неопренового костюма. Причем, желательно полного и подобранного индивидуально. Турфирма может, конечно, дать вам костюм в аренду, но вот размер — это как повезет.

Остальные вещи собираются как в старой туристической игре: «Что мы берем с собой в поход?». Вы либо знаете, что брать, либо нет. Информация на сайте турфирмы иногда бывает полезна, но не стоит бездумно брать все перечисленное. Если едете на короткий срок — половина вещей просто не понадобится.

Ехать (я и два моих приятеля Лёша и Саша) решили на вторые майские праздники. Не могу удержаться кинуть камень в огород железнодорожников. РЖД мне иногда напоминает турка, предлагающего прокатиться на верблюде: залезть — 10 долларов, а слезть — 100. Билеты до Петрозаводска мы купили без особых проблем, а вот обратно со станции Лодейное Поле их не было. Дело в том, что поездом, на котором мы ехали из Карелии, возвращается куча туристов, решивших отдохнуть на майские праздники. Потому билеты с промежуточных станций не продаются, только с Петрозаводска и, в основном, места купейные. Уехали за тысячу — вернулись за три. Монополизм, однако.

Наша группа около Креста скорби

Наша группа около Креста скорби

«А зори здесь тихие»

Сложно сказать, что мне больше всего нравится в туризме. Новые места, захватывающие пейзажи, закипающий в крови адреналин? А может, люди, которые ходят в походы? Туристы, мне кажется, это отдельный подвид Homo sapiens. Иначе как два десятка не знакомых друг с другом людей могут подружиться буквально за три дня? А каждый новый инструктор чем-то напоминает инструктора из прошлого похода. Если честно, то выйдя из поезда и увидев девушку с плакатом «Стелла» (название турфирмы), я удивленно подумал: «Почему это она меня не узнает? Это же Катя, одна из инструкторов с Керети!» Оказалось, что девушку зовут Даша.

Веревочный мост над Рускеальским карьером

Веревочный мост над Рускеальским карьером

Дальше было знакомство с остальными туристами и инструкторами, распределение экипажей. Над нами, тремя ржевитянами, взяла шефство встретившая нас Даша. Она же, пока мы ехали, с задором увлеченного экскурсовода вела рассказ на тему: «Карелия, почему это хорошо?». Его, равно как и посещение мемориала «Крест скорби», посвященного матерям погибших в советско-финской войне, я не буду подробно описывать. Кому интересна история, пусть сам приедет в Карелию и посетит с экскурсиями все достопримечательности.

А вот о чем всё же расскажу, так это о Рускеальском парке. Меня всегда завораживает красота природы, а о Рускеальском мраморном карьере и Рускеальских водопадах можно говорить лишь в превосходной степени. Начну с карьера. Чтобы было понятно, о чем речь, немного общей информации, взятой из Интернета: «Каменоломни, обнаруженные пастором Алопеусом, начали разрабатываться в начале правления Екатерины II. Первыми разработками руководил капитан Кожин, которого консультировали итальянские специалисты. Сегодня протяжённость карьера с севера на юг составляет 460 метров, ширина — до 100 метров. Расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна — свыше 50 метров. Мрамор Рускеалы использован в сооружении самых красивых и значимых зданий Санкт-Петербурга, его дворцовых пригородов. Им облицован Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская».

Из таких штолен добывался мрамор

Из таких штолен добывался мрамор

Добавлю, что карьер был затоплен финнами во время войны с СССР, они взорвали перемычку между карьером и Тохмайоки. И это, на мой взгляд, был скорее отличный подарок, чем диверсия. Дело в том, что получившееся озеро нереально красиво: огромная мраморная чаша, поросшая по берегам соснами и наполненная прозрачной голубовато-зеленой водой. Над поверхностью воды проносятся чайки. В хорошую погоду на лодках тут катают туристов, а в ночное же время берега карьера подсвечены искусственно. В общем, есть на что взглянуть. Для тех, кому хочется «погорячее» — над пропастью натянут веревочный мост. Можно за отдельную плату пройтись по нему и проверить свои нервы на прочность. Кстати, здесь снимали несколько сцен из недавно вышедшего фильма «Тёмный мир».

Рускеальские водопады также облюбованы деятелями киноискусства. Сами водопады относительно невысокие — 3-4 метра. Хотя когда летишь вниз в бурлящую воду, сидя на баллоне катамарана, высота кажется более внушительной. Рядом с водопадами расположена живописная заводь. Именно ее можно увидеть в одной из сцен фильма «А зори здесь тихие». А после съемок уже упоминавшегося мною «Темного мира» рядом с водопадом появился муляж избы. Он неплохо вписался в пейзаж, потому его не стали разбирать после съемок.

Когда мы только приехали в Петрозаводск, погода была солнечная, а по дороге она начала портиться. Так что запланированные на первый день экскурсии прошли под дождичком. Однако то была прелюдия. Дальше нам предстояла сборка катамаранов и небольшой участок водного маршрута…

Владимир Кутузов

Фото автора,
Алексея Цветкова и
Александра Ковалева

Продолжение следует

Отклики (2) на Дурная река

  1. […] (продолжение) Слезы Дурной реки […]

  2. Дурная река | Ржевские новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *