Дурная река

Слезы Дурной реки

Дождь. Именно этим словом можно коротко описать первый день путешествия. Дождь был затяжной и, похоже, беспросветный. Я бы, честное слово, предпочел ливень — не так промозгло. Что ты вымокнешь до нитки, проходя пороги — это и так понятно. Но вот переодеваться, перебирать вещи, а потом под потоками воды из небесной канцелярии ставить лагерь — удовольствие на любителя.

Лично мне сложно сказать, что дождь портил настроение. Хотя кто-то спасался от непогоды под тентом. Я сидел в дождевике под открытым небом, прямо посреди лагеря, и самой серьезной проблемой было, пожалуй, то, что дождь разбавляет чай в моей кружке. Просто радовался тому, что выбрался, что есть компания друзей, что пахнет лесом и дымом, что рядом журчит Тохмайоки, красоты которой нам предстоит увидеть.

порог "Велосипед"

порог «Велосипед»

Когда поздний обед был доеден, а чай допит, мы пошли переодеваться в неопреновые костюмы и помогать инструкторам собирать катамараны. Для тех, кто никогда не надевал гидрокостюм, скажу одну удивительную вещь — он промокает. Ну, то есть, совсем, насквозь, а потом еще и долго сохнет. А уж сколько удовольствия доставляет надевание мокрого и холодного неопрена утром! Но удивительное дело, когда неопрен одет, согреваешься за пару минут, каким бы мокрым он ни был.

Первый день на воде, как правило, разминочный. В нашем случае так оно и было. Отрезок пути хоть был небольшим и относительно простым, изобиловал шиверами, перекатами и разного рода рукотворными преградами — вроде мостов и остатков от старых плотин. Так что без приключений не обошлось. Мы шли караваном из четырех катамаранов (два четырехместных и два шестиместных). Впрочем, технически катамараны одинаковые, но за удовольствие прокатиться в меньшей компании турфирма возьмет больше денег.

Чтобы было понятно, о каком катамаране я рассказываю, дальше буду называть их по именам инструкторов. На нашей «четверке» инструктором была Даша, на второй «четверке» — Маша, а «шестерками» управляли Максим и Сергей. В группе были туристы разного уровня, кто-то объездил Карелию вдоль и поперек, кто-то был впервые. На нашем катамаране таким новичком был Саша, он был в водном походе, но на Волге и на байдарке. Так что мы с ним пытались приноровиться грести синхронно. Параллельно болтая со стоящими «на руле» Лешей и Дашей. Так, незаметно, за разговором и неспешным маханием веслами мы оторвались от остальных…

Решили подождать. Пока швартовались к ближайшему берегу, я поскользнулся на камнях и совершил купание в Тохмайоки. Очень странное ощущение, когда ледяная вода медленно просачивается сначала под дождевик и обдает прохладой по неопрену. Гидрокостюм в определенной степени защищает от холода, но долго купаться не выйдет. Вода на майские все-таки очень студеная.

Первой из-за поворота показалась «четверка» Маши и ждать остальных решили вместе. Оказалось, что проходя один из порогов, катамаран Макса зацепился за гвоздь, и ребятам пришлось заклеивать баллон.

Дошли мы в тот день до порога «Велосипед». Официально (на картах) он называется «Разрушенная плотина» номер такой-то. Пороги на Тохмайоки носят название «Разрушенная плотина» чуть ли не поголовно. А туристы называют порог «Велосипед». Почему? Рядом кто-то оставил старый велосипед, вернее, их два — взрослый и детский.

Лагерь ставился под дождем. Я как можно быстрее постарался надеть сухое — сказывалось давешнее купание. Заодно сбегал за водой — грелся. И пока нес котелок, обратил внимание, что тохмайокская водичка бурая. Причем настолько, что кажется, в ней уже заварили чай. Видимо, много солей железа или еще каких-то примесей. Засиделись в тот вечер допоздна, травили байки, пели песни под гитару. А вот знакомство шло туго — запомнить в первый день все двадцать имен сложно.

«Велосипед»
и Рускеальские водопады

7_Экипаж-МаксимаВторой день был, пожалуй, самым насыщенным. Сначала мы прошли «Велосипед», он третьей категории сложности и представляет собой остатки рукотворного сооружения, кажется, водяной мельницы. Сам по себе он проходится на катамаране легко. Главное — не забирать вправо — можно наткнуться на скрытое водой бревно. Особых проблем этот порог ни у кого не вызвал. Хотя было весело.

А вот Рускеальские водопады, при взгляде на которые невольно возникает мысль: «И тут нам надо пройти?! Обалдеть!» Дальнейшие эпитеты зависят от того, проходили ли вы раньше пороги четвертой категории. У нас это был первый опыт. Некоторые факты о Рускеальских водопадах я рассказал в первой части истории, так что повторяться не буду. Сейчас важно, что в том месте, где нам предстояло пройти, река изгибается под прямым углом и круто падает вниз между двух каменных берегов. Высота перепада примерно четыре метра.

Сначала мы пришвартовались и стали переносить вещи: желания вылавливать упущенный груз ни у кого не было. Да и у груженного катамарана больше шансов застрять. Потом был инструктаж.

— Ты будешь впереди на левом баллоне так, что сильнее всех искупаешься, — поясняла мне Даша. — Главное, когда будем внизу, не греби — если зацепишь веслом за камень, вырвет из рук.

Пока мы готовились к прохождению, водопад со всех сторон обступили зрители. Рускеальский парк место оживленное, а у водопадов постоянно проходят экскурсии и стоят лавки с сувенирами.

Первым проходил катамаран Сергея. В целом прошли нормально, если не считать, что внизу в «бочке» (область внизу слива с обратным течением и обилием брызг) их развернуло на 180 градусов. Мы шли вторыми. Сказать честно, было страшно. Но страх — это нормальная реакция, в этом состоянии выделяется адреналин, увеличивается скорость реакции.

Пороги рекомендуется проходить, разгоняясь — так больше шансов соскочить с камней, если катамаран «сядет». На Рускеальских водопадах важнее правильно зайти в струю. Слив надвигался медленно (хотя там было несколько секунд, но в такие моменты время становится «ватным»), команды Даши становились менее слышны от рева воды. Мы зашли в поворот, удалось это сделать достаточно ровно, и тут я увидел его… Водопад! Когда смотришь на него с берега, это красиво, захватывающе, восхитительно. Но с баллона катамарана, за доли секунды до падения вниз… даже не знаю, как описать, ошеломительно, наверное. Ощущения от увиденного сверху складываются в какой-то «стоп-кадр». Потом было падение. Летя вниз, я вспомнил, что Даша советовала не совать весло в воду. Да я бы и так не стал: тут просто куча летящих брызг, а не вода — не от чего оттолкнуться. Мы вошли в «бочку», и катамаран захлестнуло водой…

Прошли хорошо, почти идеально. Но почему-то были мысли: «А еще разок можно? Не распробовал». Сам спуск по водопаду — секунды, не успеваешь что-то осознать. Воспоминания рисуют в голове только вид сверху водопада и вход в «бочку» снизу.

прекус у порога "Очарование"

перекус у порога «Очарование»

Экипаж Максима тоже справился с прохождением водопада хорошо. А вот «четверка» Маши застряла на камне на входе в порог — один из загребающих греб недостаточно сильно. С камней их пришлось снимать страховочной веревкой (туристы называют ее «морковка» за характерную форму в сложенном виде и яркий цвет), кинутой с берега Максом. Катамаран из-за этого развернуло, и в водопад ребята зашли кормой. Струей вынесло их из основного слива в боковой, а он небольшой и маловодный. Но прошли его нормально, ну, если не считать, что катамаран по-прежнему шел кормой вперед. Мне думается, больше всего удовольствия получили случайные зрители: среди бела дня — и такое шоу.

Дальше у нас был запланирован обед у следующего порога «Очарование».

Владимир КУТУЗОВ

Фото автора, Алексея Цветкова и Александра Ковалева

Продолжение следует

(предыдущая часть)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *