ХРАНИТЕЛЬНИЦА ПЛОДОРОДИЯ РЖЕВСКОЙ ЗЕМЛИ

Справедливо замечено: надо заниматься тем, что любишь, и любить то, чем занимаешься. Многие ли из нас могут сказать так о себе и своей работе? К сожалению, нет. А ведь это и есть настоящее счастье. Полина Калиновна Чаплыгина — счастливая обладательница любимой работы, которая с годами стала частью ее самой. Вот уже 32 года она является хранительницей плодородия ржевской земли. Полина Калиновна — агрохимик по Ржевскому району.

Пожалуй, самый часто задаваемый вопрос Полине Калиновне касается ее отчества. Ничуть не удивляясь (привыкла уже к расспросам), отвечает:

— Я с Украины, отца звали Калина Авксентьевич, а маму попроще — Анна Михайловна. Родилась и выросла в Винницкой области. И в Ржев попала совершенно случайно. Поехала я в Москву к брату, который учился в Тимирязевской сельхозакадемии, потом решила навестить дядю в Калинине. Он-то и предложил мне учиться. А у меня к тому времени было уже пять лет стажа работы в сельхозтехнике. С учебой после школы как-то не сложилось, сразу пошла работать. Дядя и сказал: ты, мол, землю любишь, поэтому надо учиться на агронома.

Однако в Сахаровский сельхозинститут не прошла по конкурсу. И когда уже было собралась домой, совершенно случайно познакомилась с одной женщиной, звали ее Лидия Григорьевна. Разговорились, рассказала я ей про неудачное поступление, а она попросила оставить свой адрес. Кто же знал, что это судьба?

Приезжаю домой, а меня уже ждет вызов на экзамены в Ржевский совхоз-техникум. Ехать или не ехать? Как оставить маму одну (отец у нас рано умер), огород 85 соток, огромный дом и все это на ее плечи. Но мама приговорила мне ехать. Так в 1979 году Ржев вошел в мою жизнь…

Ангелом-хранителем Полины на долгие годы стала руководитель студенческой группы Вера Алексеевна Новоторова, (в ту пору еще Колчина) — кладезь сельскохозяйственных знаний. Забегая вперед, скажу, что они не только вместе работали впоследствии, но и дружат до сих пор.

Сразу после экзаменов студентов отправили в совхоз «Глебовский» на два месяца. Полину, как самую старшую и уже имеющую опыт работы в сельхозотрасли, назначили старостой. А группа, надо сказать, подобралась на редкость уникальная и очень дружная — белорусы, молдаване, украинцы и русские — полный славянский интернационал. До сих пор со многими Полина Калиновна поддерживает связь.

О своей дальнейшей жизни в Ржевском районе почему-то не думалось. Ведь в те годы существовало распределение выпускников. Хорошая, кстати, штука. Молодой специалист мог только догадываться, где будет складываться его дальнейшая профессиональная жизнь. Но обязательно там, где нужнее всего, где требовались специалисты.

Но его величество случай вмешался и здесь. К окончанию учебы в техникуме Полина вышла замуж. Со своим избранником Виктором Михайловичем Чаплыгиным познакомилась тоже случайно. Полина проходила практику в диспетчерской производственной части техникума, туда же частенько заглядывал молодой железнодорожник, проходивший отработку на молокане (тогда все предприятия помогали сельхозотрасли). Полина Калиновна и сейчас, несмотря на возраст, хороша собой, а в пору юности немало парней вздыхали ей вслед. Виктор ходил, смотрел, она смотрела… Через год переглядок и робких ухаживаний парень решился сделать предложение. Сватался, как положено, приехал просить руки и сердца своей избранницы к ее дяде в Калинин. В 1982 году сыграли свадьбу, а через год родилась дочь.

Распределение молодой агроном получила в совхоз «Тудовский». Но муж наотрез отказался отпускать молодую жену в такую даль на окраину района. Пришлось искать место работы в Ржеве. В Сельхозхимии, на Станции защиты растений и на Льносемстанции требовались специалисты. Выбор пал на Сельхозхимию. Так на всю дальнейшую жизнь заботой Полины Калиновны Чаплыгиной стало плодородие ржевской земли.

В 1987 году, когда закрылась Ржевская сельхозхимия, Полину перевели в Нелидовскую агрохимическую лабораторию агрохимиком. Сказали, ищи себе кабинет в Ржеве, а работой мы тебя загрузим. Место в кабинете и стол нашлись в Ржевском сельхозуправлении, под крылом у Веры Алексеевны Новоторовой.

Объемы работы в те годы были огромные. Агрохимик — это не сторонний наблюдатель за состоянием почвы. Специалист нес ответственность за качество кормов, известкование почвы, состояние пашни, урожайность. Однажды даже выговор влепили — в сырое лето хозяйства заготовили сено не самого высокого качества.

Круглый год агрохимик был загружен работой. Зимой надо поехать в хозяйства, замерить глубину снежного покрова, образцы снега (по 9 литров) привезти в Ржев, расплавить, сделать анализ. Весной необходимо отобрать пробы земли по мониторингу: поехать в несколько хозяйств, на пашнях копать метровой глубины шурфы, исследовать почву. Осень приходит — надо замерять количество осадков, проверять качество кормов по району, брать органику на анализ. А это по 30 мешков сена, 30 образцов навоза с ферм. Затем — контроль за внесением удобрений. Не менее сложная и ответственная была последующая работа с документами.

Агрохимику приходилось летать и на вертолетах, и на самолетах, чтобы разбросать по полям удобрения.

— Помню, завезли удобрения в район, в гарнизоне нам дали вертолет, — рассказывает Полина Калиновна. — Нужен бензовоз для заправки вертолета. Самое ближнее место — у Бойцова в «Новой жизни». Приезжаю, а там планерка. Сижу и гадаю — даст или не даст бензовоз? Вертолет же стоит, удобрения завезены. Не внесем удобрения, будет нагоняй из области…

В 1986 году проходило обследование земель в Ржевском районе. Тогда специалисты, и Полина Чаплыгина в их числе, проверили 77 тысяч гектаров пашни и сенокосов. К слову сказать, обследования земель проходят регулярно, раз в пять лет приезжает в район федеральная служба и проводит основательный мониторинг. В Нелидово до сих пор существует ФГБУ «Станция агрохимической службы «Нелидовская», сотрудником которой является Полина Чаплыгина. Несмотря на угасшую сельхозотрасль, мониторинг почвы ведется постоянно. За бытность агрохимиком Полины Чаплыгиной прошло шесть туров обследования земель в Ржевском районе. По каждому участку земли выпускается материал агрохимического обследования. В документе указаны предписания ученых, каждое поле описано. Конечно, несведущему человеку эти разноцветные карты и столбцы цифр ничего не скажут. Но агрохимик может с точностью утверждать, что вырастет на конкретном земельном участке, а что сажать не следует, какие требуются удобрения, есть ли смысл строить в этой местности. Поэтому утверждения, что земля наша заброшена и никому не нужна, абсолютно беспочвенны.

В 1992 году Полина Калиновна заочно закончила Сахаровскую сельхозакадемию. В дипломе значится специальность «ученый-агроном». Однако получение диплома — это не окончание учебы, она продолжалась еще долгие годы, и училась наша героиня с удовольствием у своих старших коллег агрономов, старожилов ржевской сельхозотрасли.

Землю в Ржевском районе Полина Калиновна знает как свои пять пальцев. Половину полей исходила пешком с буром в руках. Менялась страна, приходили и уходили руководители, а она до сих пор, без перерыва, работает в сельском хозяйстве. Можно сказать, что она — «последний из могикан» агрохимии в районе. Когда Чаплыгину спрашивают, кем работает, то очень удивляются, услышав — «агрохимиком» и обычно задают вопрос: «А разве еще существует такая профессия?»

— Профессия, действительно, теперь редкая, — вздыхает моя собеседница. — Лет десять назад у меня на практике была студентка-агрохимик. Спрашиваю, работали ли на полях? Нет, отвечает.

Студента-теоретика опытный агрохимик провезла по полям, показывала, рассказывала все, что знала сама. К сожалению, сейчас все выпуск-ники в большей степени лишь теоретики. Полина Калиновна вспоминает свою практику, когда приходилось копать профильные шурфы полтора метра глубиной, зарисовывать все слои, все время руками и лопатой исследовать землю.

Полина Калиновна, как летописец ржевской почвы, считает, что все неизбежно вернется на круги своя. Ведь земля, тем более такая плодородная, как в Ржевском районе, пустоты не терпит.

Как истинный агроном, наша героиня не может без растений, без земледелия — это ее родная стихия. Сколько ее знаю, каждую весну на окнах кабинета Полины Калиновны появляется рассада. И уже сейчас в горшках пробиваются на свет первые петунии, мальвы, анис. Она даже огурцы умудряется выращивать в рабочем кабинете на подоконнике.

Цветы, огород — любовь ко всему этому Полина Калиновна переняла от мамы и передала своей дочери, а теперь и внучка с удовольствием помогает бабуле. На дачном участ-ке площадью пять соток нет пустого места — все засажено. Рассказывает, что дачный домик на участке строили с мужем 10 лет. Получился кирпичный, высокий, с балконом — маленький аналог родительского дома, который остался на Украине. В двухкомнатной квартире на узеньких подоконниках размещается еще одно море цветов. Как настоящий земледелец, агроном Полина Чаплыгина срезанных цветов не любит, считает их мертвыми, а в горшках и на клумбах — самое то. Дочь, зная мамину страсть к розам, постоянно привозит ей в подарок новые сорта. Очень любит Полина Калиновна из маленьких росточков выращивать большие растения, любит возиться с крошечными всходами. Щепетильность, тщательность, усердие, терпение и работа на результат — этих качеств не отнять. А еще — безграничная доброта, ведь у злого человека цветы не цветут.

Люди, даже совершенно незнакомые, безошибочно чувствуют в ней человека, который может помочь и взамен ничего не потребует.

Любит людей, и они отвечают ей тем же. Полина Калиновна признается, что обидели ее всего один раз в жизни. Все остальное, в том числе критику, она воспринимает спокойно и никогда ни с кем не ругается. Считает, что ей в жизни везло: в техникуме были добрые наставники, потом в сельхозуправлении, всегда в жизни встречались люди, которые подсказывали, делились опытом, помогали, и она старалась отвечать добром на добро.

— Счастливый ли я человек? Думаю, да. Я — счастливая жена, мама и бабушка. Считаю, что счастлива и в профессии. Когда ходила в школу, то химию совсем не любила, — смеется моя собеседница. — Говорила — она мне не пригодится. И судьба так повернула, что всю жизнь прошла бок о бок с этой нелюбимой мною в юности наукой, как оказалось — главной в моей профессии, которую очень люблю. Все сложилось хорошо. О чем мечтаю, чего желаю? Конечно, здоровья себе и окружающим, и мира… — Полина Калиновна замолкает, видно, как на глаза наворачиваются слезы. — Мой племянник живет на Украине и год был на войне, слава Богу, вернулся живым, а ведь многие его товарищи не выжили. Поэтому, наверное, главное — это жить в мире.

Она застала ту самую старую гвардию легендарных руководителей хозяйств Ржевского района, работала со следующим молодым поколением, и всегда главной заботой была ржевская земля, ее плодородие. Полина Калиновна признается, что больше всего мечтает о том, чтобы земля в районе обрабатывалась, ведь тогда все ее заботы и 32-летний труд не будут напрасными.

Буквально на днях Полина Чаплыгина отметила юбилей со дня рождения. Я искренне присоединяюсь ко всем поздравлениям, которые прозвучали в адрес этой замечательной женщины, спокойной, величавой и по-матерински доброй. Как земля, на которой и ради которой она работает всю жизнь.

Светлана Кудрявцева

Фото автора и из архива
Полины Чаплыгиной

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *