Картинная галерея в Борках

«Русский — это тот,
кто любит Россию»
Илья Глазунов

В один из погожих сентябрьских дней мы с художником Игорем Росляковым отправились в деревню Борки, что в 12-ти километрах от города Зубцов. Места там замечательные, настоящая русская природа: холмы, перелески, овражки…

И среди этого великолепия родной природы стоит старинная усадьба, родовое гнездо драматурга Владислава Александровича Озерова (1769-1816). Здесь он родился, и здесь же умер. В своё время был он генерал-майором, вышел в отставку, затем служил гражданским чиновником, был действительным статским советником (чин 4-го класса). С литературной точки зрения, Озеров примыкал к кружку А.Н. Оленина, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь. Славу получил как автор стихотворных трагедий, соблюдающих три единства классицизма, но проникнутых сентименталистским настроем. В своё время дружил с Г.Р. Державиным.

на-30-юВ 1809 году Озеров вышел в отставку. Первое время он следил за литературной жизнью Петербурга, но к 1812 году тяжело заболел психически; через четыре года умер в отцовском имении, лишившись в последние годы способности говорить.

Картинная галерея в родовом имении драматурга открылась 29 декабря 1983 года. Через несколько месяцев ей исполнится 30 лет. В основу коллекции легли 60 работ из запасников Союза Художников СССР, переданные сюда ещё в 1978 году. Их и сейчас можно легко отличить от более поздних поступлений по золотистым бирочкам с названиями, приклеенным к рамам. Я вспоминаю, что такие же бирочки видел в Русском Музее Санкт-Петербурга.

Сама экспозиция расположена в трёх больших залах бывшего «дворянского гнезда». Я определил бы время постройки здания концом XVIII века, или чуть ранее, возможно, дом немного перестраивался, получив некоторые архитектурные элементы эпохи классицизма.

В прекрасных залах, где когда-то вальсировали современницы Наташи Ростовой, теперь нашему взору представлен весь цвет советской и российской живописи и скульптуры рубежа XX и XXI веков. Картины (среди них есть и огромные) мастеров жанра от Переяславца и Щербакова до Диодорова и Дочкина радуют глаз зрителя. Кроме этого, в первом от входа зале находятся: музей Тверского быта (сюда входят и льняное ткацкое производство), орудия труда крестьянина, русская печь и «красный угол», а также найденные на колхозных полях района бивни и кости мамонта.

на-30-ю1Хранительницей галереи в наши дни является Наталья Николаевна Федотова, в прошлом педагог. Она радушно встретила нашу небольшую делегацию, по русской традиции напоила чаем, рассказала о своих планах по работе галереи. С детьми она по-прежнему общается: во время нашего посещения в первом зале (в том, где находится музей Тверского быта) сидели две девочки примерно десятилетнего возраста. Наталья Николаевна учит их рисовать. Игорь Росляков тут же устроил им небольшой импровизированный мастер-класс, со свойственным ему добрым юмором, чем очень порадовал девчат и гостеприимную хозяйку галереи.

Видя богатство художественных сокровищ галереи, трудно сопоставить это с тем фактом, что здание снаружи такое обшарпанное, что сразу при входе в галерею потолок вывалился огромным пластом, и торчащая из этой дыры дранка напоминает о «дыре», зияющей на всей нашей культуре! «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие» — эти слова принадлежат современнику Озерова, Александру Сергеевичу Пушкину. И слава эта не только боевая, но и трудовая, и творческая. Русский народ, как конгломерат народов России, очень талантлив. Им создано бесчисленное множество замечательных художественных произведений, которые надо где-то хранить для тех, кто будет жить после нас. А здания наших музеев и галерей часто нуждаются в капитальном ремонте! Прошу задуматься о вышесказанном всех тех, кто каким-либо образом ответственен за это.

на-30-ю3И последнее: причина, по которой мы приехали в Борки, проста — в третьем зале на одной из стен я устроил свою небольшую выставку живописи. Назвал её «Романтический реализм», вспомнив одну из давних выставок в ржевском Выставочном зале, и учитывая то, что большая часть работ на ней так или иначе касается моей поездки в Италию и навеяна романтическим ароматом этой прекрасной страны. Но, конечно, есть на выставке и наши среднерусские родные мотивы. Так что — приглашаю всех ценителей искусства в Борки. Там есть, что посмотреть.

Всеволод Глущенко

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *