БИТВА ЗА МОСКВУ

Продолжение. Начало в № 50

Ни шагу назад!

12 октября враг захватил Калугу, а 18-го пали Можайск и Малоярославец. Потеря таких важных узлов коммуникаций и промышленности, как Калинин и Ржев, вызвала
серьёзное беспокойство Ставки ВГК и командующего Западным фронтом Г. Жукова. В связи с этим Жуков срочно направил 21-ю танковую бригаду 30-й армии Калининского фронта под командованием полковника Скворцова в район Тургиново. В приказе ставилась боевая задача: «…овладеть Тургиново, в дальнейшем сводным отрядом наступать для уничтожения группировки противника в районе Калинина».

Рано утром 17 октября 21-й танковый полк бригады двумя танковыми колоннами в составе 35-ти машин вышел на Волоколамское шоссе, встроился в немецкую колонну и, не открывая себя, продолжил движение к Калинину. После обнаружения немцами советских танков командиры колонн открыли огонь по фашистам. Достичь южной окраины Калинина удалось только восьми танкам. Один из них прорвался в занятый противником город и совершил по нему героический рейд с запада на восток, уничтожая живую силу и технику противника. Командиром танка «Т-34» был 29-летний старший сержант Степан Горобец. 8 февраля 1942 года у села Петелино Ржевского района в ходе наступления экипаж танка «Т-34» младшего лейтенанта Горобца уничтожил 3 пушки, более 20 пулемётных точек и 12 миномётов врага. В этом бою отважный офицер-танкист пал смертью храбрых (похоронен в д. Братково Старицкого района). За мужество и героизм, проявленные в боях, Степану Горобцу присвоено звание Героя Советского Союза. 28 ноября 2011 года на Комсомольской площади в Твери был установлен памятник легендарному экипажу Степана Горобца.

На Калининском фронте

Решением Ставки ВГК 17 октября был создан Калининский фронт с командующим генерал-полковником Коневым. Штаб развернули в районе Бежецка. Задача фронта — очистить от войск противника район Калинина и ликвидировать во взаимодействии с Западным и Северо-Западным фронтами попытки противника обойти Москву с севера.

В период с 21 по 31 октября велись ожесточённые бои в полосе обороны 22-й армии и правого крыла 29-й армии на старицко-торжокском направлении вдоль железнодорожной ветки Торжок — Селижарово. Врагу не удалось за-хватить Торжок, и он был вынужден перейти к обороне.

Не сумев добиться решающего успеха в районе Можайска, противник решил усилить натиск на волоколамском направлении. 16 и 18 октября 4-я танковая группа при поддержке 4-й армии бросила в бой сотни танков в полосе 316-й стрелковой дивизии генерал-майора Панфилова. К концу октября противник на рубежах Можайской обороны был остановлен. На удалении 70-110 километров к западу от Москвы наступило временное затишье.

ТУЛУ Не отдадим!

Прорыву врага к Москве с юго-запада мешала Тула — город оружейников. 30 октября танковые дивизии Гудериана начали штурм Тулы. Город штурмовали три танковые и две пехотные дивизии. Защитники стойко и мужественно отбивали атаки врага. При отсутствии полевых войск, роль пехоты выполнили вооружённые рабочие и чекисты, а в качестве противотанковых средств впервые в Великой Отечественной войне была применена зенитная артиллерия. Воины 732-го (позже — 108-го) зенитного артиллерийского полка ПВО, осуществляя противовоздушную оборону города, с 29 октября по 5 декабря 1941 года сбили 11 самолётов противника, уничтожили 49 танков, 50 бронемашин, 3 артиллерийские и 12 миномётных батарей и свыше 1800 немецких солдат и офицеров. Ржевитяне могут гордиться тем, что с 1 мая 1998 года 108-й зенитный ракетный Тульский полк входит в боевой состав 32-й дивизии ПВО имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации А. Покрышкина. Управление дивизии располагается в Ржеве. 108-й зенитный ракетный Тульский полк, вооружённый зенитными ракетными системами С-300ПМ, обеспечивает безопасность воздушно-космического пространства на западном стратегическом направлении, а также прикрытие промышленных объектов столицы Нечерноземья — Города воинской славы Воронежа и воинских частей, расположенных в этом регионе.

7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся военный парад войск Московского гарнизона, укрепив народную веру в неизбежную победу над врагом. Личный состав и танки с Красной площади сразу же ушли на передовую и вступили в бой. Героический поступок совершили участники парада, экипаж танка «КВ-1» 32-й танковой бригады. В ходе боя вражеский снаряд попал в боевую машину, и двигатель заглох, танк В. Григорьева остановился. Немецкие офицеры несколько часов предлагали советским танкистам выйти из машины и сдаться в плен. Ответом им было молчание. Два вражеских танка «Panzer-III» взяли «КВ-1» на буксир, но механик-водитель Григорьев сумел запустить двигатель танка и дал задний ход. Мощная машина массой около 48 тонн потащила за собой два немецких танка. Вражеские танкисты были вынуждены покинуть свои машины, которые были затянуты в расположение боевых позиций своего танкового батальона.

13 ноября 1941 года командованием вражеской группы армий «Центр» было принято решение о начале нового наступления на Москву. Мужество защитников столицы взбесило фюрера. Он с озлоблением писал: «…Там, где сегодня стоит Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа».

Командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал Ф. фон Бок обратился к войскам со следующими словами: «Солдаты! Перед вами Москва! За два года войны все столицы континента склонились перед вами, вы прошагали по улицам лучших городов. Осталась Москва. Заставьте её склониться, покажите ей силу оружия, пройдите по её площадям. Москва — это конец войны. Москва — это отдых. Вперёд!»

Мы не дрогнем в бою

15 ноября 300 танков начали наступление в общем направлении на Клин-Дмитров против войск 30-й армии генерал-майора Хоменко. 4-я танковая группа 16 ноября перешла в наступление на волоколамско-истринском направлении против войск 16-й армии генерал-лейтенанта Рокоссовского. Главный удар пришёлся на части 316-й стрелковой дивизии генерал-майора Панфилова. Всей советской стране стал известен подвиг группы истребителей танков 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка этой дивизии во главе с политруком Василием Клочковым. 28 воинов-панфиловцев в ходе четырёхчасового боя у разъезда Дубосеково уничтожили 18 танков противника. 23 из них погибли, но не пропустили врага через свои позиции. Всем участникам этого жестокого боя было присвоено звание Героя Советского Союза. За проявленные отвагу, стойкость, мужество и героизм всего личного состава в борьбе с врагом 316-я стрелковая дивизия была награждена орденом Красного Знамени и преобразована в 8-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

Стремясь во что бы то ни стало окружить Москву с северо-востока, немцы усилили натиск в направлении Дмитрова и Яхромы. Утром 1 декабря введённые в бой последние резервы — две немецкие дивизии, танковая и пехотная — прорвали оборону советских войск и захватили населённые пункты Красная Поляна, Катюшка, Белый Рост и другие. До Москвы оставалось не более 30 километров. Выход вражеских войск к каналу Москва-Волга в районе Яхромы оценивался немецким командованием как крупный успех, предвещавший победу. Противник начал подтягивать в этот район сверхмощные артиллерийские орудия типа «Карл». Положение советских войск было тяжёлым, но не критическим, как это было в середине октября. Ведь противник непрерывно наступал, в течение двух месяцев нёс большие потери и израсходовал все свои резервы, а преодолеть оборону советских войск так и не смог. Попытки 2-й танковой группы Гудериана взять Тулу и захватить Каширу также провалились. И на этом направлении немецкие войска были вынуждены перейти к обороне.

Командование группы армий «Центр» предприняло последнюю попытку прорваться к Москве на центральном участке Западного фронта. Войска 2-й полевой армии Клюге при поддержке большого количества танков в течение двух дней боёв вклинились в оборону до 20 километров. Войска Западного фронта сумели ликвидировать и этот прорыв, враг был отброшен на старые позиции.

4 декабря 1941 года противник на московском направлении был полностью остановлен и был вынужден перейти к обороне. Враг за период с 16 ноября по 5 декабря на заснеженных полях Подмосковья понёс значительные потери: 155 тысяч человек убитыми и ранеными, около 800 танков, 300 орудий и большое количество самолётов. Моральный дух немецко-фашистской армии был надломлен.

Войска Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов в разгар оборонительного сражения под Москвой успешно отразили все атаки полевых немецких армий. Операция «Тайфун» завершилась полным провалом. Конечно, за этот успех в оборонительной операции советским войскам пришлось за-платить очень большую цену. Общие потери за 67 суток оборонительной операции составили 658279 человек.

Контрнаступление под Москвой

Кульминационным событием в Московской битве явилось проведение стратегической наступательной операции с 5 декабря по 7 января 1942 года войсками Западного, Калининского и правого крыла Юго-Западного фронта. С 24 декабря 1941 года в операции также участвовал вновь восстановленный Брянский фронт.

С конца октября по начало декабря 1941 года из глубины страны удалось подтянуть свежие дивизии и вооружение с техникой. В состав только Западного фронта были переданы три общевойсковые армии, девять стрелковых и две кавалерийские дивизии, восемь стрелковых, шесть танковых бригад и большое количество специальных частей.

Калининский фронт и правое крыло Юго-Западного фронта также были заметно пополнены людьми и вооружением. К началу декабрьского контрнаступления в составе трёх фронтов насчитывалось уже более 1,1 миллиона человек, 7652 орудия и миномётов, 415 установок реактивной артиллерии, 774 танка и 1000 самолётов. В немецкой группе армий «Центр» было 1 миллион 708 тысяч человек, около 13500 орудий и миномётов, 1170 танков и 615 самолётов.

Суть общего плана контрнаступления сводилась к тому, чтобы ударами правого и левого крыльев Западного фронта во взаимодействии с Калининским и Юго-Западным фронтами разгромить главные группировки врага. Основная роль при этом отводилась войскам Западного фронта.

Вперёд! На разгром врага!

5 декабря 1941 года войска Калининского, 6 декабря — Западного и Юго-Западного фронтов перешли в контрнаступление. Через три дня Гитлер был вынужден подписать директиву №39 о переходе немецких войск к обороне на всём советско-германском фронте. Уже первые два-три дня начала наступления советских войск вызвали шок у гитлеровских генералов. Допрашиваемый в качестве свидетеля на Нюрнбергском процессе генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс показал: «Верховное командование вооружённых сил Германии не имело сведений о подготовке советского контрнаступления под Москвой».

5 декабря отмечается как День воинской славы России — день начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в 1941 году.

Подготовил Валерий СТОЯНОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *