«СЫН ТВОЙ НИКОГО НЕ ПОДВЕДЁТ…»

Как погибло Ржевское подполье

В тверском издательстве «СФК-офис» вышла книга очерков писателя и публициста Валерия Кириллова «Кому ты так обязан», посвященная истории партизанского движения и подполья на территории Калининской области. В ней свыше 400 страниц текста, сотни фотографий, в том числе публикуемых впервые. Несомненно, этот объемный труд — достойный подарок сына калининского партизана приближающемуся 75-летию Победы. Один из очерков посвящен ржевским подпольщикам.

Готовили удар в тыл фашистам

Организаторами одной из подпольных групп были А.П. Телешев и В.И. Новоженов. В число подпольщиков входили жители Ржева и воины Красной Армии, оказавшиеся в окружении и бежавшие из плена. В их числе назывались К.П. Беляков, К.П. Латышев, А.В. Беляков, В.И. и М.И. Некрасовы, А.М. Жильцов, Н.А. Персиянцев, Е.П. Култашева, Б.В. Лузин, Н.В. Чернышов, Н.С. Тетерина, Н.С. Трепучкова, Л.А. Тимофеева и другие.

Действовать приходилось в исключительно сложных условиях. Численность немецких войск в городе достигала 15 тысяч солдат и офицеров. Здесь обосновались штабы
4-го и 23-го армейских корпусов 9-й армии, полевая жандармерия, тайная полевая полиция (ГФП), отдел по борьбе со шпионажем и саботажем (отдел 1-ц).

А. Телешев

А. Жильцов

До наших дней дошел текст принятой подпольщиками присяги:

«Я, гражданин Великого Советского Союза, клянусь, что не выпущу из рук оружия, пока последний фашист на нашей земле не будет уничтожен. Я обязуюсь хранить тайну подпольной организации, беспрекословно выполнять все задания и поручения, строго соблюдать дисциплину. За сожженные города и села, за смерть женщин и детей наших, за пытки, насилие и издевательства над моим народом я клянусь мстить врагу жестоко, беспощадно и неустанно. Кровь за кровь и смерть за смерть! Я клянусь всеми средствами помогать Красной Армии уничтожать бешеных гитлеровских псов, не щадя своей крови и своей жизни. Если же по своей слабости, трусости или по злой воле я нарушу эту присягу и предам интересы народа, пусть умру я позорной смертью от рук своих товарищей».

В. Новоженов

К. Дмитриев

А. Беляков

По одной из версий, листок с текстом опустили в бутылку, и Алексей Жильцов ее спрятал.

Известно, что, установив регулярную связь с частями Красной Армии, подпольщики передавали разведданные о расположении объектов и наличии живой силы противника.

Сообщалось о нескольких успешных операциях, проведенных группой. Были устроены несколько диверсий. В частности, взорваны два склада с оружием и горючим.

23 декабря 1941 года в город прибыла немецкая автоколонна с боеприпасами и обмундированием. Когда появились наши самолеты, подпольщики ракетами указали место ее расположения. Авиация разбомбила колонну. Уцелевшие машины подпольщики сожгли.

В одну из ночей Алексей Жильцов вырезал около двухсот метров телефонного кабеля, соединявшего вражеский штаб с аэродромом.

Когда в первых числах января 1942 года немцы отступили из Ржева, подпольщики взломали склад по улице Урицкого и взяли четыре станковых пулемета, несколько автоматов, винтовок и два ящика с патронами. Оружие перенесли на чердак одного из домов. В эти же дни Новоженов выкрал из немецкой комендатуры 300 бланков паспортов. Через врача Г.И. Земскова они передавались в лагерь военнопленных.

20 января 1942 года советская авиация по сигналам подпольщиков уничтожила позиции дальнобойных и зенитных орудий.

Вооружившись трофейным оружием, подпольщики намеревались при наступлении Красной Армии ударить в тыл фашистам. Увы, этому замыслу не суждено было осуществиться.

Их выследил переводчик Котц

В публикациях о том, как фашистам удалось разоблачить ржевских подпольщиков, как правило, речь шла о предательстве отчима Алексея Телешева — Еремеева. Он донес о них квартальному старосте. 26 марта 1942 года Еремеев был вы-зван к начальнику 2-го полицейского участка, где назвал конкретные фамилии участников подполья. В тот же день Телешева арестовали. Утром следующего дня задержали остальных участников группы.

Однако со временем вскрылись новые факты и обстоятельства. В книге «Правда о военном Ржеве» ее автор полковник КГБ в отставке Евгений Федоров привел сообщение о вскрытии шпионской и партизанской банды в Ржеве, подготовленное отделом 1-ц (разведывательно-контрразведывательное подразделение вермахта) 6 АК (армейского корпуса), от 30 марта 1942 года:

«В феврале появились признаки наличия шпионской организации красных в Ржеве. В связи с этим было дано поручение отд. 1-ц переводчику Котцу в сотрудничестве с ГФП провести соответствующие поисковые мероприятия. Котц приобрел сначала несколько доверенных лиц среди гражданского населения, а затем в соответствующей экипировке внедрился в среду местных жителей. Ему удалось завоевать доверие в кругах, ненавидящих немцев, и получить доступ к конспиративным встречам этих людей. Он выяснил следующее: под руководством бывшего старшего лейтенанта технических войск Телешева и бывшего лейтенанта Белякова, которые с конца октября находились в Ржеве, образована банда, цель которой состояла в проведении шпионской деятельности, и с наступлением весны перейти в сельскую местность как партизанская группа. Первоначально им недоставало оружия. Некоторые ружья и автоматы были взяты на вооружение еще во время расквартирования немецких войск. Банда состояла из прочного ядра: 12 мужчин и 2-х женщин, вокруг которых постоянно формировалось значительное количество самоактивизировавшихся. Связь с большевиками они поддерживали с помощью доверенных лиц, которые в труднодоступных местах пересекали линию фронта. В этих целях использовались и женщины, которые все должны быть расстреляны.

Затем Беляков пытался использовать мальчиков в возрасте 12-14 лет, чтобы направлять их к красным. Они должны были заучивать наизусть добываемую развединформацию.

Банда была вскрыта 27 числа и доставлена в тюрьму. Под давлением при допросе признались все, за исключением Жильцова, Новоженова, Телешева. Последнего можно рассматривать в качестве духовного руководителя всей организации. Следует предположить, что Телешев находился в контакте с другими большевистскими доверенными лицами и получил задание извне о создании этой банды. Его вина довольно четко подтверж-дается показаниями других…»

Через кого Котц вышел на след группы? Версии, возникшие в ходе расследований, проведенных нашими чекистами, разные. Мужество и стойкость Жильцова, Новоженова, Телешева подтверж-даются изложением немецкого текста допросов:

«26 марта 1942 года. Новоженов, несмотря на жестокий допрос, показаний не дает. Признал позднее, что был на одном собрании, однако ничего не знает. Все предъявленные обвинения отрицает и больше ничего не говорит.

26 марта 1942 года. Жильцов Алексей, несмотря на жестокий допрос, ничего не говорит. Утверждает, что не знает никакой организации и названных лиц.

Телешев Алексей показал, что он техник-инструктор Красной Армии. В октябре 1941 года пришел в Ржев. Не знает ни о какой организации. Несмотря на острый допрос, ничего не сказал и отрицал все, что может его уличить».

Известно содержание записки Алексея Жильцова, переданной им из заточения своему отцу:

«Дорогой мой отец. Не плачь. Будь уверен, что сын твой никого не подведет. Останешься жив — расскажи о нас другим. Не хочется умирать: еще мы мало сделали».

В ряде публикаций сообщалось о словах, написанных на стене камеры Александром Беляковым: «Я вынесу все нечеловеческие пытки, у меня хватит на это силы. Клянусь вам комсомольским словом, мои дорогие товарищи, что буду молчать до конца. Молчите и вы. Начатое нами большое дело закончат наши товарищи. Саша Беляк». Но, как пишет Е.С. Федоров, документально подтвердить их не представилось возможным. В актах чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в Ржеве это не отражено. При этом Федоров отмечает: «Правда, ржевитянка Сафронова Анна Ивановна говорила, что эту надпись видела Капустина и другие».

31 марта 1942 года гитлеровцы согнали на Советскую площадь большое количество ржевитян. В 11 часов под усиленным конвоем привели Алексея Телешева, Владимира Новоженова и Александра Белякова. Немецкий офицер зачитал приговор. Повесили Телешева, затем — Новоженова. Беляков руками сделал попытку освободиться от петли и кричал, что таких, как они, много, и всех не перевешают. Тела не разрешали снимать три дня, затем бросили их в подвал разрушенного дома.

В ночь с 31 марта на 1 апреля за городом фашисты расстреляли членов подпольной группы: Жильцова, Соколова, Дмитриева, Морозова, Персиянцева, Некрасова, Лузина, Львова. Место захоронения их тел не установлено.

В 1963 году останки Телешева, Новоженова и Белякова были перезахоронены в братской могиле у обелиска на Соборной горе. Их именами в Ржеве названы улицы и переулок. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1965 года Алексей Петрович Телешев был награжден орденом Отечественной войны I степени, Владимир Иванович Новоженов и Александр Васильевич Беляков — орденами Отечественной войны II степени (посмертно).

Валерий КИРИЛЛОВ

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *