СВЯТОЙ ИЛИ НЕ СВЯТОЙ: КТО ТАКОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР РЖЕВСКИЙ

В XVII-XVIII веках Русская церковь боролась со старообрядцами и суевериями. Было запрещено почитание нескольких святых: Анны Кашинской, Максима Грека. В том числе попала под запрет и почитаемая во Ржеве княжеская чета — князь Владимир и княгиня Агриппина.

В начале XX века исследование академика Е.Е. Голубинского «История канонизации святых в Русской церкви» изменило церковные представления о критериях канонизации. Товарищ обер-прокурора (это название должности) В.К. Саблер, который очень хотел исполнить желание царя Николая II канонизировать Серафима Саровского, принес в Синод книжку Е.Е. Голубинского и прочитал, что для канонизации не требуются нетленные мощи. Голубинский писал: «Наличность мощей вовсе не признавалась необходимым условием для причтения усопших к лику святых. Более или менее от многих святых и не сохранилось мощей, но тела их подвергались тлению». После этого Синод канонизировал Серафима Саровского, и открылась возможность восстановить почитание деканонизированных в прошлом святых — Анны Кашинской, Максима Грека, князей Владимира и Агриппины Ржевских и других.

Когда в XVIII веке местное почитание ржевских князей было насильственно прекращено решением тверского архиерея, народ не принял этого самовластного решения и почитание сохранялось, хотя, конечно, литургическое празднование святых в храме на долгое время прекратилось. В современных церковных календарях установлено общецерковное празднование всех русских святых, местное почитание которых было некогда отменено властью архиереев и центральной церковной властью.

  1. О почитании святых благоверных князя Владимира и княгини Агриппины Ржевских

Как отмечает в своей книге Е.Е. Голубинский, ссылаясь на статью И. Тюменева «Верховья Волги», в конце XVII-го века было установлено местное празднование князю Владимиру и княгине Агриппине, жившим в первой четверти XIII века.

Успенский собор в Ржеве, в котором были похоронены ржевские князья, не сохранился, он был разрушен, как и большая часть города в битве за Ржев во время Великой Отечественной войны.

Гробницы над могилой были уничтожены, а икона, увезенная с гробницы, находилась в Тверском музее, но позже также исчезла. Вероятно, тоже во время Великой Отечественной войны.

Древнее почитание наших святых несомненно подтверждается тем, что сам город в честь князя назывался Ржев Володимиров или Ржева Володимирова.

ЛЕГЕНДЫ О КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ

Ржевская легенда. Каждый раз, когда враги подходили к крепостным стенам, на крутом волжском берегу на белом коне возникал безмолвный воин-князь Владимир. И каждый раз по взмаху его руки враги бежали от города. Каждую ночь князь дозором обходил свой город, и каждый вечер горожане у стены ставили новую пару сапог. Множество новых сапог износил князь, но однажды поленились горожане или забыли поставить новые княжеские сапоги… С той поры осерчал князь на своих подданных и покинул город.

Великолукская легенда. В Великих Луках рассказывают, что князь Владимир болен был ногами и каждое утро на заре ходил за крепостными стенами босиком по росе.

Интересно, что обе легенды связаны с ногами князя. Видимо, и вправду сохранился в памяти народа необычный князь, ходивший на заре вокруг крепостных стен.

Кроме того, эти легенды говорят нам о том, что народ помнил князя Владимира как надежного защитника городов, в которых княжил.

* * *

Несмотря на распоряжение тверского архиерея, многие иконы святой четы продолжали храниться в домах. Кроме того, две иконы сохранились в Покровской старообрядческой общине.

В современных церковных календарях, изданных Московской патриархией, день памяти святых, как и в древности, установлен 15 (28 н. ст.) июля. Правда, в календаре ошибочно время жизни княжеской четы отнесено к XVI веку.

В настоящее время почитание святых Владимира и Агриппины нашло свое выражение в росписи храма Оковецкой иконы Божией Матери во Ржеве, выполненной палехской мастерской «Лик». В Вознесенском соборе Ржева также находятся чтимые святыни — иконы нашей княжеской четы.

ВЛАДИМИР РЖЕВСКИЙ И ВЛАДИМИР МСТИСЛАВИЧ ПСКОВСКИЙ — ОДНО ЛИЦО?

Одной из причин отмены центром местного почитания княжеской четы в 1745 году было то, что во Ржеве не сохранилось никаких сведений, никакого жития, только имена святых благоверных Владимира и Агриппины. До сих пор краеведы пишут о том, что никакой информации нет, и даже называют образ князя Владимира собирательным, что, конечно, не выдерживает никакой критики с учетом найденного в 1745 году вовсе не «собирательного» захоронения.

На самом деле, русская церковно-историческая наука давно указала, что князь Владимир Ржевский — это Владимир Мстиславич, ближайший родственник известных русских князей: сын Мстислава Ростиславича Храброго и младший брат Мстислава Мстиславича Удалого. Кстати, оба эти князя также почитались и почитаются Русской церковью как святые. К такому выводу, основываясь на списках русских святых, относящих Владимира и Агриппину Ржевских к XIII веку, пришел все тот же академик Е.Е. Голубинский.

Именно князь Владимир Мстиславич упомянут в летописях как защитник Ржева. Об этом можно прочитать и у С.М. Соловьева: «Святослав Всеволодович с десятитысячным войском осадил Мстиславов город Ржевку, где посадник Ярун отбивался от него с сотнею человек. У Мстислава с братом Владимиром Псковским было всего 500 человек войска; несмотря на то, они двинулись на выручку Ржевки, и Святослав побежал от нее, не дождавшись новгородских полков, а Мстислав пошел дальше и занял Зубцов, город Ярославов».

Через 10 лет, в 1226 году, князь Владимир Мстиславич еще раз защищал области Торопецкую и Смоленскую, а значит, и Ржев — на этот раз от литовцев, в битве под Усвятом. Это последнее упоминание о нем в летописных источниках.

ЛЕТОПИСНЫЕ ИЗВЕСТИЯ О КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ МСТИСЛАВИЧЕ

1180 год. Умирая, отец князя Владимира, Мстислав Храбрый, поручает молодого княжича воеводе своему Борису Захарычу. Тогда же он, вероятно, получает боевое крещение, участвуя со своей дружиной, возглавляемой Борисом Захарычем, в битве с превосходящими силами Игоря Северского и половцев, на стороне своего дяди Рюрика.

1208 год. Владимир княжит в Пскове, командуя псковичами и новгородцами в сражениях с литовцами.

1212 год. Владимир по поручению старшего брата Мстислава Удалого защищает Великие Луки. С этого времени и Великие Луки числят его своим князем.

1213 год. Изгнан из Пскова. Управляет небольшой областью в Латвии. Здесь в его честь назван город Валмиера, можно сказать, побратим города Ржева Володимирова. Под его влиянием заключен мир между Ливонским епископом и Полоцким князем. Ссора с немцами, одной из причин которой указываются религиозные разногласия.

1214 год. Вновь княжит в Пскове.

1216 год. Вместе со старшим братом одерживает победу в знаменитой Липецкой битве против превосходящих сил суздальцев. Братья Мстиславичи, наряду с воинским искусством и храбростью, проявляют и милосердие к побежденным.

1217-1218 годы. Возглавляя псковичей и новгородцев, воюет с немцами в Эстонии.

1226 год. Помогает брату Давиду Торопецкому защищаться от литовцев. Давид в этой битве гибнет.

КТО ЖЕ БЫЛА КНЯГИНЯ АГРИППИНА?

По сведениям Генриха Латвийского, нашедшим отражение у С.М. Соловьёва, дочь Владимира с 1212 года была замужем за Дитрихом (братом рижского епископа Альберта). По версии Л. Войтовича, Владимир сам был женат на дочери упомянутого Дитриха Буксгевдена (по церковно-агиографическому преданию: Агриппина Ржевская, княгиня). Причем достоверные источники, где упомянут брак обеих (как «дочери Дитриха», так и «дочери Владимира»), — пока не известны. Есть сведения, что псковичи изгнали Владимира с княжения именно за брак на католичке Агриппине. Тогда понятно, почему тропарь Владимиру и Агриппине написан по образцу тропаря княжеской четы Петра и Февроньи, которые тоже испытали гонения за свой неравный брак и стали церковным символом супружеской любви.

Андрей ПЛАТОНОВ

Отклики (2) на СВЯТОЙ ИЛИ НЕ СВЯТОЙ: КТО ТАКОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР РЖЕВСКИЙ

  1. По прочтении книги В. Л. Янина «Новгород и Литва: Пограничные ситуации XIII-XV веков» (М.: МГУ, 1998). http://www.golubinski.ru/russia/rzhev/janin.htm , стало ясно, что, по-видимому, св. Владимир был зачинателем знаменитого дворянского рода Ржевских, к которому принадлежал и один из предков А.С. Пушкина.
    Янин пишет: «Попутно следует коснуться вопроса о происхождении загадочного князя Федора Ржевского, упоминаемого в летописи под 1314-1315 гг. Надо полагать, что он принадлежал к потомству Владимира Мстиславича, у которого был сын Ярослав и не известный нам по имени внук. Давыд Мстиславич потомства не имел; во всяком случае, источники не содержат даже намеков на его возможных детей. Один из сыновей Мстислава Удалого Василий умер в Новгороде в 1217 г., другой — Юрий — в 1232 г. получил псковский стол (37), остальные его дети (в их числе, возможно, и Юрий), как уже отмечено, получили в удел Торческ. То же происхождение — от Владимира Мстиславича — имеет, по всей вероятности, еще один Ржевский — Иван, упомянутый под 1364 г. Если это так, то почитание Владимира Мстиславича и его жены Агриппины в Ржеве находит объяснение как родительский культ их потомков — князей Ржевских. «http://mirslovarei.com/content_beo/Rzhevskie-10812.html

  2. Полностью легенда Великих Лук о князе Владимире:
    «»В 1211 г. посадник Дмитр Якуниц, по повелению князя Мстислава, пошел с новгородцами в Великие Луки, чтобы отстроить разоренные литвою хоромы. Вскоре пришл в Великие Луки и князь Мстислав с дружиною и с князем Псковским Владимиром. Убедившись, что еще много добра сумели сохранить от врагов великолучане и что город быстро становится опять могущественным, князь Мстислав оставил на княжение в Великих Луках князя Псковского Владимира, а сам с дружиною удалился. Князь Владимир болел долго ногами, а вылечился тем, что ходил босиком по траве на берегу Ловати рано утром, пока еще не обсохла роса.»
    А.Н. Мошин. Легенды Великих Лук. БТ № 27. с. 209.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *