ШЁЛ ПО ИЗБРАННОМУ ПУТИ

Как бывший солдат вермахта стал Героем Советского Союза

О Фрице Шменкеле я узнал от председателя комитета по телевидению и радиовещанию Калининского облисполкома Алексея Егорова в пору, когда в середине 80-х работал его заместителем. Егоров был соавтором небольшой книги «Партизан Фриц». Позже к этому добавились новые сведения, позволив полнее представить судьбу этого антифашиста.

Фриц Пауль Шменкель родился 14 февраля 1916 года близ города Штеттин. Его отец, Пауль Краузе, трудился на заводе, был коммунистом, а в 1932 году во время демонстрации был убит нацистами. Гибель отца потрясла юношу. Фриц вступил в Коммунистический интернационал молодежи Германии.

В октябре 1936 года Фрица Шменкеля мобилизуют на работу в Бейтен, где он знакомится с Эрной Шеффер и женится. Молодые переселяются в Глюлихен, в Шлезии, в деревню жены. Отец Эрны — землевладелец, нацист. Политические разногласия с тестем не заставили себя долго ждать. «Поначалу я сомневалась. Но потом всегда держалась стороны мужа, — вспоминала Эрна. — Фриц был первым человеком, который ко мне всегда относился хорошо, мне нравились его честность и открытость», — напишет она потом в своих воспоминаниях.

В декабре 1938 года Шменкеля призывают в вермахт. Вскоре после призыва он покидает часть. Полиция быстро его находит и возвращает в казарму. Через два месяца Фриц дезертирует снова и оказывается в тюрьме.

Следствие закончилось военным судом и приговором — 18 месяцев тюремного заключения. Находясь в камере, Фриц разрабатывает план своей борьбы с фашизмом. Первая задача — попасть на Восточный фронт. В письме на имя командования сухопутных войск вермахта он пишет: «…Тюрьма перевоспитала меня. Я глубоко осознал свои ошибки и готов вновь служить в армии, бороться с большевизмом, прошу направить меня на фронт…» Его досрочно освобождают, восстанавливают в армии, разрешают навестить семью. К слову, в браке с Эрной Шеффер у них родились трое детей: сын Ганс, дочери Урсула и Криста.

После окончания школы младших командиров в звании ефрейтора Шменкель едет на Восточный фронт, в 186-ю дивизию вермахта. При первой возможности, в ноябре 1941 года, Фриц дезертировал. На третий день скитаний он вышел к деревне Курганово.

«Я оторопел, когда раздался стук в дверь и в избу вошел немецкий солдат, — рассказывал впоследствии житель этой деревни Михаил Сидоров. — Он был без погон, без оружия, только плоский штык-тесак висел на ремне. Прошел к печи, достал зажигалку и закурил. Вижу — немец голодный, но держится стеснительно. Стал я с семьей ужинать — он сидит у печки и к нам не подходит. Ну, позвал я его к столу, хотя и у самих негусто было. Он обрадовался, поел. Сказал «данке» — спасибо, значит. Подошел к скамье, которая стояла у печи, и смущенно жестами показал, что хочет спать. Утром посмотрел на Сашку, мальчонку моего, кашлял он в ту пору сильно, и ушел. Часа не прошло, вернулся, поставил на стол крынку молока, показал на сына, сказал «кинд». Закуривать стал — огня попросил, а вечером видел я у него красивую зажигалку. Понял, ее-то он и поменял на молоко. В общем, какой-то странный немец был…»

А потом в деревню зашел партизанский отряд «Смерть фашизму», действовавший на территории Нелидовского и Бельского районов, а также в Смоленской области. Командир отряда Васильев и комиссар Горских допросили «странного немца» и приняли решение испытать его.

Памятная доска в Минске

Фриц сначала корректировал огонь станкового пулемета, но в разгар боя забрал винтовку у раненого партизана и убил унтер-офицера. Получив трофейное оружие, стал полноценным бойцом отряда «Смерть фашизму», получив псевдоним «Иван Иванович». 6 мая 1942 года завязался крупный бой, и Шменкель посоветовал руководству отряда стрелять по бочкам с горючим, установленным на танках. Было подожжено пять танков.

Упоминание еще об одной операции с участием Фрица Шменкеля я обнаружил в воспоминаниях бывшего командира отряда Владимира Попова (с ним мне довелось встретиться на одном из партизанских слетов).

В состав действовавшего по соседству с отрядом «Смерть фашизму» входил бывший военнослужащий вермахта и тоже антифашист Ян Кубат. Ранее он ремонтировал самолеты на немецком аэродроме, но при возможности перешел к партизанам.

Попов пишет: «Весной 1942 года командование 17-й гвардейской стрелковой дивизии обратилось с просьбой достать «языка» поважнее. В группу захвата от нашего отряда вошли комсорг Федя Русаков, Иван Крылов, Ян Кубат, начальник штаба Сергей Голубков и я. От соседнего отряда в разведке участвовали Василий Васильев, Виктор Спирин, Фриц Шменкель и еще несколько человек.

Кубат и Шменкель оделись в форму гитлеровских офицеров. Фриц и Ян остановились с мотоциклом посреди дороги и делали вид, что занимаются починкой. Мы лежали в кустах.

Долго ждать не пришлось. На шоссе показалась легковая машина. Шменкель поднял руку, «Опель» с тремя пассажирами резко затормозил. Открылась передняя дверца. Офицер высунулся из машины и стал отчитывать Фрица и Яна за то, что они посмели остановить автомобиль с штабным знаком. Кубат и Шменкель оправдывались: у мотоцикла отказал мотор, они просят помощи и штабного знака не заметили.

Сидящие в машине офицеры, почувствовав неладное, пытались захлопнуть дверцу, за которую держался Шменкель. С заднего сиденья раздался выстрел. Пуля просвистела у Фрица возле уха.

Мы разом выскочили на дорогу, в короткой перестрелке убили троих, одного офицера взяли в плен. Со штабными документами, «языком» и личным оружием гитлеровцев и заявились в штаб дивизии…» (В августе 1942-го Ян Кубат погибнет как герой, прикрывая отход товарищей. — В. К.).

Генерал армии, дважды Герой Советского Союза П. Батов и Эрна Шменкель в Советском комитете ветеранов войны, 1976 год

Из донесений начальника полиции безопасности и СД, Берлин, 25 сентября 1942 года: «Новые сведения говорят о том, что различные партизанские группы руководятся лицами, которые носят немецкую военную форму. В немецкую военную форму одеты даже целые отряды. Так, один агент сообщил о результатах своих разведывательных наблюдений в районе Владимирское. В деревне Кузинино он обнаружил группу из 10 партизан в немецкой военной форме, командиром которой является немецкий солдат. Помимо немецкой формы, он носит русский офицерский ремень и вооружен пистолетом».

Из немецкой листовки:  «Кто поймает Шменкеля, тот получит вознаграждение: русскому — 8 га земли, дом, корова, германскому солдату — 2000 марок и 2 месяца отпуска».

Затем немецкое командование объявило за его голову еще более высокое вознаграждение — 25 тысяч марок (автомобиль в Германии стоил около тысячи марок).

Однако Фриц продолжал действовать. Накануне годовщины Великого Октября, переодевшись в генеральскую форму, он остановил на дороге немецкий обоз и направил его в лес. В обозе оказались боеприпасы и продовольствие.

В начале 1943 года враг начал против партизан карательную операцию «Падающая звезда». Отряд «Смерть фашизму» разбился на мелкие группы и, маневрируя, вышел с боями из окружения. А вскоре он встречал со своими боевыми товарищами воинов Калининского фронта.

Жетон ГДР, 1975 год

В один из июльских дней 1943 года Шменкеля вызвали в штаб партизанского движения. Генерал посмотрел на лежавшую перед ним характеристику. «Тов. Шменкель служил пулеметчиком, в отряде показал себя смелым, решительным, дисциплинированным, точно выполняя все приказы командира. Пользуется авторитетом среди партизан и командиров… За 14 месяцев пребывания в бригаде уничтожил до 150 фашистов, белорукавников и изменников Родины, привел трех пленных. Своей находчивостью, смелостью и знанием немецкой тактики не раз выводил отряд из трудных условий боя, прикрывая своим пулеметом отход до последнего патрона… Командир Вадинской партизанской бригады подполковник Бобров. 8 мая 1943 года».

— Фриц Паулевич Шменкель! За проявленные в боях с фашистскими захватчиками отвагу и мужество Вы награждены орденом Красного Знамени, — сообщил генерал и прикрепил к гимнастерке партизана орден.

Почтовый конверт СССР, 1977 год

Тогда же Шменкеля откомандировали в разведотдел Западного фронта. После спецподготовки он был назначен заместителем командира диверсионно-разведывательной группы для выполнения заданий севернее Орши. В декабре 1943 года группа перешла линию фронта. Вместе со Шменкелем были разведчики Иван Рожков (Татарская АССР, с. Кузнечиха) и Василий Виноградов (Калининская обл., д. Березина).

Рация группы в эфир так и не вышла: разведчики наткнулись на вражескую засаду. Однако Шменкелю удалось уцелеть. В форме немецкого капитана и с документами на имя Карла Мюллера он появился в одном из белорусских городков. Ему удалось связаться с местным подпольем, но подпольщики не имели связи, и Фриц не смог сообщить о себе. Более того, в их рядах, по всей видимости, оказался провокатор: Шменкель был арестован. Гестаповцы этапировали его в Минск. Стало ясно: захваченный разведчик — не русский, не латыш, а именно немец.

Из Берлина прибыли результаты дактилоскопической экспертизы. Выяснилось, арестованным оказался Фриц Шменкель, занесенный в «Немецкую розыскную книгу» как опаснейший преступник. 15 февраля 1944 года военно-полевой суд приговорил его к смертной казни. 22 февраля он был расстрелян в Минске. Для немцев было крайне важно, чтобы никто в Германии не узнал о деле Шменкеля. Ведь немецкий солдат должен быть твердо верен фюреру и делу Рейха. Впрочем, через месяц после казни Фрица его вдова Эрна получила письмо от военного пастора Эбергарда Мюллера. Он присутствовал при последних минутах жизни Фрица. К письму прилагалась прощальная записка мужа жене и детям: «Извини меня за беспокойство, которое я вам причинил тем, что до конца шел по избранному пути. Но я не отказываюсь от своих дел и в последние часы моей жизни. Своему расстрелу я иду смело навстречу, так как я умираю за хорошее дело».

Главную роль в том, что стало известно о подвиге Шменкеля, сыграли сотрудники Калининского УКГБ. В 1961 году они собирали и обобщали факты, связанные с деятельностью полицейского гарнизона в деревне Скверино Нелидовского района, руководимого предателем Петуховым. Полицаи осуществляли кровавые расправы над мирным населением и попавшими в окружение красноармейцами. В ходе расследования было установлено, что карателей в августе 1942 года уничтожила группа партизан-разведчиков из отряда «Смерть фашизму». Руководил группой немец Фриц Шменкель. В течение нескольких лет начальник следственного отдела УКГБ по Калининской области майор Рябов направил сотни запросов в архивы, где могли содержаться сведения, способные пролить свет на события, связанные со Шменкелем. Была задействована даже советская резидентура за рубежом.

В результате родился документ от 3 сентября 1964 года за подписью начальника УКГБ СМ СССР по Калининской области полковника М. Горбатова: «Принимая во внимание его участие в вооруженной борьбе против гитлеровских захватчиков в 1942-1943 годах на территории Советского Союза, в том числе и на калининской земле, и проявленные при этом мужество, героизм, верность интернациональному долгу, учитывая его трагическую гибель от рук нацистских палачей при выполнении специального задания командования Советской Армии, Управление КГБ по Калининской области ходатайствует о посмертном присвоении замечательному сыну немецкого народа Фрицу Шменкелю звания Героя Советского Союза».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 октября 1964 года «за активное участие в партизанском движении, образцовое выполнение боевых заданий командования в годы Великой Отечественной войны и проявленные при этом геройство и мужество» гражданину Германии Шменкелю Фрицу Паулю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Находясь с визитом в ГДР, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев вручил вдове Фрица Эрне Шменкель на хранение Звезду Героя и орден Ленина. В 1965 году именем Ф. Шменкеля назвали улицу в Нелидово. Такая улица есть и в городе Белый.

Валерий КИРИЛЛОВ, Андреаполь

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *