ИЗ ФРОНТОВОЙ ТЕТРАДИ

24 мая на малой сцене Дворца культуры состоялся литературный моноспектакль для старшеклассников средних школ по мотивам произведений Елены Ржевской (режиссер Ольга Кресницкая). В главной роли выступила Ольга Машкова, ведущий инспектор Центра занятости населения, участница любительского объединения «Рампа».

Литературный моноспектакль по произведениям Елены Ржевской «Из фронтовой тетради» — это композиция из фрагментов книг «Ближние подступы», «Ворошеный жар», «Была война». Дневниковые записи, раздумья, отрывки из переписки, личные комментарии автора стали страницами военной истории Ржева. Сама Ржевская была свидетелем страшных боёв на ржевской земле. Память о героическом подвиге советского народа в борьбе против фашизма — одна из составляющих патриотических взглядов каждого россиянина. Очень важно, чтобы юное поколение знало военную историю, хранило память о подвиге своих прадедов. Это личная мировоззренческая установка режиссёра спектакля Ольги Кресницкой.

Идея поставить именно моноспектакль, где со зрителем будет «общаться» исполнитель, причем в камерном пространстве, чтобы доверительно и сокровенно «дотронуться до сердец», появилась у режиссёра ещё в 2010 году, к 65-летию Великой Победы. Ольга Анатольевна лично не встречалась с автором. Но очень много о ней ей рассказывала Галина Мешкова, которая и побудила прочитать книги Ржевской. Знакомство с военной прозой Елены Моисеевны произвело огромное впечатление, и желание поделиться им стало сценарием моноспектакля.

Тогда, в 2010 году, читала Ржевскую со сцены воспитанница Образцового детского эстрадного театра Елизавета Суворова. В 2019 году, к 100-летию автора, спектакль взял «второе дыхание» и был проникновенно исполнен Елизаветой Полынской, стипендиатом губернатора Тверской области, воспитанницей Ольги Анатольевны. Нынче же за «третьим дыханием» этого проекта стоят взрослые исполнители, театральные единомышленники из любительского объединения «Рампа» — Анастасия Демидова и Ольга Машкова. Их премьеры состоялись в мае этого года. Мне довелось посмотреть спектакль в исполнении Ольги Машковой.

Стоит пояснить, что вот уже год, как связывает Ольгу Юрьевну творческая жизнь с Дворцом культуры, где она удачно дебютировала в роли Марселиты в спектакле «Случилось в Альфакаре» по мотивам пьесы Федерико Гарсиа Лорки «Чудесная башмачница». Потом были праздничные мероприятия, куда Ольгу пригласили в качестве ведущей, театральные гостиные во Дворце культуры, где она читала литературные произведения Бориса Васильева, Олега Бондаренко, Роберта Рождественского и других писателей и поэтов. И вот теперь — военные мемуары Елены Ржевской. Тема сложная, вечная и потому всегда интересная. Публицистика — непростой вид литературы для зрителя и для исполнителя.

Выучить наизусть, пропустить через себя такой большой объем текста и в течение часа держать внимание зрителей, согласитесь, нелегко. Но, кажется, Ольге Машковой это удалось сполна. Спокойно, размеренно, по-женски мудро ее героиня рассказывала о военных буднях как о трудной, порой, невыносимо трудной работе. До глубины души затронули каждого пронзительные строки о Ржеве, городе-фронте, где были бои, самые кровопролитные за всю военную историю.

Героиня Ольги Машковой — уже не юная девушка, а прошедшая через горнило войны рано повзрослевшая женщина, для которой «не было других близких людей, кроме этих, пропахших махоркой. И не было задачи яснее, ближе, чем задача армии — освободить Ржев». Так писала Елена Ржевская в своих воспоминаниях. Затаив дыхание, ее рассказ слушали школьники, даже те, кто вначале скептически посмеивались, видимо, не совсем понимая, о чем пойдет речь.

Захватило с первой минуточки, обожгло правдой. Честно, прямо, обо всем, что здесь было 80 лет назад, рассказала Елена Ржевская, переводчица при штабе 30-й армии, фронтовая судьба которой более года была связана с Ржевом.

И в мирное время Елена Моисеевна неоднократно бывала в нашем городе и районе, встречалась с читателями, участвовала в конференциях, посвященных Ржевской битве. От впечатлений военных лет, от судьбы города она никуда не могла и не хотела уходить. Вновь и вновь возвращалась к этой теме.

Перед спектаклем вместе с режиссером Ольгой Кресницкой ребята вспомнили факты из биографии этой отважной женщины, которая награждена двумя орденами Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и другими военными наградами. В 1996 году Ржевской, члену Союза писателей СССР, вручена премия им. А.Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя». Она — автор многих повестей и рассказов о войне: «Под Ржевом», «Февраль — кривые дороги», «Весна в солдатской шинели»… Известно, что во время штурма Берлина в звании лейтенанта Елена Ржевская участвовала в поисках Гитлера, в проведении опознания и расследовании обстоятельств его самоубийства.

Елена Моисеевна назвала Ржев одной из самых кровоточащих ран войны. «Мало таких городов, где все связывалось бы в такой жестокий узел — 17 месяцев оккупации, тягчайший фронт, голод, насилие оккупантов, изуверство предательства, осатаневшие немцы-фронтовики, страшный лагерь советских военнопленных. Город находится более года под бомбами и беспощадным обстрелом своих».

Непросто об этом вспоминать. Ее фронтовые дневники не сразу были напечатаны. Она бросала писать, потом начинала снова. Писала «в стол». Однажды получила письмо из Ржева, в котором ржевитянин Ф. Мазин, вспоминая случаи из пережитого и виденного, горячо и настойчиво призывал Елену Ржев-скую написать правду о том Ржеве… И она рассказала.

* * *

На сцене — этажерка с книгами, стол, по радио звучат позывные «Маяка». С другой стороны — атрибуты военного времени: противотанковые заграждения, печка-буржуйка, солдатский котелок. Выходит женщина в гимнастерке, на плечи накинута длинная шаль с кистями, в руках — стакан с чаем. Она отпивает глоток. Из коробки на столе достает конверты, пересматривает. Читает то самое письмо от Мазина:

«…В общем, под вечер, когда запад бывает багряным, иногда все же посмотрите туда, там рождается и начинается Волга. Там — Ржев… Край, где двадцать пять лет назад бушевала война. К концу зимы 42-го в Ржеве уже улицы трудно было различать, ходили все в любом направлении, не признавая переулков, как в пустыне какой идешь, одни трубы торчали, а дома также выделялись как-то местами, которые уцелели.

А до войны Ржев утопал в садах, и птиц было несметно, а небо чистое над тобой, потому что ждешь своего запущенного голубя, или не зевай, если чужой показался, а когда смеркалось, то по улицам везде на лавочках сидевшая молодежь пела под гитару. Очень любили песни в Ржеве. А зимой на Волге были кулачные бои — тот и этот берег Волги сходились на льду стенкой, — и так до
39-го года, когда ребята ушли на финскую, с той поры — конец. И был еще аэроклуб, и мы, мальчишки, конечно, мечтали летать. Все было. А многие жители не могли покинуть свой родной город и были в нем даже тогда, когда не было уже ни птиц, ни кошек, одни бомбежки, снаряды, голод и тиф». Письмо от незнакомого ржевитянина всколыхнуло былые воспоминания.

«Этот бывший уездный город в сердцевине России. Жила, не ведая о нем нисколечко. А теперь все — Ржев, Ржев…», — говорит героиня Ольги Машковой. И, словно прокручивая время назад, вместе с военной переводчицей «мы по санному пути, по Волге»… «ездим и пешком топаем…» — и опять на Волге, у Ржева.

«Передовая линия! Это всего-навсего узкий окоп, вихляющий так, что не видно, что там в десяти шагах, за поворотом». Ржевская получает приказ вести переговоры с немцами. Елена взяла рупор, приспособленный для физоргов… Достала из кармана гимнастерки заготовленный текст. Суженое жестяное отверстие рупора промерзло. Она дохнула в него, набрав воздух, крикнула (по-немецки):

— Немецкие солдаты! Гитлер — худший враг немецкого народа!

И дальше еще громче, еще надрывнее:

— То, что произошло с вашей армией под Моск-вой, вы сами на себе испытали… Поверните оружие против тех, кто подбил вас на это преступление… Возвращайтесь к себе на родину или переходите к нам.

Ее голос едва ли достигал ближнего покореженного дерева, но она впилась в жестяные обжигающие губы рупора и изо всех сил кричала:

— Немецкий солдат! Зачем ты пришел сюда? Наша ненависть и наш мороз будут преследовать вас! Сдавайтесь, немецкие солдаты!

До самого сердца затронула эта сцена зрителей. Мороз по коже от каждого слова — истового крика души, полного ненависти к врагу.

Чуть меньше часа длился непростой спектакль, где героиня Ольги Машковой Елена Ржевская рассказала нам о городе, который стал перекрестком войны, перекрестком человеческих судеб. И потому Ржев был дорог для писательницы, которая вошла в него в марте 1943 года в числе первых, потому так неизбывна память о тех исторических событиях в сердцах людей, ставших участниками и очевидцами битвы за наш город.

Хочется поблагодарить режиссера спектакля Ольгу Кресницкую и исполнительницу роли Елены Ржевской Ольгу Машкову за очень нужную, интересную постановку. Думается, говорить с молодежью о патриотизме необходимо именно так, языком искусства. Ведь нет у человека ничего прекраснее и дороже Родины. И чувство патриотизма — это то, что делает наш народ сильнее.

Елена Сооляттэ

Фото Ольги Кресницкой

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *