МОБИЛЬНЫЕ КАНИКУЛЫ

Отправиться в космос или на дно морского океана, прокатиться на американских горках или увидеть настоящего динозавра? Ничего невозможного нет с мобильным технопарком «Кванториум», что приезжает из Твери к есинским ребятам уже не первый раз. «Кванториум» — это пространство для реализации самых смелых идей.

В это лето ребят из пришкольного лагеря «Солнышко» ждали насыщенная программа и три мастер-класса: роботы, дроны, путешествие в виртуальную и дополненную реальность. Однако обо всем по порядку.

Что такое 3D-очки (виабокс), ребята узнали на первом занятии. Михаил Андреевич, преподаватель «Кванториума», доходчиво объяснил детям, как нужно ими пользоваться. И вот искусственный мир, созданный средствами компьютерного моделирования, предстает в невероятных формах и красках. Смотришь во все глаза и словно сам глубоко погружаешься в игру. Хочешь — плыви на дно океана изучать жизнь акул. Манят далекие неизведанные планеты? Тогда лети к звездам. Нравится экстрим? Прокатись на американских горках или прогуляйся по древней планете с динозавром! Некоторым, самым смелым и продвинутым, удалось совершить все предлагаемые виртуальные путешествия. И если бы позволяло время, ребята задержались здесь еще на часок.

Да, чуть не забыла! Пока одни удивлялись чудесам виртуального мира, другие изучали дополненную реальность. Не знаете, что это такое? Я тоже, как и многие, услышала об этом впервые. Михаил Андреевич объяснил, что дополненная реальность (AR) — это интерактивная технология, которая дополняет реальный мир виртуальными элементами и дает возможность взаимодействовать с ними с помощью различных приложений. Смотрим на планшет и видим объемные фигуры.

Чудеса, да и только! Технологии сегодня развиваются с невероятной скоростью. Всего несколько лет назад никто и предположить не мог, что мобильные устройства будут в руках у трехлетних детей, на занятиях в школах будут использовать очки дополненной реальности, а в музеях можно будет погрузиться в любую эпоху, надев VR-шлем.

С помощью VR и AR создаются виртуальные тренажеры для обучения врачей, тренировки летчиков, космонавтов, военных. А архитекторы, инженеры-проектировщики и промышленные дизайнеры демонстрируют создаваемые объекты задолго до их «физического» появления в реальности.

На втором мастер-классе ребята узнали все про квадрокоптеры, осваивали аэротехнологии, а также навыки пилотирования: взлет и посадку. Виктор Степанович, педагог «Кванториума», очень интересно рассказал обо всем и показал дроны, маленькие и большие, а также пояснил, где сегодня они применяются. Для многих людей квадрокоптер — это игрушка, от которой в восторге и взрослые, и дети. Но на практике, благодаря уникальному строению и новейшим технологиям, это устройство можно использовать не только для развлечения или съемки видео с нестандартных ракурсов, но и для осмотра труднодоступных для человека мест и в военных целях.

Современные квадрокоптеры оборудованы системами электронного управления, бортовыми компьютерами и различными датчиками, которые позволяют летать в абсолютно любых погодных условиях.

Изучив технику безопасности, под руководством преподавателя ребята сами пробовали запускать дроны. Что тут началось! Шум, гам, визг, писк… и глаза детей, полные восторга! Дрон жужжит, как комар, пугая не на шутку. То над чьей-то головой закружит, и тогда — спасайся, кто может… под парту! Но это так, на всякий случай. Инстинкт самосохранения срабатывает. Конечно же, у преподавателя и нашего юного пилота Александры все запрограммировано, все движения точны и верны. Так что полет прошел нормально.

О маленьких помощниках в автоматизации процессов ребята узнали на мастер-классе по робототехнике. Совсем недавно роботов можно было встретить лишь в фантастических фильмах и произведениях писателей-фантастов, однако современные технологии шагнули так далеко вперед, что настоящим роботом уже сложно удивить даже ребенка. Но преподаватель Иван Владимирович заинтриговал детей с первой секунды, озадачив вопросом о том, как роботы перемещаются. Оказывается, они могут ходить, ползать, плавать, летать и даже по стенам передвигаться!

А вот когда появились первые роботы? Над этим вопросом мы гадали, гадали, да не угадали. И вы не знаете? Если верить историческим данным, первые в мире роботы были созданы еще в Древнем Египте. Статуи снабжались определенными механизмами, а внутри были пустые, и там мог прятаться человек. Известно, что примерно в 300 году до нашей эры на маяке египетского острова Фарос были установлены две огромные фигуры в виде женщин. В дневное время они хорошо освещались сами по себе, а ночью загорались искусственным светом.

Среди множества работ великого художника, скульптура, архитектора, изобретателя, писателя, ученого Леонардо да Винчи (XV век) были удивительные изобретения, одно из которых — человекоподобный робот. Лис-ты с чертежами искусственного человека нашел в 1957 году Карло Педретти. Сами записи сделаны в 1495 или 1496 году, но нет достоверных сведений о том, видел ли кто-нибудь робота Леонардо да Винчи в действии. Американский инженер-робототехник Марк Рошейм взялся за изучение схемы, и в 2002 году продемонстрировал андроида, о котором забыли на целых пять веков. Другой исследователь, Марио Таддеи, провел еще одну реконструкцию, которая оказалась ближе к изначальному замыслу. Да Винчи хорошо знал, как устроены мышцы, сухожилия, суставы человека, он понимал механику движений живых существ. Чтобы робот не падал, его центр тяжести всегда должен располагаться над ступнями, а плечи, бедра и лодыжки должны лежать в одной плоскости. На каркасе робота была надета германо-итальянская рыцарская броня, он был за-программирован имитировать человеческие движения. Мог приподниматься и садиться, двигать руками и шеей, открывать рот.

С каждым днем роботы все активнее входят в нашу повседневную жизнь. Скоро не останется такой сферы, в которой человек не создаст себе автоматического помощника. Уже сегодня роботы управляют поездами и самолетами, исследуют дно океанов, жерла вулканов, поверхность других планет, помогают в строительстве космических станций, конструировании автомобилей и создании микрочипов, охраняют территорию и здания, принимают документы в учреждениях, используются военными для разведки и разминирования, и это лишь начало списка.

Известно, что по Марсу вот уже 20 лет колесит робот, который помогает исследовать Красную планету. Он нашел там воду и органические молекулы. Однако на вечный вопрос: была ли жизнь на Марсе, однозначного ответа ученые пока не дали. Возможно, кто-то из этих ребят, побывав на мастер-классах мобильного технопарка «Кванториум», всерьез заинтересуется современными технологиями, и через несколько лет мы узнаем наверняка, что на Марсе есть, а чего там нет и быть не может.

Елена СООЛЯТТЭ

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *