АНАТОЛИЙ ТАРАСОВ: «ЧТО Я МОГ И УМЕЛ — ДЕЛАЛ ВСЕГДА НА СОВЕСТЬ»

Тарасов — как много в этой фамилии для ржевских журналистов! Уверена, что для большинства сотрудников СМИ, в Ржеве и не только, Анатолий Евгеньевич стал крестным отцом в профессии. Ведь он — мэтр ржевской журналистики.

Я хочу рассказать о нем. О человеке, за плечами которого — яркая жизнь, много добрых дел и свершений. В силу своей скромности и непубличности он всегда чуть за кадром и не очень любит повышенное внимание к своей персоне. Но сегодня особый повод: 15 августа Анатолий Тарасов отметил значимый юбилей в своей жизни — 75 лет со дня рождения.

Документы о своей первой рабочей профессии — токарь второго разряда — Анатолий Тарасов получил вместе с аттестатом зрелости, когда закончил 11-й класс Пушкинской школы в Ржеве.

Семья была большая, а работали всего двое, поэтому Анатолия отправили к родным в Саранск на лето. А там родственники уговорили поступать в Саранский университет, где как раз открывалось отделение журналистики на филологическом факультете. Правда, мечтал молодой человек в ту пору совсем о другом: о физкультурном институте, потому что серьезно занимался футболом, а по баскетболу имел первый взрослый разряд и даже играл за юношескую сборную Ржева.

Но жизнь-таки распорядилась по-своему. И, видимо, неслучайно. Так Анатолий Тарасов поступил на заочное отделение Саранского филфака и устроился работать на ржевский АТЭ-3 токарем.

1969 год

— Завод в ту пору выпускал швейные машинки. Я точил жиклер, — вспоминает Анатолий Евгеньевич. — Потом меня перевели на маховик для лодочных моторов. Помню, никто не хотел работать на новом чешском станке-полуавтомате. Только мы с братом дали согласие. И у нас пошли бешеные заработки. Наверное, столько не получал даже директор завода! Когда я учился уже на 5-м курсе университета, мне предложили перейти на работу в бюро подготовки кадров, инженером. Одновременно начал сотрудничать с заводской многотиражкой «Моторостроитель». Свой первый газетный материал я помню, как сейчас: «Медаль за бой, медаль за труд» — о заводском слесаре, фронтовике, ударнике труда.

Проба пера была удачной, и с подачи редактора «Моторостроителя» Тарасов стал постоянным внештатным корреспондентом газеты.

Надо сказать, что в советское время кадровая политика государства в целом и любого предприятия в отдельности была на высшем уровне — специалистов взращивали, при этом карьерный рост начинался непременно от станка.

Потом была армия, после службы Анатолий Евгеньевич вернулся на завод, где ему предложили возглавить бюро подготовки кадров. А через год избрали заместителем секретаря парткома завода. В ту пору — должность освобожденная и ответственность огромная, ведь партийная организация была очень большая — около 2,5 тысяч человек.

Интервью со старейшим коммунистом Ржева Якоби. 1967 год

Через два года была уже работа в Ржевском горкоме партии, еще через два — инструктором в Калининском обкоме партии. Больше года мотался по командировкам. У Тарасова было четыре подопечных района, в том числе и Ржевский.

— А потом, после долгих уговоров многих партийных функционеров, я согласился занять освободившуюся должность второго секретаря Ржевского райкома партии, — продолжает Тарасов. — Кого только сюда не пытались сватать! Леонов (руководитель обкома в те годы) мне говорит: не найдешь никого на это место — останешься сам.

Второй секретарь курировал промышленность, автомобильный транспорт, строительство. А я ж филолог, как я справлюсь?

Ничего, отвечает, мы пересмотрим обязанности, ты будешь заниматься общими вопросами. В итоге в 1980 году меня избрали вторым секретарем, но обязанности так и не пересмотрели. Пришлось всему учиться по ходу дела. Через два года я стал председателем Ржевского райисполкома и на этой должности трудился 6 лет.

Саранск, 1969 год

Работа в партийных органах — тяжелейшая. И ночи подчас не спишь, и на все амбразуры — грудью. Пом-ню, в бытность вторым секретарем райкома партии, мне пришлось тушить пожар на скотном дворе в Итомле. Второй секретарь — это рабочая лошадь. И ругаться приходилось…

Хотя очень сложно представить, как Тарасов ругается. Мне кажется, он самый выдержанный и тактичный человек из всех, кого я знаю. Железная выдержка, достойная Штирлица! Анатолий Евгеньевич признается, что примером для него был директор АТЭ-3 Борис Богачев:

— Меня всегда удивляла его уравновешенность, хотя иногда бывали такие ситуации, что грех было не выйти из себя. И я благодарен, что Борис Петрович научил меня работе с людьми.

В те годы много строили — жилье, предприятия, дороги. В Ржевском районе тогда возводились птицефабрика, завод в Осуге. На стройке руководитель района бывал чаще, чем в кабинете. Тарасов вспоминает, как в один год сдали жилья в строй больше, чем в городе. Причем не только многоквартирного, но и индивидуального — целые коттеджные поселки. А еще Анатолий Евгеньевич вспоминает:

— У тогдашнего руководителя Облмежколхозстроя Александра Тягунова глаз дергался, когда мы с Куприяновой приезжали к нему в очередной раз выбивать тот или иной объект для строительства, — смеется Анатолий Евгеньевич.

Во время работы председателем исполкома на долю Тарасова выпало одно очень серьезное испытание, можно сказать, проверка на прочность: на одной чаше весов — собственное благополучие, на другой — существование целого района, родной земли.

СПК «Приволжское», 2011 год

А дело было вот в чем. В 80-е на самых верхах было принято решение о строительстве ржевского гидроузла — огромного водохранилища, которое бы снабжало питьевой водой Москву. Под это дело построили Климовский мост — его высота и объясняется этим обстоятельством. Согласно плану под затопление попадала значительная часть Ржевского и Оленинского районов.

— Построй москвичи гидроузел — это было бы ужасно, — поясняет Анатолий Евгеньевич. — Затопление нанесло бы непоправимый урон природе, истоку Волги, не говоря уже о громадном уроне для населения района. Мы подняли тогда общественность, проводили сходы с людьми, писали во все инстанции, в газеты. Но в высших эшелонах власти занимали выжидательную позицию, не хотели ссориться с Москвой. Я тем временем искал лазейки, чтобы остановить строительство — гидроузел уже начали возводить в районе Свеклино. Наш землеустроитель подсказал, что сделать в этой ситуации ничего нельзя, но вопрос строительства можно затянуть. Например, тем, что нет проекта лесоочистки затапливаемой территории. На бюро обкома партии я и выложил это: мол, не отводим земли потому, что зазеленеет вода, как в Зубцове. Пришлось выдержать такую бурю! Чуть не сняли с должности. Дали две недели, чтобы отвести земли под зону затопления. А через неделю сменилось областное руководство, которое тоже было против гидроузла. Но все же главной причиной отмены решения о строительстве стало общественное мнение — масса публикаций в прессе. Вместе с корреспондентом ТАСС Андреем Антоновым мы написали в «Советскую Россию» большой материал в защиту истока Волги. В газетах выступали ученые, краеведы, многие люди тогда встали на защиту великой русской реки. И всем миром удалось ее отстоять. Я считаю, это главное, что сделано в жизни. Я рад, что причастен к этой победе. Вместе нам удалось защитить свою землю от затопления.

Еще одна веха трудового пути — редакция «Ржевской правды». Тарасов возглавлял газету 22 года. Он признается, что это были самые интересные годы, период творчества. В стране перемены. Тираж газеты был тогда огромный, при Тарасове увеличился почти вдвое, до 27 тысяч экземпляров. Это тоже была победа.

С 2010 года и по сей день Анатолий Евгеньевич работает в Собрании депутатов Ржевского района экспертом. Готовит всю документацию для проведения сессий, формирует повестку дня и ведет всю документальную работу представительного органа. Общий трудовой стаж Анатолия Евгеньевича — 57 лет!

Однако журналистика никуда не ушла, хоть сфера деятельности теперь несколько иная. Тарасов по-прежнему пишет материалы для газеты, а также пресс-релизы для администрации. Он, пожалуй, ни дня не переставал писать. А еще Анатолий Евгеньевич — автор около десятка книг об истории Ржевского района, о его знаменитых людях и событиях. Прежде о районе информация была очень разрозненная. Пришлось перелопатить немало архивов, добывая малоизвестные сведения о ржевской земле. Теперь этот более чем десятилетний труд позволил собрать все сведения воедино.

Я спросила у Анатолия Евгеньевича, какое самое любимое место работы? Хотя и так знаю ответ: конечно, газета. Ей отдано столько лет жизни. И, безусловно, район. Тарасов — коренной ржевитянин, родился и вырос в Ржеве, но значительную часть свой трудовой жизни отдал Ржевскому району, селу, которое беззаветно любит.

— Помню, даже мэр города Харченко обижался, вы-сказывал, что районной жизни в газете больше, чем городской, — улыбается Тарасов. — Работая в рай-исполкоме, а затем редактором, я часто бывал на селе. Я там знаю всех и всё.

Главный труд своей жизни Анатолий Тарасов еще пока не закончил — он готовит к печати энциклопедию Ржевского района «Люди, события, факты». На 90 процентов материал готов. Это поистине колоссальный труд — писательский, исследовательский, краеведческий, поскольку районный архив сгорел во время оккупации и довоенные сведения были утеряны. Архивных данных, датированных ранее 1943 года, не сохранилось. Приходилось искать данные о районе буквально по крупицам в разных источниках. В энциклопедии собраны сведения начиная со дня образования района и заканчивая его ликвидацией как отдельной муниципальной единицы. Ржевский район просуществовал 93 года.

Есть о чем сожалеть? — спрашиваю я.

— О том, что иногда был излишне мягок, где-то надо было и кулаком по столу стукнуть, быть построже, — отвечает Анатолий Евгеньевич. — Всегда всем прощал, хотя предавали не раз…

Тарасов не единожды доказывал, что быть политиком, занимать высокий пост и оставаться честным и порядочным человеком, открытым для людей, можно и нужно. Он, пожалуй, один из немногих, кого не испортила власть.

Анатолий Евгеньевич умел так сплотить коллектив и быть таким руководителем, что каждый чувствовал себя свободной личностью, но при этом ощущал безграничную поддержку руководителя. Он умеет ценить человека за характер, разглядеть в каждом хорошее, заглядывая глубоко в душу, не обращая внимания на внешнюю мишуру или какие-то обстоятельства. Не многим это дано.

— Самые яркие события в моей жизни? Что-то выделить особо… — мой собеседник ненадолго задумывается. — Когда работал председателем рай-исполкома, то радовался тому, что появлялись новые предприятия, дороги, дома в районе. Издание очередной книги — тоже яркое событие. Да много всего было яркого, значимого… И, знаешь, если бы мне дали по-новому прожить жизнь, оставил бы все как есть. Я благодарен судьбе за то, что она дала мне возможность реализовать себя в полной мере. Что я мог и умел — делал всегда на совесть.

* * *

Анатолий Евгеньевич, коллектив «Ржевских новостей» от всей души поздравляет Вас с юбилеем! Пусть каждый день оставляет тепло на душе и будет счастливым. Крепкого Вам здоровья и неиссякаемой энергии. Вы являетесь примером профессионализма для всех нас.

Светлана КУДРЯВЦЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *