ОПРЕДЕЛИТЬСЯ В ПРОФЕССИИ

Телефоны — в специальный сейф; в руки, в качестве сувениров — блокноты и буклеты с фирменной символикой… На протяжении двух недель, почти каждый будний день, через заводскую проходную «Электромеханики» проходят группы школьников. Для старшеклассников городских школ в рамках занятий по профориентации организованы экскурсии по цехам, и не только этого предприятия. Так, кадеты из 7-й школы 26 октября посетили АО «Электромеханика», до этого побывали на АО «КСК «Ржевский», и в ближайших планах — одно из старейших предприятий города: ПМЗ им. Эрнста Клейна.

В одном из недавних номеров мы рассказывали о подобных экскурсиях для студентов колледжа, у которых профессия уже, можно сказать, в руках, и им предстоит определиться только с местом работы. Здесь же ситуация немного иная: считанные единицы ребят точно знают, куда и на кого пойдут учиться после получения аттестата зрелости. И если студенты технологического колледжа, кто-то мало-мальски, а кто-то уже очень хорошо, представляют себе современное производство, технологии и оборудование, то подавляющее большинство школьников вообще об этом ничего не знают. Их учителя, кстати, тоже.

ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЯМИ

Андрей Суворов, главный сварщик предприятия (а кроме того, активный участник молодежного совета Ржевского муниципального округа) провёл ребят по нескольким производственным участкам и рассказал, как рождается сложнейшая продукция предприятия. Она, в отличие от большинства других предприятий, крупная, сложная и несерийная. Здесь нет конвейера, нет повторяющихся операций, зато есть крупногабаритные, до нескольких метров, детали и масса чертежей, в точном соответствии с которыми эти детали предстоит изготовить. Сначала вырезать из металла, придать форму, соединить между собой сваркой, обработать швы и плоскости в механическом производстве…

Такие операции, несмотря на габариты деталей и станков, малозрелищны и ребятам почти не интересны. А вот когда очередь дошла до супер-современных станков с числовым программным управлением и инновационных технологий — они оживились. К примеру, очистка металлических деталей традиционным пескоструйным способом проходит в закрытой камере, куда надо поместить очищаемую деталь и там её обработать. А лазерная очистка идет прямо в цехе: оператор держит в руках похожий на указку инструмент, из которого конусом выходит искрящийся луч — и под ним металл сразу становится чистым и блестящим.

А вот ещё один участок, где стоит огромный цилиндр длиной несколько метров и диаметром больше человеческого роста. Это часть будущей установки, сконструированной для одного из ведущих авиазаводов страны. В камере этой установки, где будет достигнуты температура до 900 градусов Цельсия и высокая степень вакуума, через несколько месяцев будут проводить термообработку крупногабаритных деталей самолётов для придания им прочностных свойств. Именно такие изделия и разрабатывает, и выпускает «Электромеханика», конструируя каждую установку под конкретный завод, его потребности, производственные мощности и даже размеры цехов.

Завершилась экскурсия в научно-техническом центре, где как раз и разрабатываются сложнейшие чертежи, утверждается порядок технологических операций под каждую установку, включая сложнейшую электронику и компьютеризированные системы управления (программное обеспечение, кстати, тоже создают заводские программисты — их здесь целый отдел).

ПРЕДПРИЯТИЕ — ЭТО ПРЕСТИЖНО!

Такие экскурсии, как и дни открытых дверей, интересны и познавательны не только для школьников. Учителям, которые ведут и будут вести с ребятами занятия в рамках профориентации, стоило бы побывать на местных предприятиях первыми. Современные производства меняются, а представления о заводских цехах и рабочих специальностях, к сожалению, у многих остаются прежними.

— Вот посмотрят сейчас ребята, как в цехах работать, может, и учиться начнут! — такая позиция, которую всё ещё транслирует ряд педагогов, от реальности сегодня далека. Плохо, что высказывают её те, кому ребята доверяют — учителя, уважаемые люди, которые заблуждаются лишь потому, что сами на реальных производствах бывают редко. Это можно и нужно исправлять! Тем более сейчас, когда в рамках учебной программы педагоги будут вести занятия по профессиональной ориентации.

Условия труда и уровень заработной платы представителей рабочих профессий стали значительно лучше, чем пять-десять лет назад. Зайдя в цеха ржевских предприятий, видишь, как много здесь молодых. И пришли ребята и девчата, а также вполне зрелые люди 30-40 лет, сюда отнюдь не от безысходности, а потому, что производства сейчас автоматизированные и чистые, а хорошая работа вознаграждается достойной зарплатой. Отсидеться в телефоне от начала до конца смены — да, не получится. А вот если ты нацелен постигать профессию и расти — все без исключения производства, где руководители уже осознали ценность хороших специалистов и остроту кадрового дефицита, будут тебе в этом помогать. Курсы, аттестации, дополнительное образование, в том числе высшее и без отрыва от производства, сегодня доступны многим. Впрочем, предприятия, которые думают о будущем и ведут кадровую политику, делали это всегда: общаясь с сотрудниками «Электромеханики», «514 АРЗ», то и дело слышишь, что второе или первое профессиональное образование они получали уже работая здесь, и завод всячески им помогал.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Это правильная позиция, и очень хорошо, что о ранней профориентации сейчас задумалось и государство. С 1 сентября во всех школах страны для учеников 6-11 класса введен обязательный курс, в соответствии с которым каждый отдел образования и каждая школа разрабатывают учебные планы и определяют количество часов по этому предмету (минобр установил его в рамках от 40 для базового уровня до 80-ти для продвинутого) за учебный год. «Содержание уроков профориентации адаптировано под особенности разных возрастных групп учеников. Так, в 6-7-х классах детей знакомят с разнообразием профессий, разговаривают с ними о важности труда. В 8-9-х классах ученики ближе знакомятся с востребованными специальностями, а в
10-11-х классах выпускникам помогают выбрать направление для дальнейшего обучения, определиться с предметами для сдачи ЕГЭ, поступить в вуз и сделать первые шаги в карьере», — говорится на сайте Минпросвещения РФ.

В РЖЕВЕ ШКОЛЬНИКОВ УЧАТ ПРОФЕССИЯМ

Как новый курс вводят в школах Ржевского муниципального округа?

— В 2023/2024 учебном году в школах города с 6 по 11 класс проводятся еженедельные занятия по профориентации в рамках «Единой модели профориентации — профориентационного минимума». Они включают в себя как урочную, так и внеурочную деятельность. Каждую неделю по четвергам проводятся занятия по проф-ориентации «Россия — мои горизонты» на платформе «Билет в будущее», — поясняет начальник управления образования Ржевского МО Ирина Иноземцева. — На платформе «Билет в будущее» с обучающимися проводятся профессиональная диагностика. Работают мультимедейные выставки-практикумы «Лаборатория будущего» на базе исторического парка «Россия — моя история», где знакомят учащихся с рынком труда, различными отраслями и профессиями.

Кроме того, с 1 сентября в школах проводится профессиональное обучение старшеклассников рабочим профессиям. В проекте уже участвуют, проходя профессиональное обучение, учащиеся 10-х классов — 266 человек. Они получают следующие профессии: помощник воспитателя (1-я школа), цифровой куратор (13-я школа), лаборант химического анализа (35-й лицей), оператор ЭВМ (Чертолинская сш, 12-я школа), водитель (5-я школа) и другие.

ЗАВОДЫ СОГЛАСНЫ ПОМОГАТЬ!

Итак, в идеале сегодня каждая школа может выбрать, на каком уровне реализовать новую профориентационную модель, исходя из своих возможностей и приоритетов. И предполагается, что в работу по профориентации активно включатся не только педагоги, но и родители учеников, представители вузов и компаний-работодателей.

Как мы уже сказали, в Ржеве предприятия, которые ведут продуманную кадровую политику, есть. И есть планы по продолжению этой работы.

— На «Электромеханике» готовятся к открытию дополнительные учебные классы, чтобы студенты колледжей могли плотнее соприкоснуться с профессией именно на производстве. Не на учебных плакатах в колледжах, не в теории по учебникам и не на станках выпуска середины прошлого столетия, а на актуальном для сегодняшней промышленности оборудовании. Возможно, часть занятий из учебных корпусов вообще будет проходить именно на заводе, мы планируем отдать под учебные классы и оснастить целый этаж одного из корпусов, — говорит Андрей Константинов, замгенерального директора предприятия, председатель Думы Ржевского МО. — Что касается программы профессиональной ориентации, считаю, что в её рамках нужно знакомить ребят не только и не столько с предприятиями, а с конкретными профессиями и их представителями. Пусть реальные люди, например, молодые сварщики или токари, расскажут, как они пришли в профессию, какие школьные или специальные предметы оказались наиболее важны для их профессии, в чём заключается их работа и, конечно, какова заработная плата. Ведь это, не секрет, наиболее сильная мотивация для сегодняшних молодых людей. Со своей стороны, мы готовы помочь такие занятия организовать, если у школ будет в этом ответная потребность.

* * *

Кто из сегодняшних старшеклассников пойдет на производство, кто — в офис, а кто встанет к прилавку, решит время. Наша общая задача государственной важности сегодня — расширить свободу выбора для молодых, дать им максимально больше информации о профессиях и возможностях. И в первую очередь — о профессиях и возможностях, которые можно реализовать на малой родине.

Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *