ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ

Кибербуллинг, дипфейки, деструктивный контент: как защитить детей и подростков?

30 октября в библиотеке им. А.Н. Островского прошёл семинар для сотрудников школ, детских садов, спортивных школ, учреждений культуры, которые ведут в социальных сетях группы своих учреждений. Участниками семинара стали порядка 70 человек.

С недавнего времени любая госорганизация обязана иметь свои странички в самых популярных
соцсетях. Это понятно: сегодня большинству жителей получать информацию гораздо удобнее именно с экрана мобильного телефона. Конечно, обязанности добавились, а ставка для SMM-специалиста — нет. Вероятно, ситуация рано или поздно решится, но пока мы имеем то, что ведение социальных сетей является для сотрудников дополнительной нагрузкой. Однако многие всё равно проявляют к этому живой интерес, и у них получается вести свои странички просто отлично.

Почему важно знать основные правила ведения паблика? Во-первых, это развивает насмотренность. Аккуратно оформленные посты с качественными фотографиями радуют глаз и поднимают настроение. Во-вторых, мир меняется, и от социальных сетей нам никуда не деться, а значит, нужно делать свою работу хорошо, плохо получится и само по себе — но нам это не подходит.

Сотрудники Центра управления регионом Тверской области рассказали про оформление постов, актуальный контент, способы продвижения новостной повестки. Также они отметили, что к ведению групп ржевскими госорганизациями вопросов практически нет, особенно похвалили сотрудников библиотеки детского и семейного чтения на ул. Республиканская, которые активно используют один из самых трендовых методов продвижения своей группы — клипы в «ВКонтакте». Получается очень интересно — посмотрите, не пожалеете: как минимум зарядитесь позитивными эмоциями, как максимум — скорее пойдёте в библиотеку, чтобы познакомиться с креативными сотрудниками лично и стать их постоянным читателем.

Следующая тема, ставшая поводом для обсуждения, касалась информационных угроз, которые подстерегают детей и подростков в сети. В настоящее время население нашей страны составляет порядка 145 миллионов человек, более 30 миллионов — это несовершеннолетние, 90 процентов которых являются активными пользователями сети интернет. При этом из всего населения России, по некоторым данным, 43 миллиона человек находятся под влиянием деструктивного контента, и 8 миллионов из них — подростки. По данным Центра анализа и профилактики информационных угроз, в молодёжной среде основными деструктивными проявлениями в сети являются криминальные субкультуры. Например, АУЕ (18 тысяч групп, 2,5 млн аккаунтов), скулшутинг (4,4 тысяч групп, 10 тысяч аккаунтов), футбольные хулиганы (13 тысяч групп, 1,5 млн аккаунтов), группы смерти (30 тысяч групп, 800 тысяч аккаунтов), группы культа убийства.

По данным национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму, в образовательной среде и сети интернет только за первое полугодие 2023 года было выявлено 253 ссылки на противоправный контент. Из них 180 по следующим направлениям: экстремизм и терроризм — 92 ссылки; продажа, распространение и пропаганда наркотических средств — 39 ссылок; контент, наносящий вред здоровью детей и подростков — 49 ссылок. Основными площадками для распространения подобной информации являются «ВКонтакте», YouTube и Telegram, а также различные форумы на сторонних сайтах.

По материалам

Стоит подробнее остановиться на наиболее характерных угрозах безопасности детей и подростков, которые существуют в онлайн-среде, отраженных в аналитическом обзоре международной практики в области защиты детей в интернете, подготовленном Центром глобальной ИТ-кооперации.

Кибербуллинг

В процессе обмена личной информацией в сети можно столкнуться со следующими проявлениями кибербуллинга:

— оскорбительными веб-страницами, фото, видео и комментариями, в том числе о расе или религии;

— онлайн-слухами;

— угрозами причинения боли в сообщениях;

— комментариями с сексуальным подтекстом;

— попытками выдать себя за другого человека с целью травли.

Негативный и деструктивный контент

Одна из наиболее распространенных онлайн-угроз включает в себя как грубости, вульгарный язык и язык вражды, так и сексуализированные изображения и может оказать крайне отрицательное воздействие на впечатлительного ребенка. На бытовом уровне это в первую очередь показатель культуры социума. На официальном уровне такого рода высказывания недопустимы и в совершенстве должны быть наказуемы.

Дипфейки

Одно из самых популярных занятий детей — монтировать клипы о себе и размещать их в социальных сетях. Загружая свои фото или видео для обработки, несовершеннолетние предоставляют их третьим лицам, неосознанно способствуют созданию обширных библиотек контента. Отмечаются случаи, когда из материалов детей с помощью нейросетей создаются всевозможные дипфейки (реалистичные подмены лиц или других частей тела) сексуального характера.

Все видели, как активно люди сейчас пользуются приложением, отвечающим на вопросы: какое мое тотемное животное, какой город мне подходит, какая мне подходит национальность. Друзья! Включите критическое мышление и задумайтесь, если алгоритмы и искусственный интеллект с такой лёгкостью могут подставить ваше лицо к любому образу в развлекательных целях, то где гарантия того, что никто не использует эти же инструменты, но уже так, что вам будет совсем не смешно? Частые пользователи подобных приложений могут не удивляться, если рано или поздно дипфейк, крайне похожий на них самих, окажется в какой-нибудь группе с возрастным цензом 18+. Вот только то, что это не вы, доказать будет не так просто.

Риски, сопряженные с игровой практикой

С развитием индустрии интерактивных развлечений дети становятся всё более вовлечены в игровые активности, уделяют им всё больше времени. Во многих случаях применительно к играм можно вести речь о гемблинге. В «Большом юридическом словаре» этот термин раскрывается как «организация азартных игр, вид преступного промысла». Похожее определение дано и в «Энциклопедическом словаре по психологии и педагогике»: «гемблинг -игромания, патологическое пристрастие к азартным играм». Говоря о рисках для игроков, нельзя не упомянуть о формировании онлайн-зависимости. Всемирная организация здравоохранения в 2019 году проголосовала за принятие последнего издания «Международной классификации болезней», включив в него запись об игровом расстройстве как о поведенческой зависимости.

Вовлечение детей в радикально-экстремистские, криминально ориентированные организации и неформальные объединения

Несовершеннолетние попадают в подобные круги из-за недостатка жизненного опыта или пребывания в трудной ситуации, когда соблазняются возможностью заработать. В сетевых сообществах с аморальной или противоправной деятельностью добиваются целенаправленного подчинения участников. Нередко такими процессами руководят опытные психологи, применяя отработанные годами методы влияния на детей.

Негативные примеры для подражания

В погоне за популярностью некоторые блогеры публикуют экстремальные видео, в которых подвергают себя риску, и не озвучивают последствий разного рода экспериментов. Уязвимые дети часто пробуют повторять их действия, иногда с катастрофическим или даже фатальным исходом. Дело в том, что такие ролики стирают границы между реальностью и фантазией, провоцируя несовершенно-летних на необдуманные поступки.

Пропаганда насилия

В сети имеет место контент, который утверждает агрессию по отношению к другим в качестве нормы. Просматривая его, дети лишаются сострадания.

Потеря ценностей

Систематичное поглощение токсичных материалов приводит несовершеннолетних к потере чувствительности. Спустя некоторое время неадекватный контент воспринимается детьми как обычное явление, не вызывает негативной реакции.

* * *

Если ещё недавно самой актуальной проблемой была защита информации — применение сложных паролей, охрана персональных данных, то теперь не менее важна и защита ОТ информации. И то, и другое является составными частями информационной безопасности в целом. При этом нужно понимать, что саморегулирование является неотъемлемой частью обеспечения безопасности подростков в сети. Мы можем научить их основным правилам, но только от их уровня критического мышления и того, как они сами эти правила будут применять, зависит их способность противостоять информационным угрозам.

К сожалению, не многим известно, что в России активную просветительскую деятельность ведёт молодёжный цифровой омбудсмен. Главная цель любого омбудсмена, даже общественного, — защита нарушенных прав, предупреждение их нарушения и в целом отстаивание интересов определенной общественной группы или же всего общества. Разработан проект «Цифропомощь» (ссылку на него выдаст любой поисковик), в рамках которого подросток, столкнувшийся с кибербуллингом или другими информационными угрозами, может обратиться за профессиональной помощью. Такие вещи знать нужно обязательно и как можно чаще говорить об этом со своими детьми. Многие взрослые не всегда понимают, как ими могут манипулировать в социальных сетях, а детям в таких ситуациях ещё сложнее. Не ленитесь повышать свой уровень медиаграмотности и доверяйте только проверенным источникам информации.

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *