НЕ НАВРЕДИ

Если мы чего-то не замечаем, это вовсе не означает, что этого не существует. Вы часто сидите в социальных сетях? Нет, комментарии в нескольких группах и чтение постов ещё в парочке — не считаются. Речь о более глобальном охвате онлайн-среды. Там, где-то за пределами ваших зон онлайн-комфорта, творятся действительно страшные вещи. И знаете, отговорка, что нет времени на социальные сети, и ваша неосведомлённость в вопросах онлайн-безопасности, могут сыграть злую шутку. Особенно, если у вас дети-подростки. Поэтому найдите несколько минут в день и изучите, а что вообще сейчас происходит «в этих ваших интернетах» и чем там занимается ваш ребёнок.

Молодежь наиболее уязвима к идеологии терроризма и экстремизма. Во-первых, молодые люди находятся в периоде формирования своей личности, они ищут своё мес-то в обществе, стремятся к самоутверждению и поиску смысла жизни. Это делает их более склонными к поиску новых идей и ценностей, в том числе и экстремистских.

МОЛОДЫМИ ЛЕГЧЕ УПРАВЛЯТЬ

Во-вторых, молодежь часто сталкивается с социальными проблемами, они не могут найти своё место в жизни (часто тут можно сказать «спасибо» родителям, которые бережно взращивают в своём чаде мечту стать юристом, ведь это престижно, когда ребёнок на самом деле всей душой рвался в театральный). Как следствие — ощущение безнадёжности и отсутствия перспектив, что может вылиться в недовольство и агрессию и может быть использовано экстремистскими организациями для вербовки новых сторонников.

Кроме того, молодёжь часто подвергается влиянию социальных сетей. Легкий доступ к информации и возможность анонимного общения делают людей уязвимыми к пропаганде террористических идей.

Наиболее подвержены такому влиянию люди в трудной жизненной ситуации, безработные, испытывающие сложности в общении с окружающими. Они ощущают себя отвергнутыми обществом и могут додуматься до радикальных идей в поиске своего места в мире.

Психологи отмечают, что на путь терроризма часто встают люди, которые видят в себе жертву социальной несправедливости; ощущают злость, отчуждённость и бесправие; желание немедленно действовать; думают, что насилие в отношении государства обоснованно, а присоединение к террористической организации может дать социально-психологические награды, чувство сопричастности и новую идентичность.

Всё это — самообман.

ПРОФИЛАКТИКА

Одним из ключевых способов борьбы с этой проблемой является образование. Важно включать в учебные программы информацию о противодействии терроризму и экстремизму, объяснять молодым людям, какие опасности они несут. Необходимо проводить профилактические беседы, рассказывать о последствиях участия в террористических акциях, показывать примеры успешной деятельности правоохранительных органов по предотвращению терактов… К сожалению, сегодня педагоги знают о распространении идеологии терроризма порой не больше, чем сами ученики, поэтому уделять внимание самообразованию нам, взрослым, не менее важно.

Следует также уделить внимание работе с социальными сетями и интернет-ресурсами. Многие экстремистские группировки используют социальные сети для вербовки новых членов и пропаганды своей идеологии. Важно контролировать контент, который появляется в сети, хотя бы в поле вашего зрения, и блокировать страницы и группы, распространяющие экстремистские материалы, благо такие возможности сейчас социальные сети предоставляют. Обычные разговоры и многие профилактические фильмы уже давно устарели, и говорить с ребятами о профилактике травли и кибербуллинга на примере фильма «Чучело» уже неэффективно. Чтобы уберечь наших детей от опасности, нам самим нужно постоянно учиться. Много полезных материалов в открытом доступе вы можете найти на сайте национального центра противодействия идеологии терроризма в образовательной среде и интернете.

ЗНАНИЕ И ВНИМАНИЕ

В целом, противодействие распространению идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи требует комплексного подхода и совместных усилий со стороны государства, общественных организаций, образовательных учреждений и родителей. Важно не только предотвращать вербовку новых сторонников экстремистских группировок, но и помогать молодым людям находить своё место в обществе, развиваться как личности. Дайте возможность троечнику и хулигану принимать участие в школьных и городских мероприятиях, пригласите именно его прочитать стихотворение на школьной линейке или памятном митинге в День освобождения Ржева. Поверьте, это тоже профилактическая работа. И более эффективная, чем часовая беседа. Дети часто вообще не слушают, что мы говорим. На личном опыте я убедилась, что некоторые из них, прожив всю жизнь в Ржеве, к 15 годам не знают ни о 14 октября 1941 года, ни о 3 марта 1943-го. А они ведь посещают и классные часы, и митинги. У ребят зачастую отсутствует чувство сопричастности с событиями и историей родной земли. А это тревожный звоночек.

Увы, есть и проблема романтизации преступных идей. В экранном обличье терроризм обладает всеми достоинствами боевика — тайной, непредсказуемым развитием сюжета, психологическим напряжением и сильными эмоциями. Любой теракт для СМИ — сенсация, как бы печально это ни звучало. Но средствам массовой информации стоит всё же задумываться, о чём и как они пишут.

Нужно делать осознанный выбор относительно формулировок и распространяемой информации, особенно в условиях информационной войны. По силе воздействия слово сравнимо с мощным оружием, которое важно использовать правильно, руководствуясь принципом «не навреди».

Мария СЕДОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *