«Чужие» ржевские герои

Что может быть постыднее — 

не получить место, память, 

которые заслужил?

Лабрюйер

Ржев славен не только тем, что его жители мужественно пережили, перетерпели, боролись 497 дней в условиях вражеской оккупации, но и тем, что все эти дни, до самого Дня Победы, его представители сражались на фронтах Великой Отечественной войны, защищая и освобождая от фашистской нечисти Родину.

Если говорить о городах нашей области, то Ржев больше других дал стране Героев Советского Союза. Это видно не только из книг Ивана Долгова «Золотые Звезды калининцев», но и из историко-статистического материала Героя Советского Союза генерала армии Н.Н. Шкадова.

Мы располагаем сведениями о том, что только в одной сельской местности Ржевского района значится четырнадцать Героев Советского Союза. Три городских. И по военной статистике, бойцов, которые стали в годы войны героями на полях сражений, выходцев из сельской местности значительно больше, чем родившихся в благоприятных условиях города.

Занимательную статистику обнаружил в книге генерала И.А. Долгова «Золотые Звезды калининцев». В ней значится 319 Героев Советского Союза: 272 — уроженцы сельской местности, и только 47 — городские. Деревня преуспевает в воспитании патриотов страны. Это очевидно. 84 Героя из общего числа — уроженцы разных мест и краев тогдашнего СССР. Они либо временно проживали, либо работали в нашей области. Тем не менее, автор книги И.А. Долгов причислил их к числу Героев-калининцев.

Героизм выходцев из сельской местности объясним. Дело в земле, которая своей энергией подпитывает чувство патриотизма хлебопашцев. Корни их — от земли. Земля — не только наша кормилица, но и родительница тех, кто на ней вырос, кто ее обустраивает, облагораживает. Люди, выросшие на ней, жертвуя своей жизнью, идут на подвиги, чтобы защитить ее от посягнувших врагов…

12_2В июне 1941 года германские войска вероломно вторглись в пределы нашей страны. А в октябре уже были у стен древнего Ржева. Стоит вспомнить, как в первые дни нашествия не было ни одной заставы, которая покинула бы свои позиции без приказа. «Пограничники приняли на себя первые удары врага. Бойцы дрались врукопашную, и только через мертвые их тела смог враг продвинуться вперед», — писала газета «Правда» в том роковом 41-м.

Из тех ребят, стоявших на рубеже насмерть, одиннадцать бойцов и командиров-пограничников были удостоены звания Героя Советского Союза посмертно.

Пример стойкости и отваги показал ржевитянин из деревни Колупаево, которого я нашел в 1977 году. Герой Советского Союза Константин Иванович Царицын. Много лет мы встречались, переписывались, созванивались. Я нередко бывал у него в гостях в Ленинграде на улице Будапештская в доме N№ 14-2.

За чашкой чая Константин Иванович рассказывал о себе, о боевом пути в годы испытаний. Ему не пришлось встретить врага на западной границе, но зато он залпами сокрушительного огня своей противотанковой пушки-сорокопятки «достойно проводил» с многочисленными потерями врага от Невеля до Западного Буга и далее, указав ему спасательный путь бегства до фашистского логова — Берлина.

17 будущих Героев Советского Союза, наших земляков, уроженцев ржевской земли, сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Их имена нам известны. Но есть и те, чьи имена были связаны с нашим городом, хотя они и не являются уроженцами Ржева.

Один из них — бывший ржевский аэроклубовец, полковник авиации в отставке Михаил Егорович Соколов. В Ржеве без отрыва от производства окончил Ржевский аэроклуб. Рослый сообразительный паренёк обладал знаниями и практическими навыками управления планерами и учебными самолетами. В Ржеве и путевку получил в военно-авиационную школу пилотов. В то время Мише Соколову исполнилось 17 лет. В училище малолеток не брали, но все решили характеристика и рекомендация Ржевского горкома комсомола.

12_1Воспитанник Ржевского аэроклуба Михаил Соколов всю войну пролетал на штурмовике 825-го авиаполка. Был командиром звена, авиаэскадрильи.

Соколов с группой ИЛ-2 сжег на земле 20 самолетов противника и 15 вывел из строя. Семь раз фашисты подбивали его штурмовик, столько же раз летчик приводил израненный самолет на аэродром.

…В апреле 1945-го майор Соколов во время воздушного боя спас жизнь командиру авиаполка. 18 августа 1945 года воспитаннику Ржевского комсомола было присвоено звание Героя Советского Союза. Герой служил в авиации до 1962 года. Навещал Ржев, здесь проживает его сестра Нина Егоровна Константинова.

Своим земляком героя считают нелидовцы, отсюда идут его родовые корни. В книге «Герои-краснодарцы» есть имя Михаила Соколова. В Ржеве, воспитавшем Героя, его имени нет…

Герой Советского Союза, штурман пикировщика 128-го бомбардировочного Калининского авиаполка, младший лейтенант Сергей Яковлевич Фильченков учился в Ржевском аэроклубе вместе с Героем Михаилом Соколовым. Работал на Ржевском хлебозаводе.

С первого дня войны ушел добровольцем на фронт из Ржевского райвоенкомата. Летал стрелком-радистом, штурманом. Бил фашистов под Москвой, на Калининском фронте. Сражался на Курской дуге, участвовал в освобождении Белоруссии. 16 апреля 1945 года в бою за Берлин на 259-м вылете его самолет попал под обстрел вражеских зениток. Врачи полгода боролись за его жизнь.

26 октября 1944 года бывшему слесарю Ржевского хлебозавода было присвоено звание Героя Советского Союза. Герой-оленинец, Герой Татарстана. А вот в Ржеве воспитанника Ржевского аэроклуба, рабочего хлебозавода никто не знает. А могла бы быть на здании хлебозавода мемориальная доска о том, что на этом заводе работал Герой Советского Союза.

Да, могла бы быть, если б память наша о героях войны время от времени просветлялась, и не только в дни праздника Победы. И сам себе задаю вопрос: почему так происходит?.. Потому, что Фильченков не уроженец Ржева? Тогда почему Герои-ржевитяне Василий Кубарев, уроженец хутора Ненаедово, в книге «Герои-ленинградцы» причислен к Героям-ленинградцам, а ржевитянин, Герой Советского Союза Сергей Малыгин, временно проживавший в Коломне, в книге «Золотые Звезды коломенцев» стал Героем-коломенцем, и одна из улиц города тоже носит его имя?!..

Николай ШАПОВАЛ

Окончание в следующем номере

Окончание. Начало в N№ 5

Героя Советского Союза, уроженца деревни Куры Ржевского района я знал не только по переписке. Встретился с ним в Ржеве. В то время он гостил у своих родственников, и ныне здесь проживающих.

Василий Федорович Цветков до войны служил в армии. После службы работал в г. Красный Луч на шахте, с 1934 года трудился лесорубом в г. Майкоп. Отсюда и ушел на фронт. Воевал командиром отделения 69-го отдельного инженерно-саперного батальона 37-й армии. В сентябре 1943-го форсировал Днепр.

Бесстрашный сапер Василий Цветков, участник освобождения Румынии, Болгарии, Югославии. После войны работал проходчиком на шахте «Изваринская», на здании администрации которой шахтеры установили мемориальную пояснительную доску о том, что здесь работал Герой Советского Союза (В.Ф. Цветков умер в 1981 году). Он не только Герой-ржевитянин, но и Герой-майкоповец, в городах Красный Луч, и в Донецке его тоже считают своим героем войны, хоть он лишь временно проживал  и работал там.

По-другому поступаем мы с теми героями, которых вскормила и воспитала ржевская земля. Они почему-то «ненашенские».

Герой Советского Союза Михаил Константинович Нехаев — уроженец деревни Горы, Ковыневского сельского Совета.

— Такой деревни нет в Ржевском районе, — скажет современный читатель. Да. Такой деревни нет. Но была. Война стерла ее с лица земли. В конце 1948 года на месте деревни Горы был создан совхоз «Победа».

«… В начале 1949 года в нем было 110 голов крупного рогатого скота, 60 свиней, 30 лошадей и две автомашины. Первым директором совхоза «Победа» стал Иван Григорьевич Лихобаба, — пишет в книге «С любовью к родной земле» (2011 г., стр. 54), ржевский журналист Анатолий Тарасов.

К его словам следует добавить, что Иван Григорьевич Лихобаба вскоре стал Героем Социалистического труда. Еще один герой-ржевитянин. Правда, о нем автор книги «С любовью к родной земле» почему-то не вспомнил в разделе книги «Герои Социалистического труда-ржевитяне. (Наверное, не уроженец района?). Но, вернемся к уроженцу Ржевского района Герою Советского Союза Михаилу Константиновичу Нехаеву.

В энциклопедическом сборнике «Герои Советского Союза» вышедшем в Москве, в военном издательстве в 1984 году (стр. 141), сказано: «В боях за форсирование реки Грон отличились танкисты 36-й гвардейской танковой бригады, 4-го гвардейского механизированного корпуса. В районе Камендина за три дня ожесточенных боев, взвод коммуниста гвардии младшего лейтенанта И.С. Депутатова уничтожил 26 немецких танков, 12 бронетранспортеров и около трехсот фашистов. Вместе с командиром взвода мужественно сражались танковые экипажи гвардии сержанта М.К. Нехаева, гв. лейтенанта Т.П. Тулупова, гв. младшего лейтенанта И.Ф. Борисова, командиры орудий, гв. старший сержант В.Я. Толстов, гв. сержант П.Т. Писаренко. А также механики-водители, танкисты гв. сержант А.П. Марунов, Г.С. Налимов и гв. сержант А.С. Логинов.

Все они стали Героями Советского Союза. Два танкиста — посмертно».

В апреле 1987 года в городской Совет ветеранов (членом Совета которого являлся и я) из села Рождествено Фировского района от гражданки Марии Ивановны Ивановой пришло письмо, в котором она писала: «В книгах И. Долгова «Золотые Звезды Калининцев» среди героев нет имени моего товарища детства по Ржевскому детскому дому — героя боев за освобождение Югославии, Венгрии, Чехословакии Михаила Константиновича Нехаева…»

Тогдашний Председатель Совета ветеранов М.С. Якоби попросил меня установить адрес героя и наладить с ним переписку. У Марии Ивановны я уточнил адрес героя, и от имени Совета ветеранов написал ему письмо. И вскоре из города Загорска пришел ответ.

Герой Советского Союза, бывший воспитанник Ржевского детского дома Нехаев в Совет ветеранов писал:

«В Ржевский детский дом меня с младшим братом Николаем отдал наш старший брат, Егор (нас было четыре брата в семье).

Вначале, мы находились в Ржевском детприемнике в самом городе. Из приемника меня направили в школьный детский дом имени М.И. Калинина, который находился в д. Успенское в бывшем барском доме. Здание трехэтажное, просторное. Рядом с домом была школа-семилетка. Ее директором перед войной был Быков Константин Арсентьевич, а моим воспитателем в детском доме был Русаков Николай Петрович. Он многим нам заменял отца. Душевный и жалостливый был человек. С 7 до 16 летя воспитывался в этом детском доме.

В 1941 году, когда фашисты стали приближаться к Ржеву, наш детский дом из села Успенское эвакуировали в Татарию. В 1942-м году я поступил в Казанское ремесленное училище. Там учился и работал на заводе имени Ленина…».

Из источника о героях Татарстана известно о том, что Михаил Константинович в марте 1944 года добровольно ушел на фронт, откуда его направили в танковую школу младших командиров, и в августе в звании сержанта командира танка Т-34 принял первый бой.

«Танковым взводом героев», так военные журналисты Голубко и Барышев в журнале «Знаменосец» (N№ 1, 1975 г.) назвали очерк о подвиге танкистов взвода, в котором воевал Нехаев. Это был единственный на Южном фронте взвод, в котором было шесть Героев Советского Союза.

Бывший воспитанник Ржевского детского дома для детей сирот, в одном из писем в Ржев рассказал:

«… Нашему танковому взводу было приказано командованием фронта оборонять переправу через реку Гронь на территории Чехословакии в местечке Кеменди.

17 февраля 1945 года фашисты перешли в наступление. На рассвете мы вступили в неравный бой. Как потом выяснилось, против нашего взвода враг бросил до двухсот танков и три моторизованных полка; против наших 18-ти танков, двух самоходок и ослабленной в предыдущих жарких боях части пехоты.

Через прицел мне хорошо было видно, как справа приближалась армада танков врага со свастикой на бортах. Первый выстрел не достиг цели, но при втором — загорелся первый фашистский танк. Рядом с нами ведет огонь экипаж танка лейтенанта Борисова. Загорелись еще три машины немцев. Еще несколько танковых поединков… Фашисты стали обходить нашу позицию, за этим последовали несколько попаданий в наш танк. В ушах звон, запахло гарью, но экипаж, задыхаясь, продолжает вести бой…

Часть танков врага спустились в ложбину, а их пехотинцы, как муравьи, продолжают ползти, впереди них — «фаустники». Они пытаются поджечь наши машины. Это им не удается. Десятки фашистов навсегда остались лежать перед нами. С утра до самого вечера длился этот бой. Все вокруг гудело, горело, в дыму и в пыли…

Нашими танкистами было уничтожено 22 танка и 6 бронемашин врага, в том числе нашим взводом — 16 танков и 4 бронетранспортера.

Еще под покровом ночи наш взвод подошел к переправе через реку Грон и встал в засаду. Так как во время ночного боя наши танки имели значительные повреждения — вмятины в броне и пробоину в корме, то мы всю оставшуюся ночь латали дыры.

На рассвете вновь появилась колона вражеских танков и бронетранспортеров. Командир взвода лейтенант Тулупов подал команду: «Приготовиться к бою!». Первый «тигр» медленно поднимается по склону балки к нашим позициям. Я слежу за ним через щель прицела, кричу: «По фашистским танкам — огонь!» «Тигр», словно услышав команду, повернулся к нам передом. Я нажал на гашетку, выстрел… Снаряд пошел рикошетом. Ответный залп — мимо. Я даю второй выстрел, попал под башню, орудие «тигра» опустилось. Еще выстрел — и танк задымился. Враг сокрушен.

Разворачиваю башню в сторону ложбины. Вижу, как из люка одного немецкого танка показался фашист. Делаю выстрел, из люка повалил дым. Немцы открыли огонь по нашей машине. Ложбину заволокло дымом, видимость нулевая, ничего не видать. Один снаряд угодил в броню, но танк на ходу. Экипаж цел. Срочно меняем позицию и продолжаем вести огонь по противнику.

Около пяти часов длился этот бой. Сильный удар в башню: командира одного из наших танков тяжело ранило, меня тоже задело. Даю команду водителю: уйти в укрытие. И в это время наш танк получил еще одну пробоину. В результате тяжелораненым оказался водитель, а я получаю еще одно ранение в лицо. Тут же от очередного попадания снаряда в моторное отделение наш танк загорелся. Заряжающий экипажа и радист чудом оставшиеся невредимыми, помогли нам выбраться из горящего танка.

За мужество, героизм, за умелые действия танковых экипажей в трудной боевой обстановке все командиры танков, механики-водители и командиры орудий за этот бой, в том числе и я были представлены к званию Героев Советского Союза…».

(Письмо М.К. Нехаева было передано в архив городского Совета ветеранов)…

Такова история подвига еще одного нашего земляка, воспитанника Ржевского детского дома для сирот, оставшихся рано без родителей. Подвиг танкиста яркий пример для тех ребят, которые и в наши дни находятся в детском приюте. Воспитание патриотических чувств у молодого поколения на примере подвигов героев-земляков ни с чем не сравнимо с другими формами и методами воспитания. Имя Героя Советского Союза могло бы быть присвоено Ржевскому детскому приюту. А на здании Ржевского городского хлебозавода должна бы появится пояснительная мраморная доска о том, что на этом предприятии работал Герой Советского Союза, штурман 128-го бомбардировочного Калининского авиаполка Сергей Яковлевич Фильченков. По справедливости так должно быть.

Уверен в том, что мы еще не всех знаем своих героев-земляков. Краеведение у нас только на бумаге. Не видно результатов деятельности, мало краеведческих публикаций, интересных находок. Поле деятельности огромное. Вот, лишь один пример: До сих пор ничего не известно нам о герое из деревни Гримино Ржевского района, сержанте Александре Веселове, сбившем во время войны 14-ть вражеских самолетов. Кто он?!.. Как сложилась его судьба после войны?! Еще один из забытых в Ржеве героев-земляков…

Николай ШАПОВАЛ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *