Архивы за День: 10.03.2020

Елена Борисовна КОРОЛЁВА, педагог дополнительного образования Дома детского творчества: «ДЕЛАЙ ДОБРО И БРОСАЙ ЕГО В ВОДУ»

— Елена Борисовна, есть такое выражение: желаешь жить без печали — наукам и ремеслам обучись. Мне кажется, для Вас очень подходящее. И краски, карандаши, бумага, клей…

— Рисовать любила с детства, мечтала стать художником. После школы поступить в художественное училище не получилось, и я отучилась на художника-модельера. Жила в Казахстане, в Алма-Ате, потом по семейным обстоятельствам переехала в Ржев. Признаюсь, до этого о городе ничего не знала. Жизнь моя изменилась резко. Здесь другие пейзажи, люди с иным менталитетом… И уже в 21 год я осознала, что такое ностальгия.

— Но предаваться этому тягостному чувству было некогда…

— Так и есть. По объявлению в газете устроилась на работу и попала, как говорят, в свою стихию. Пять лет отработала в ателье «Волга» художником-модельером. Работать было интересно, первое время удавалось воплощать свои идеи, создавать коллекции одежды. Девочки-манекенщицы, а ими были ученицы 10-й и 1-й школ, демонстрировали изделия разных фасонов и размеров, от считающихся идеальными параметров 90-60-90, до реальных. Чтобы каждая женщина, заглянувшая в магазин при ателье, могла найти вещь своего размера. Но в конце 90-х годов материалы были дефицитным товаром.

— Что носили ржевитянки в те годы?

— Мне казалось, многие ходят в спортивных костюмах. В основном, на фабрике шили спецодежду, в том числе и школьную форму, на особенные случаи попадались и модели для столицы. В мои обязанности входило нарисовать, подобрать лекала и ткани, если изделие шло в пошив — проконтролировать процесс.

Коллектив у нас был творческим, сработавшимся, жили дружно. За помощь и поддержку особые слова благодарности грамотному конструктору Валентине Александровне Гулиной.

В те годы познакомилась с еще одним талантливым ржевитянином — Александром Паршиковым. Он тогда работал в колледже, куда меня пригласили помочь обучить девочек модельной походке. В Алма-Ате нас учили демонстрировать то, что ты создаешь, навыки хождения по подиуму были.

— Женская походка — тема интересная. Посоветуйте, что нужно, чтобы, словами героини «Служебного романа», не отклячиваться, в узел не связываться, не скукоживаться и не чесать на учебу и работу, как будто сваи вколачиваем?

— Правильная осанка, легкий шаг от бедра и обязательно — улыбка!

— Для себя молодой мастер, конечно, тоже шила?

— Еще в школе. Причем без снятия мерок и лекал, прямо по живому телу. Мастерила из того, что удавалось раздобыть маме. Умение шить очень выручало в период, когда на ладан задышала фабрика и было сложно с деньгами.

Пока находилась в декретном отпуске, с предприятием произошли не лучшие перемены. Уволилась по сокращению, через биржу труда окончила курсы по дизайну интерьера. Моим следующим местом работы стал Дом детского творчества.

— Вас приняли на должность, которая в советские времена была почти в каждой организации.

— Да, художника-оформителя. Декорировала сцену к спектаклям театра «Цель», рисовала афиши, периодически шила сценические костюмы.

В моей семье понемногу рисовали или шили все: мама — преподаватель черчения и рисования, одна из старших сестер любила шить, другая — рисовать, для них это скорее хобби.

— А Вы объединили оба эти увлечения в профессиональную деятельность?

— Понемногу, постепенно к преподаванию пришла и я. Думаю, не случайно меня настигла педагогическая карма: дед по линии отца был директором школы, сестра — завучем. Из пятнадцати лет, что работаю в ДДТ, восемь — преподаю. Мастерим с дошколятами, веду кружковые занятия по росписи на ткани «Батик».

— Кто-то создает фигуры из глины, композиции из дерева, вышивает, вяжет… В Вашем случае любовь к рисованию слилась с любовью к ткани. Очень бы хотела попробовать эту технику, мне кажется, работа по батику — процесс медитации.

— Возможно, но в нашем с детьми случае это, скорее, брызги энергии. «Батик» дословно переводится как «восковые капли», а за самим термином скрывается несколько способов ручного рисования на различных видах тканей. На ткань наносится рисунок, контур которого покрывается специальным составом, препятствующим растеканию красящих веществ по основе. Мы работаем с красками, которые без профессиональных приспособлений после высыхания закрепляются утюгом на любой ткани, будь то хлопок, шёлк, синтетическая ткань. Стирать такие изделия нужно вручную, при температуре 30 градусов.

— Росписью увлечены только девочки?

— В нашей группе есть мальчик, ходит не первый год. От тех, кто приходит заниматься в учреждения дополнительного образования, в первую очередь нужно желание. На занятия дети ходят с удовольствием и азартом.

— Материалы для занятий ребята приносят сами?

— Да. Эскиз прорабатываем на бумаге и переносим его на ткань. На первых порах можно распечатать любую картинку, наложить на ткань и раскрасить. Это самый простой способ выполнения по аналогии с бумажной раскраской, только на ткани. Если что-то не задалось, с ткани, как, например, с бумаги, изъян не сотрешь, поэтому этот способ — хорошая подстраховка для ребят, кто боится сделать что-то не так.

— Все, что расписывают (шарфы, косынки), практично в применении, можно носить самому и подарить друзьям и близким — здорово!

— Для молодежи особый интерес — футболки, они в приоритете. Расписывали рюкзаки, джинсовки. Но, если выбирают подарок мамам, то останавливаются на шелковых платках.

— С кем работать интереснее — с ребятней постарше или дошкольниками?

— Со всеми. Мне нравится наблюдать, как дети растут, познают мир, развиваются, меняются. Есть те, кого я знаю с трех-четырех лет, когда они ходили в школу раннего развития «Почемучки», «Внеклассники», сейчас ходят на «Батик».

— Батик, работа с бумагой, салфетками… А непосредственно рисование, например, портретов?

— В училище рисовала, получала отметки «отлично». Нет, сейчас точно не рискну взяться за портрет. У художника есть много правил, внутренних установок, среди них: художник должен рисовать каждый день, хоть набросок, и это стремление к работе должно войти в привычку.

— И проявляться художественный энтузиазм должен в полной мере.

— Верно. Если можно так сказать, я сейчас в ином направлении, «отрываюсь» со своими воспитанниками. Мое дело — предложить тему, а далее — видение ребенка, его замысел, который мы вместе реализуем, фантазируем. Свои творческие мысли я с удовольствием раздаю детям.

— В этом и заключается истинное наставничество.

— Вы точно сказали, именно наставником я себя чувствую в первую очередь. Как сказал мудрец: ребенок — не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Стараюсь.

— А методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни.

— Да, в том числе и в умении доводить начатое до конца, не бросать на полпути. Не получается — остановись, передохни, подумай, может, что-то нужно изменить, дополнить, и снова за дело. Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело. И еще немаловажное правило — будьте внимательны к своему труду и уважайте труд других.

— Творчество питается идеями, которые приходят в голову…

— Порой в самый неожиданный момент и становятся идеями фикс. Частенько среди ночи, в начале изучения новой темы, мысли роятся: надо сказать об этом, сделать то-то…

— Елена Борисовна, Вы считаете себя человеком на своем месте?

— Вполне. О столице не мечтаю и уезжать из Ржева не планирую. Здесь обрела личное счастье, друзей, занимаюсь тем, что мне по душе.

— Про портреты спросила. А вышивка?

— Хочу ею заняться. Пока в перспективе, это задумка на будущее. С наскока не принимаюсь за дело, надо созреть и решиться. Так было с батиком — лелеяла, вынашивала идею. Эту технику освоила еще в художественной школе и много лет к ней не возвращалась. Впереди пятнадцать лет трудовой деятельности, многое можно успеть.

— Например, организовать вы-ставку совместных с ребятами работ, вон их в кабинете сколько: ярких, необычных…

— До этого, опять-таки, надо дозреть.

— Что для Вас важнее, процесс творения или результат?

— Процесс — это жизнь, мысли, которые увлекают.

— Представляю, как выглядят стены квартиры творческой натуры…

— В 14 лет могла себе позволить расписать стену, сейчас строим дачу, на одну из стен засматриваюсь. Возможно, удастся приложить к ней руку.

— Елена Борисовна, у педагогов продолжительно завидный в сравнении с другими профессиями отпуск. Помимо подготовки к новому учебному году, как его проводите?

— Смена обстановки, новые впечатления всегда благоприятно влияют на творческий процесс. По возможности стараемся путешествовать по России, люблю Санкт-Петербург, ездим за рубеж. Из каждой поездки привожу с собой массу впечатлений и задумок для работы. Вот в Казахстане не была больше 10 лет, скучаю и когда-нибудь надеюсь увидеть и горные пейзажи, и родных людей.

— День рождения творческой женщины — прямо в мужской день — 23 февраля. Особинка…

— Я — третья дочь и подарок папе, такой себя считала.

Моя семья — моя опора. Муж Олег, дочь Катя и сын Олег. Олег — мое любимое имя со школьных лет. Олег Павлович — так звали нашего замечательного директора школы.

— Через несколько дней женский праздник. Елена Борисовна, от Вас пожелания для всех ржевитянок.

— Мы живем в интересном городе с удачным местоположением, красивой природой. Давайте бережно относиться к окружающему миру, ценить жизнь. А если что-то и требовать, то, в первую очередь, от себя. Хочется, чтобы люди красиво выражали свои мысли, красиво поступали и не ждали, не требовали благодарности. Есть такая пословица: делай добро и бросай его в воду. А вода сама его разнесет…

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

УЧИТЕЛЬ ГОДА-2020

Муниципальный этап ежегодного конкурса профессионального мастерства «Учитель года» в Ржевском районе проходил с 11 по 20 февраля. В нем приняли участие четыре педагога: учитель русского языка и литературы Становской школы Анжелика Изберова, учитель начальных классов Есинской школы Татьяна Бакланова, учитель математики школы им. Обручева Маргарита Прокопченко, учитель немецкого языка Чертолинской школы Яна Щеголева. Участницы преподают разные предметы, работают в разных сельских школах, имеют разный стаж работы, но объединяет их преданность выбранной профессии, увлеченность любимым делом, желание отдавать знания, опыт и сердце детям.

РЖЕВСКАЯ ЗЕМЛЯ ОТПРАВИТСЯ В МИНСК

Торжественная церемония наполнения мемориальной капсулы с землей состоялась в местах ожесточенных боев под Ржевом. Мероприятие прошло в рамках Международной акции памяти «Во славу общей Победы» и при участии членов Совета Федерации РФ и Постоянного комитета Союзного государства.

АЛА-ТОО ИЗ ГРАНИТА В ПАМЯТЬ О ПАВШИХ

На мемориале Советским воинам, что на выезде из Ржева в сторону Осташкова, идет новое строительство. Там, рядом с патриотическим центром и памятником воинам-казахстанцам, возводится монумент в память о погибших на ржевской земле воинах из Киргизской ССР. Еще в декабре прошлого года представители Республики Кыргызстан на заседании Ржевской городской Думы озвучили предложение о строительстве такого памятника и получили одобрение проекта от депутатов.

ПРОКАТИ НАС, ВОЛОДЬКА, НА ТРАКТОРЕ

Это в наши неромантические дни восхищение девчонок вызывают бесполые звезды шоу-бизнеса. А еще совсем недавно, каких-нибудь полвека назад, героями девичьих грез были хорошие рабочие парни: шоферы, трактористы, шахтеры, слесари, сварщики. Словом, те, кто мог достойно, честным трудом обеспечить семью. Настоящий мужчина в то время должен был отработать на производстве, а потом еще и подхалтурить и на огороде «отпахать».