ЛЁТЧИК АЛЕКСЕЙ РАПОТА
Продолжение. Начало в №5
Первым делом — самолёты!
Алексей Никифорович вспоминает, что со своей будущей женой он познакомился по переписке. 1 мая 1942 года на праздничном митинге личного состава полка сначала выступил командир, потом комиссар. Зачитали приветственную телеграмму Военного Совета 1-й воздушной армии. И уже в самом конце сообщили, что есть ещё поздравления от студенток Московского педучилища.
— И мне, — продолжает Алексей Никифорович, — как секретарю комсомольской организации комиссар поручил написать ответ. Написал, он кое-что подправил: «Всё хорошо, можешь отправлять!». Но я перечитал и подумал, ну что это за письмо? Словно какая-то газетная агитка — «Летаем! Бьём врага и добьёмся Победы!». И тогда я, никому ничего не говоря, в конце сделал маленькую приписку: «Девушки, у нас все ребята молодые, холостые, но у некоторых родители остались на оккупированной территории, так что им просто некому писать. И они будут очень рады, если вы им напишете самые простые тёплые слова». И перечислил фамилии двенадцати наших лётчиков. А в их письме было три подписи: профорг Киселёва, комсорг Макарова и староста группы Шлыкова. И последняя меня немного заинтересовала. Вспомнил просто, что у графа Шереметьева вроде была актриса с такой фамилией. И я решил послать на её имя маленькую записочку: «Таня, а вы, если можете, ответьте мне». И вдруг вскоре стали приходить письма. Ребята, конечно, удивились. Даже командиру пришло одно письмо, за что я получил от него по холке. Но самое первое пришло письмо мне от Тани. Вот так в мае 1942 года и началась наша переписка…
12 мая 1942 года 666-й легкобомбардировочный авиационный полк был обращён на формирование 884-го смешанного авиационного полка (884-й сап), Алексею Рапоте было присвоено звание лейтенанта.
РЖЕВ. В СОСТАВЕ 884-ГО САП
Командиром 884-го сап был назначен майор И.И. Илларионов, военным комиссаром полка — батальонный комиссар Лаврёнов. Полк был вооружён самолётами У-2 или По-2 — одномоторными двухместными бипланами и находился в оперативном подчинении 30-й армии Калининского фронта.
Летние ночи короткие. В один из дней полку была поставлена задача: нанести удар по скоплению боевой техники и складам с горючим противника в лесу, севернее Ржева. Экипажу (командир Василий Семченко, стрелок — бомбардир Алексей Рапота) поставлена персональная боевая задача: бомбить зажигательными бомбами, чтобы не только нанести врагу потери, но и вызвать пожар — это было главным! Все остальные экипажи, вылетевшие позже, могли без труда выходить на цель и наносить удары уже фугасными и осколочными бомбами. Экипаж У-2 взлетел, как только стало темнеть. Пилоты вышли к Ржеву, отыскали цель. Фашисты открыли ураганный огонь, но Рапота успел сбросить зажигательные бомбы. Самолёт на предельной скорости со снижением стал уходить на свою территорию. Алексей посмотрел в сторону леса и увидел, как поднимаются над верхушками деревьев дым и пламя.
После приземления комполка объявил экипажу благодарность и представил к правительственным наградам. На сайте «Подвиг народа» размещён наградной лист, по которому Алексей Рапота был представлен к награждению орденом Красного Знамени: «…Молодой, быстро растущий командир, отличный штурман, является примером для других. За отличное выполнение боевых заданий имеет ряд благодарностей от командования. Совершил 27 боевых вылетов ночью, во время которых разрушил и сжёг 23 дома, уничтожил 13 автомашин с вражеской пехотой и грузами. Над территорией, занятой противником, сбросил 15 тысяч листовок».
СТИХИЯ ВОЙНЫ ЕСТЬ ОПАСНОСТЬ
884-й смешанный авиаполк 30-й армии принимал активное участие в первой (31 июля 1942 — 20 октября 1942 гг.) и второй (25 ноября 1942 — 20 декабря 1942 гг.) Ржевско-Сычёвских наступательных операциях войск Западного и Калининского фронтов.
Так как авиаполк был смешанным, иногда самолёты использовали и в интересах связи и управления войсками. И вот однажды во время такого задания погиб командир экипажа Рапоты. Офицера связи надо было срочно доставить в штаб Западного фронта. Вместо Алексея этот связист и полетел. Чтобы не засекли, летели на предельно малой высоте. Но немецкий истребитель сбил По-2. По данным ОБД — Мемориал, командир экипажа 884-го сап младший лейтенант Василий Семченко погиб 22 сентября 1942 года в районе аэродрома Климово.
Генерал Алексей Рапота вспоминает: «Но, конечно, основные потери полк нёс в ночных вылетах. Бывало, и сбивали, но опаснее всего — усталость. На третьем или четвёртом вылете уже смертельно хотелось спать. Так у нас погибли два или три экипажа. Самолёты с полным боезапасом просто врезались в землю… Хотя на По-2 дублированное управление, и в крайнем случае штурман мог вести самолёт из своей кабины. Но у меня, например, был такой случай, когда мы оба уснули. К счастью, вовремя проснулись и пришли в себя. Но подобное имело место лишь при полёте над своей территорией. За линией фронта весь сон снимало сразу. Для нас что главное? Не уснуть и не замёрзнуть! Другие лётчики-истребители, штурмовики, пилоты бомбардировщиков относились к нам, летавшим на самолётах-бипланах У-2, «кукурузниках» (они активно использовались в сельском хозяйстве для обработки посевов удобрениями и пестицидами), с сочувствием. Их самолёты были действительно защищёнными. У штурмовиков Ил-2 корпус был бронированный, в некоторых самолётах присутствовало отдельное место для стрелка. Мы же были абсолютно беззащитны. Если тебя засекут, считай, что самолёт фактически сбит.
На вопрос корреспондента: «А Вы сами могли поднять и посадить самолёт»? — Алексей Никифорович отвечает: «Конечно, мог! Это было нужно, прежде всего, мне самому. Ведь нередки были случаи, когда лётчик бывал ранен или даже убит. Поэтому подобный навык иметь было жизненно необходимо. Ещё раз напомню, что парашютов у нас не было. Так что, если самолёт не сбили, он обязан вернуться!»
На сайте «Подвиг народа» есть наградной лист, по которому приказом командующего Западным фронтом от 17 сентября 1942 года лейтенант А.Н. Рапота был награждён орденом Красной Звезды: «Отличный штурман. При выполнении боевых заданий проявляет находчивость, мужество и бесстрашие. Летает в сложных метеоусловиях, всегда отлично выполняет боевые задания. За период пребывания на фронте совершил 184 успешно выполненных ночных боевых вылета. Сбросил на противника 15112 килограммов бомб. Разрушил и повредил 8 построек, 2 блиндажа, разбросал над территорией противника 223000 листовок. За период Ржевской операции с 1.08. по 26.08.42 совершил 59 успешных боевых вылетов. Сбросил на противника 5100 килограммов бомб. Разрушил 4 постройки, 1 блиндаж, создал 4 очага пожара, повредил переправу через Волгу».
НУ, А ДЕВУШКИ? А ДЕВУШКИ — ПОТОМ!
Алексей с мая по октябрь 1942 года писал студентке Татьяне в Москву чуть ли не каждый день. В октябре другу Алексея Сашке Ильяновичу командир полка поручил перегнать самолёт на замену двигателя в авиамастерские на станции Купавна под Москвой. Друг предложил Рапоте подойти к комполка с просьбой отпустить его в Москву на два-три дня: мол, в Москве проездом его брат… А комиссар о переписке всё знал. Выходит из соседней комнаты и говорит: «А твой брат, случаем, не в юбке?!» Алексей со стыда чуть сквозь землю не провалился… Но комполка только рассмеялся и командировал лейтенанта Рапоту в Москву для получения боевой техники. Прилетели в Москву, сдали самолёт в ремонт, и Сашка без стеснения повёз Алексея на Загородную улицу, где жила Татьяна. Мама увела её к соседке, и там нарядила в самое лучшее платье — ведь жених на смотрины приехал! Ну и жених-то был хоть куда — уже офицер, в красивой лётной форме, да ещё с двумя боевыми орденами! Вот так они в первый раз друг друга и увидели…
Эти два дня в октябре Алексей с другом Александром гуляли со студентками по Москве. И Алексей с Татьяной решили пожениться.
А перед Новым годом командир предоставил Алексею Рапоте отпуск на целую неделю — жениться. Под Новый 1943-й год сыграли свадьбу, на ней было шесть человек. 2 января Алексей и Татьяна пошли расписываться. Приходят в ЗАГС, там сидит женщина лет тридцати пяти. Невеста отдала ей паспорт, а у жениха паспорта нет, только временное удостоверение личности… Она вертит его в руках, не знает, куда штамп поставить: оно же маленькое по размеру. Ситуация сложилась весёлая, но всё-таки сотрудница ЗАГСа поставила штамп на последней странице. Так во временном удостоверении лётчика появилась официальная запись о создании новой семьи. После Алексея ещё трое лётчиков женились по этой переписке. Вот только до седых волос дожил один только Рапота…
А весной 43-го, когда в штабе полка освободилась должность писаря, Алексей попросил командира принять туда его супругу. Татьяна дошла с полком до Смоленска, а в ноябре 1943 года уехала домой рожать первого сына — Григория…
Подготовил Валерий СТОЯНОВ
Окончание в следующем номере