СТАРТ В БУДУЩЕЕ

Заканчиваются экзамены, и очень скоро выпускникам-2020 нужно будет принимать решение о выборе будущей профессии. Кто-то уже давно знает, кем станет, а есть те, кто до сих пор колеблется. А ведь так важно не ошибиться, не пройти мимо той самой дороги, которая приведет к удовлетворенности и самореализации. Ведь любимая работа — настоящее счастье.

Ирина Викторовна Багаутдинова отдала однажды выбранной профессии 32 года жизни. Хотя выбор ее, как это часто бывает, на первый взгляд, был случайным. Сама она никогда не посещала дошкольное учреждение. Знакомая, которая училась на воспитателя, однажды рассказала, какой это удивительный мир — детский сад. И Ирина решила переступить его порог хотя бы в роли педагога, поступила в Торжокское педагогическое училище, а потом получила и высшее педагогическое образование. Быть воспитателем ей безумно понравилось. Именно педагогика дает возможность видеть весь процесс изменений, происходящих в маленьком человеке, который, как росточек, впитывает в себя все лучшее, что есть в окружающем его мире. О своей профессии она, кажется, может говорить бесконечно. Поэтому просто предоставим слово профессионалу, человеку, который находится на своем месте и влюблен в дело своей жизни.

ВЫРАСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА

— Ребенок приходит в детский сад, не имея ни багажа знаний, ни порой простейших навыков самообслуживания. На твоих глазах он начинает перенимать опыт, впитывает в себя всё, как губка. Наблюдать за этим процессом, способствовать ему — истинное удовольствие. На твоих глазах, с твоей помощью дети учатся общаться, слышать друг друга, дружить. Конечно, педагог должен отдать немало душевного тепла, любви, терпения, поделиться своим опытом и знаниями. Но взамен он получает гораздо больше! От детей исходит непередаваемая положительная энергетика. Это знает каждый педагог, искренне отдающий себя профессии. Важно лишь все плохое, негативное, все свои беды и несчастья оставлять за порогом детского сада. Именно этому учили меня, именно этому я учу сейчас наших молоденьких воспитателей. Равнодушным, эмоционально холодным людям в дошкольной педагогике не место. Не всякий человек может стать членом педагогического коллектива дошкольного учреждения. Ведь можно очень любить детей, но так и не научиться их воспитывать; можно обладать талантами и умениями, но не уметь учить, передавать их другим. Человеку, который собирается стать воспитателем, важно понимать: он почти целый день будет проводить с детьми, но при этом должен тесно и регулярно взаимодействовать и с родителями. А вот именно к этой очень важной части работы оказываются готовыми далеко не все.

НЕРАЗРЫВНОЕ ТРИО

О партнерском взаимодействии с родителями стоит сказать отдельно. Настоящий педагог понимает; только в тесном контакте дошкольного учреждения и родителей можно достигнуть максимальных результатов в воспитании малышей. Но именно сейчас это особенно актуально: порой приходится воспитывать не только детей, но и некоторых родителей, объяснять, что и ребенок — тоже личность, требующая уважения, внимания, терпения, особого подхода. Большинство наших родителей — это дети 90-х. Им пришлось расти в очень сложных условиях. Ломались устои и обесценивались идеалы, родители не могли уделять детям достаточно времени, так как приходилось искать средства для выживания. Это было непонятное, смутное время. Время хлынувшей негативной информации, время вседозволенности. Эти дети сейчас сами стали родителями. И когда они приводят своих детей к нам, иногда приходится потихонечку воспитывать сначала их самих. И очень радует, что чаще всего нас слышат и мы находим общий язык.

Одним из наиболее печальных последствий бездушных разрушительных процессов 90-х является потеря уважения к педагогу, формирование потребительского отношения к этой профессии. Можно долго говорить о причинах, но лучше всем вместе искать пути решения, выхода из сложившейся ситуации. И самым действенным инструментом для этого я считаю этакий «любящий треугольник»: дети — родители — детский сад. Что мы вместе в ребенка вложим, какое отношение к жизни и людям сформируем, то и увидим в следующем поколении.

О СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

— Попытка отбросить колоссальный опыт, накопленный в советское время, разрушить прочнейший заложенный тогда фундамент, было несомненной ошибкой. Ведь в СССР была наработана огромная методическая база, которая не исчерпана и по сей день. Над её созданием трудились целые учёные коллективы! Конечно, нужно и важно использовать и мировой опыт, например, методики Марии Монтессори, других педагогов. Но когда в 90-е годы буквально топором решили отрубить всё советское, а значит, «плохое», и принять все западные «хорошие» модели без анализа, без учёта нашего менталитета, мы едва не оказались в тупике. Я — убежденный сторонник того, что все новшества, передовой опыт мировой педагогики нужно очень умело, грамотно, продуманно, дозированно «высаживать» на нашу благодатную почву.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Удастся ли нам, словно отмотав время назад, исправить упущенное, недоработанное, испорченное? Я по натуре — оптимист. В жизни человека и общества существуют благоприятные периоды, которые называются сензитивными. В это время как раз и можно что-то исправить, скорректировать, доработать. Многие родители охотно идут на контакт, прислушиваются к советам, занимаются самообразованием, уделяют много внимания и времени своим детям. Возможностей для восполнения пробелов, развития у взрослого человека в наши дни более чем достаточно. Мы же со своей стороны охотно помогаем им во всем. У нас существуют родительские клубы, ведется индивидуальная работа. Не побоюсь снова повторить: работа с родителями — это очень важная часть работы хорошего педагога. Причем это взаимодействие начинается даже раньше, чем ребенок первый раз пришел в группу. Первая встреча педагогов с родителями происходит еще на этапе оформления ребенка в детский сад. Именно в этот момент мы нацеливаем родителей на сотрудничество, объясняя, что главное воспитание ребенок получает в семье, а мы лишь их верные помощники в этом важнейшем процессе.

СМЕЛО ВЗГЛЯНУТЬ ПРОБЛЕМЕ В ЛИЦО

— Не могу не затронуть проблему, которая приобретает все большую актуальность в наши дни. Это дети с определенными особенностями развития. Таких детей с каждым годом становится больше. Я не имею в виду серьезные, явные заболевания. Речь идет о таких проявлениях, как гиперактивность, проблемы аутического спектра. Безусловно, каждый маленький человек индивидуален. Но очень важно вовремя помочь таким детям адаптироваться в жизни. Мне эта тема особенно близка, так как я имею профильное образование и опыт работы в детском саду корректирующего вида. И я знаю, что с такими детьми можно и нужно работать именно на этапе дошкольного образования. И здесь очень важно, чтобы педагог, который раньше всех начинает наблюдать определенные особенности у ребенка, не утаивал эту информацию от родителей. Конечно, в этой ситуации он выступит неким носителем недобрых вестей. Ведь родители чаще всего стараются не замечать неприятных вещей, связанных с нашими детьми. Именно поэтому мы нацеливаем педагогов на принятие определенных мер. У нас работают узкие специалисты: психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре. Совместно с медицинским работником мы изучаем медкарту ребенка и обязательно доносим информацию до родителей. Обращаем внимание, если что-то идет не так; ребенок не воспринимает голос взрослого, не пытается взаимодействовать с детьми и воспитателем, не может контролировать свою двигательную активность. И советуем родителям посетить детскую поликлинику, показать ребенка врачу. И тем самым переходим в разряд гонцов, несущих дурные вести. Но мы никогда не отказываемся работать с таким ребенком! Мы хотим вместе с родителями ему помочь. И очень многие нас слышат. И в этот детский сензитивный период многое поддается лечению или коррекции. Может быть назначено эффективное медикаментозное лечение или применены современные психологические методики. И восприятие родителей постепенно меняется, рушится стена страха и отрицания. И это замечательно!

ПРИХОДИТЕ К НАМ РАБОТАТЬ

Я хочу сказать всем ребятам, которые задумываются о выборе профессии педагога дошкольного образования: идите к своей мечте, не сомневайтесь! Особенно хочу обратиться к мальчикам. Мы все смотрели замечательный фильм «Усатый нянь». У нас в Ржеве нет ни одного мужчины-воспитателя, но в Твери их уже двое. Немало воспитателей-мужчин в столице и других крупных городах. Ведь было время, когда педагогика была исключительно мужской профессией. Поэтому пора сильному полу в нее возвращаться! Те немногие представители сильного пола, которые есть в детских садах — дворники, сторожа, являются предметами обожания малышей.

А в целом, я уверена, что будущее дошкольного воспитания — это современные, грамотные, увлеченные своим делом педагоги. Очень надеюсь, что и некоторые из вас, дорогие юноши и девушки, окажутся в их числе!

Ольга ДАБУЛЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *