МОЯ ПОЕЗДКА В СОЛНЕЧНЫЙ УЗБЕКИСТАН

Окончание. Начало в №№ 51, 2

Ровесник Рима — Самарканд

Наступила суббота, и мы отправились в столицу империи Тамерлана — Самарканд. На машине ехали из Ташкента пять часов — хорошая дорога, везде можно купить свежевыжатый гранатовый сок, дыни, гранаты, виноград, сухофрукты, мёд.

Самарканд внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его невероятные медресе, мечети и мавзолеи, покрытые восточными узорами, пёстрые торговые ряды и колоритные жители с их южным гостеприимством и темпераментом производят по-настоящему яркое впечатление.

У Самарканда долгая и сложная история: самым ранним из найденных здесь артефактов больше 2700 лет, что делает город как минимум ровесником Рима. Его не раз завоёвывали, обращали в руины и отстраивали заново. Одна из важнейших точек Великого шёлкового пути, разрушенная Чингисханом и возрождённая Тамерланом в качестве столицы империи, — каждая эпоха оставила свой архитектурный след.

Не сохранивший единого исторического центра Самарканд не выглядит столь цельным, как Бухара или Хива: мавзолеи и медресе, дореволюционные купеческие особняки, советские пятиэтажки и деревянные домики частного сектора стоят вперемешку.

Приехав в Самарканд, мы сразу пошли на площадь Регистан. Здесь было много молодожёнов с родственниками. К нам относились дружелюбно, уступали места для фотографирования, улыбались, спрашивали, откуда мы.

Самый узнаваемый символ Самарканда — архитектурный комплекс, образованный тремя медресе XV-XVII веков. Симметричные здания с голубыми куполами и стройными минаретами по вечерам становятся экранами для трёхмерного лазерного шоу, рассказывающего об истории Узбекистана.

Мавзолей Гур-Эмир

В семейной усыпальнице династии Тимуридов под исполинским лазоревым куполом покоятся сам Тимур Тамерлан, его наставники, сыновья и внуки. Но под надгробиями в большом богато украшенном зале под золотым потолком ничего нет — сами могилы спрятаны за неприметной дверью в глубине склепа. Экскурсий туда не водят, ссылаясь на легенду о проклятии могилы Тамерлана. Гиды любят рассказывать, как иранский полководец Надир-Шах попытался увезти нефритовое надгробие Тимура, но быстро вернул, потому что в его стране начались землетрясения, эпидемии и прочие бедствия. Как группа советских учёных вскрыла могилу в июне 1941 года — и на следующий день началась Великая Отечественная война. И как останки Тимуридов были перезахоронены с почестями в ноябре 1942 года — аккурат накануне битвы за Сталинград, переломившей ход войны.

Мавзолей Рухабад — одно из самых древних зданий города, позволяет представить, каким был Самарканд до того, как Тамерлан решил превратить его в столицу империи. Мавзолей Рухабад всегда был одной из самых почитаемых святынь Самарканда, и сам Тамерлан, проезжая мимо, спешивался.

Некрополь Шахи-Зинда, комплекс мавзолеев у подножия Афросиаба — самая древняя из архитектурных достопримечательностей города и одна из самых впечатляющих. 11 средневековых усыпальниц так богато украшены снаружи и внутри, что кажутся компьютерным спецэффектом — хочется коснуться руками сложной фигурной майолики, чтобы убедиться, что она реальна.

Шахи-Зинда, где среди прочих погребены двоюродный брат пророка Мухаммеда и его ближайший сподвижник, — это одна из важнейших святынь Средней Азии, после двух паломничеств сюда человек считался очистившимся от всех грехов.

Махалля — это квартал со старой одноэтажной застройкой, из каких прежде состояли все города Средней Азии. Махалляи Яхудиен — один из крупнейших среди сохранившихся в Самарканде. Когда-то здесь жили бухарские евреи, сейчас их уже почти не осталось, в остальном же квартал ничуть, кажется, не изменился за последние пару сотен лет. Здесь до сих пор не запирают дверей, дети играют на улицах в фантики, по дворам бродят цыплята, а на ветках гранатов покачиваются клетки с канарейками. Путаные закоулочки, тупики и дворики — навигаторы, не справляясь, часто показывают эти районы на карте как большое белое пятно. Заблудиться легко, но приятно: местные общительны и радушны, предлагают чаю, зовут в гости и помогают выбраться.

Крупнейшую в Средней Азии мечеть Биби-Ханым Тимур построил после своего триумфального индийского похода и назвал в честь любимой жены (здесь же находится и её мавзолей). По одной из легенд, строительство заказывала сама Биби-Ханым, желая сделать мужу сюрприз, но вышел не подарок, а скандал — молодой зодчий влюбился в красавицу и нарочно затягивал работы, за что в итоге был казнён. Но историки уверяют, что супруга Тимура к тому моменту уже была почтенной матерью семейства, Тамерлан же разгневался из-за того, что строение выходит недостаточно монументальным, потому велел ответственного за стройку казнить, а проект переделать, добавив размаха. Вышло действительно грандиозно: впечатляет не только само здание и его высоченные минареты, но и исполинских размеров мраморный постамент для корана, сделанный по приказу внука Тимура Улугбека.

Огромный холмистый пустырь на северной окраине — всё, что осталось от древнего Самарканда, разрушенного Чингисханом. Руинам, на которых так больше никто и не поселился, дали имя в честь одного из мифических царей. В расположенном у городища музее истории Самарканда вы можете узнать, как Афросиаб выглядел в далёком прошлом, а также увидеть фрески и другие исторические находки, сделанные здесь археологами. А затем непременно прогуляйтесь по холмам — с высоты этих некогда сложенных из саманных кирпичей, а ныне снова ставших просто глиной стен открывается впечатляющая панорама современного города.

Сувениры на память

Что привезти из Узбекистана? Конечно же, радужную шёлковую ткань — хан-атласе. Это символ узбекского народа, часть мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Приобрести ткань и изделия из неё можно в любом магазине тканей в Ташкенте или на базаре Чорсу.

Ещё один популярный сувенир, конечно же, национальный головной убор — тюбетейка. Отличным подарком станут и восточные сладости. Здешняя халва готовится на основе муки, поэтому выглядит как плотные разноцветные брусочки. А щербет оказывается сладким батончиком из патоки с орешками и цукатами. Стоит попробовать нават — сахарные леденцы из виноградного сока, лимонную карамель парварда, похожий на плотную сахарную вату пашмак и ореховые шарики янчмиш. А ещё рахат-лукум, пахлава, чак-чак и нуга с орешками… Интересный экзотический гастро-сувенир — курт, шарики из сухого ферментированного творога. Они бывают сладкими, солёными, пряными, их можно грызть или рассасывать, добавлять в супы и другие блюда. Или растворить в минералке, чтобы получить лёгкий кисломолочный освежающий напиток.

Связь и деньги

Большинство отелей Ташкента предлагают бесплатный Wi-Fi, однако хорошее качество, как правило, лишь в гостиницах высокой категории.

Терминалы Uzcard принимали российские карты МИР, но сейчас их обслуживание приостановлено на неопределённый срок. Российские рубли на рынке Чорсу принимают крайне редко, да это и невыгодно. Так что лучше иметь местные сумы либо доллары.

В магазинах есть все, много российских продуктов. На каждом шагу — торговые центры, где представлены бренды, которые покинули РФ. На улицах много молодых девушек, одетых по последней моде, с накачанными губами и наращёнными ресницами… Часто можно встретить женщин и в национальной одежде. Дресс-кода на улице нет, но целесообразнее надевать невызывающие наряды.

Много дорогих машин, но в основном китайские. Здесь также собирают автомобили Daewoo, Chevrolet, Isuzu, Peugeot, Citroen, и Fiat.

Лучшее время для поездки в Узбекистан — вторая половина весны и осень: в первом случае застанете красивое цветение, во втором — урожай фруктов и овощей. Летом же здесь настоящее пекло, температура поднимается до сорока с лишним градусов. С конца ноября и до середины марта заметно холоднее, бывают дожди, снег, ночные заморозки. Нам повезло: всю неделю было плюс 15-22 днем, утром 9-10 градусов.

Елена МАСЛАКОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *