ПРОЙДЁМ ПО РЖЕВСКИМ УЛИЦАМ

Продолжение. Начало в № 26, 28-36

Высокий берег Волги от Соборной горы к Смоленскому кладбищу в начале XX века тесно застроен. Односторонняя набережная не имела названия, обрамляя собой Князь-Федоровскую сторону города. В честь кого она названа?

Потомок Рюриковичей, внук и племянник великих князей московских Федор Волоцкий после смерти отца стал князем удельного Волоцкого княжества (с центром в современном Волоколамске). Одновременно вместе с братом получил половину Ржева с кремлём. Так появилось понятие Князь-Федоровская сторона. (Подробнее об этой исторической личности — в книге О. Кондратьева и В. Рыбкина «Ржев в прошлом и настоящем»).

Каменные здания в районе моста нам уже знакомы: городская управа, церковь Николая Чудотворца на Никольском бульваре, банки Государственный и братьев Рябушинских. А далее идут деревянные дома, типичные для Ржева, двухэтажные в три окна. У одного видна вывеска «Герман» — здесь ателье известного фотографа.

Под берегом — несколько островов с плотиной. На них водяная мельница, единственная в Ржеве, принадлежавшая с середины XIX века братьям Болоболиным. В 1913 году Иван Болоболин передал ее в дар городу. По имени владельца мельницу упоминали в документах, пока она существовала (до конца НЭПа).

На островах гуляли гимназисты, мещанская молодёжь. Сюда добирались на лодках, взятых напрокат, проводили время с песнями и кострами.

А по берегу ряд одноэтажных, уже более бедных домишек заканчивается солидным огороженным зелёным массивом. Это дача (усадьба) Филиппова, с большим домом и хозяйственными постройками. Тертий Филиппов (1825-1899) — сын аптекаря, сумел окончить Московский университет и несколько десятилетий служил государственным контролёром (ранг министра, чин действительного статского советника). Россия Тертия Ивановича знала также на ином поприще. Музыкальный и певческий талант, страсть собирателя, частое пребывание в родном городе с его песенной культурой — и вот записаны, изданы и спасены для будущего многие песни, идущие из глубины веков и называемые «народными».

И в столицах общение не только с чиновниками; друзья — известные писатели, философы, среди них драматург Островский, приезжавший в Ржев к Тертию Ивановичу и любовавшийся живописным городом с высокого берега Князь-Федоровской стороны. Одно из последних деяний для русской культуры — приглашение на музыкальный вечер в свой петербургский дом приехавшего из провинции малоизвестного Федора Шаляпина. Музыкальный бомонд признал молодого певца. Филиппов раскрыл ему мощь своего любимого Мусоргского и, можно сказать, благословил на участие в «Борисе Годунове», принесшее шумный успех.

О Тертии Филиппове неоднократно писали местные краеведы. Его деятельность заслуживает серьезного исследования, и база для этого солидная.

Дом принадлежал позднее Сергею Тертиевичу, сыну государственного контролёра. После революции здесь был детский дом-колония, перед Великой Отечественной — интернат для глухонемых детей. Время унесло постройки, почти весь парк, но ржевитяне привычно зовут остатки зелёного массива «Филиппова дача».

Здесь в начале века заканчивался Ржев, шли огороды зажиточных горожан. Дорога выходила к Смоленскому кладбищу. А на берегу Волги лесопильни Соколовского и Симоновых перерабатывали брёвна, сплавляемые с верховья.

СМОЛЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ

На высоком берегу Князь-Федоровской стороны находится Смоленское кладбище — один из трёх старинных некрополей, сохранившихся в Ржеве (на плане города 1908 года их обозначено 6).

Каменная кладбищенская церковь построена в 1861 году, имелся престол Смоленской Божьей Матери. В ограде находился ещё один храм в честь Святого Великомученика Георгия, возведенный тремя годами ранее на месте деревянной часовни. (Главное отличие часовни от церкви — в размерах и отсутствии алтарной части. Часовня — как бы вариант церкви с упрощённым ритуалом службы. Часто являлась предвестником будущего храма, в этом случае к ней пристраивался алтарь. В интерьере обычно имелись иконы и крест, иногда иконостас).

В начале прошлого века на кладбище находились деревянная часовня в честь Смоленской Божьей Матери и ещё одна, «в ограде». Последняя, скорее всего, из тех, что строились над могилами знатных особ. Им давались значения надгробных памятников или усыпальниц. Прихожан кладбищенская церковь не имела. Священник вызывался сюда служить молебны, панихиды, отпевать умерших.

Церкви и часовни были за-крыты в 30-е годы, разрушены в ходе Великой Отечественной войны и не восстановлены.

КАЗАНСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Названия «Казанский край» и «Казанское кладбище» настолько прижились в сознании ржевитян, что, когда силами верующих и методом народной стройки были восстановлены сначала часовня, а потом и само помещение церкви, расположенной возле этого известного некрополя, упоминавшегося ещё в документах XVIII века, и появилось название «Вознесенский собор», многие жители города, особенно молодые, недоумевали: а где же слово «Казанская»?

Между тем «Тверской епархиальный сборник» начала века говорит о Вознесенской кладбищенской церкви, построенной в 1855 году, с каменным холодным престолом Вознесения Господня. При ней отдельная теплая церковь Казанской Божьей Матери — во втором этаже каменного дома, в нижнем — устроено помещение для сторожа и церковного хозяйства. Здесь же с 1851 года каменная часовня, посвященная местночтимой Божьей Матери. Со временем, видимо, стерлось название Вознесенское кладбище, и оно стало именоваться Казанским.

Церковный староста в 1900 году — потомственный Почётный гражданин Ржева Алексей Софронов. Прихожан нет. Под кладбище в это время передано более гектара земли.

Во время Великой Отечественной войны часовня, здание Вознесенской церкви сильно пострадали, а Казанская церковь была полностью разрушена. Исчезла былая красота архитектурного ансамбля, которую теперь можно увидеть только на старой фотографии.

Прошли годы, прежде чем Вознесенский собор был восстановлен, а на развалинах Казанской церкви построен каменный дом для служебных помещений и библиотеки. Сейчас уже новое поколение ржевитян посещает богослужения в храме, а также любуется отблеском его куполов. Собор обнесён металлической оградой, а под крутым берегом, как и встарь, неспешно бегут волжские воды…

БОЛЬШАЯ ИЛЬИНСКАЯ — УЛИЦА ЛЕНИНА

Главную улицу Князь-Дмитровской стороны — Большую Спасскую — как бы продолжает, минуя Волгу, главная улица Князь-Федоровской стороны — Большая Ильинская. Короткая, всего лишь в пять кварталов, одним концом она выходит на обрыв Волги, другим — на осташковскую и старицкую дороги.

Судя по снимкам начала века, Большая Ильинская мощена булыжниками, и тяжёлые возы со льном, зерном и самыми разными товарами, притекающими в Ржев со стороны Селижарово, Осташкова, Старицы, не превращали улицу в месиво, как большинство других.

Стояла на улице с 1854 года каменная Богородицерождественская церковь. Если судить по бытующим легендам о подземных ходах под ней, существовала здесь и более ранняя, деревянная. Один из приделов церкви носил имя Тихвинской Божией Матери, а другой — пророка Илии. Отсюда церковь и стала называться Ильинской, и улица получила свое название. Рядом — каменные здания часовни и свечного заводика. Прихожане — только городские, в 1900 году свыше полутора тысяч человек.

Находился церковный комплекс, окруженный старыми деревьями и красивой оградой, на углу Большой и Малой Ильинских улиц (теперь улицы Ленина и Бехтерева, со стороны «Аптеки»).

Церковь действовала до 1930-х годов. После закрытия здание приспособили под универмаг (крупнейший в городе). Война уничтожила и его.

Вокруг в начале века — двухэтажные, часто каменные, особняки. Некоторые сохранились и поныне (Выставочный зал, здание технического университета).

На снимке мы видим красивое здание Земского собрания, здесь же земская управа. Земство — орган местного самоуправления, созданный по земской реформе 1864 года. Входили в состав уездного собрания известные помещики (Лутковские, Квашнины-Самарины, Чаплины), купцы, крестьяне. О деятельности ржевского земства в устройстве школ, библиотек, медицинских пунктов, в том числе больницы в Ржеве — разговор отдельный.

В конце прошлого и начале этого века в этом перестроенном в трёхэтажное здании размещались управление сельского хозяйства и прокуратура. Заканчивалась Большая Ильинская Конной площадью. Здесь шла торговля основным транспортным средством России до появления автомобилей. Здесь же — возы с сеном, овсом, продажа телег, упряжи. Естественно расположение рядом слободы (теперь улицы) Кузнечной, у поймы Холынки. Кузнецы не сохранились, но название говорит само за себя. Впрочем, ремесленные слободы в этом районе известны столетиями. Сказывалось удобное расположение: сходящиеся здесь несколько трактов и
полноводная (судоходная даже!) Холынка.

Продолжение следует

(Публикация подготовлена по архивам «РН» 1996-98 гг.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *