Елена Вячеславовна Пикус, завуч Детской школы искусств № 2 им. А.Г. Розума: ШКОЛА, ГДЕ ЖИВЁТ ВДОХНОВЕНИЕ

— Елена Вячеславовна, расскажите нашим читателям, что такое школа искусств? Как проходят занятия в ДШИ № 2 им. Розума?

— Школа искусств — это полноценное учебное заведение. Здесь всё серьёзно: учащиеся осваивают разные предметы и дисциплины. Тут, как и в обычной школе, есть зачёты и экзамены, а по окончании выдается свидетельство. Преподаватели школ искусств имеют профильное творческое образование, которое не всегда есть у их коллег из кружков по аналогичным направлениям. Школа искусств — это первая ступень в системе подготовки творческих кадров.

Перечень образовательных программ достаточно широк — от предпрофессиональных (в области музыкального, изобразительного, хореографического, театрального искусств) до общеразвивающих по различным направлениям, включая раннее обще-эстетическое развитие (танец и ритмика, рисунок и лепка). Предпрофессиональные разработаны на основе и с учётом федеральных государственных требований, с целью выявления одаренных детей, раскрытия и развития их индивидуальных способностей, а для наиболее одарённых — ранняя профессионализация для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.

— Среди выпускников школы немало тех, кто в будущем выбрал творческие специальности, так?

— Да, наша школа за 44 года выпустила немало талантливых художников и музыкантов, танцоров и артистов. В этом году Ульяна Мельничук (преп. В.Н. Гусева) стала студенткой Тверского колледжа культуры им. Н.А. Львова по курсу «Актёрское искусство» (совместный курс с Тверским драмтеатром). Карина Багдасарян и Виктория Артюх (преп. В.Ю. Кутузова) выбрали направление «Хореографическое творчество» в этом учебном заведении, а Анна Есаян (преп. И.В. Прямова) — «Изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство». Антон Федоров (преп. И.Б. Бусуринова) поступил в Тверской художественный колледж им. А.Г. Венецианова.

— Как Вы считаете, в каком возрасте лучше поступать в школу искусств?

— На предпрофессиональные программы принимают детей с 6,5 до 12 лет, на общеразвивающие — с 6 до 17 лет. Верхняя граница возраста размыта, потому что она зависит от направления обучения. А на программы общего эстетического развития можно отдать ребёнка с 3,5 лет.

— Сколько длится обучение?

— Предпрофессиональные программы — от 5-6 до 8-9 лет, общеразвивающие — от 2 до 7 лет, раннее общее эстетическое развитие — от года до 3 лет.

— Давайте поговорим о том, что даёт обучение в школе искусств.

— Это очень интересная тема. Как правило, в процессе развития ребёнка родителями, воспитателями и педагогами много внимания уделяется письму, счёту, чтению. За всё это отвечает левое полушарие головного мозга. Однако для формирования гармоничной личности необходимо развивать оба полушария. Для развития правого полушария просто необходимо заниматься различными видами искусства: музыкой, танцами, театром, живописью. Ко всему, занятия искусством благоприятно влияют на развитие интеллекта, помогают ребёнку учиться мыслить творчески, формируют положительную самооценку и уверенность в себе, учат наблюдать, анализировать, размышлять, интерпретировать, развивают нестандартное мышление, память, речь, внимание. В целом, расширяют кругозор и знакомят с культурной средой всего мира.

— Расскажите, пожалуйста, о музыкальном отделении.

— Музыкальное отделение ДШИ № 2 им. А.Г. Розума представлено направлениями: фортепиано, струнные инструменты (скрипка), народные инструменты (баян, аккордеон, гитара), эстрадное пение. Обучение развивает у детей слух, память, чувство ритма, эмоциональность. Игра на музыкальном инструменте улучшает координацию и мелкую моторику, что благоприятно сказывается на развитии мозга. Пение расширяет возможности дыхательного аппарата, уменьшает количество простудных заболеваний. Ансамблевое музицирование даёт навыки коллективной деятельности. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину, формируют усидчивость.

Учащиеся отделения выступают на концертах, участвуют в различных конкурсах и фестивалях, мастер-классах, открытых уроках, творческих встречах. Преподаватели отделения стремятся раскрыть творческий потенциал каждого ученика, привить любовь к классическому наследию и лучшим образцам современной музыки.

— Для голосистых девчонок и мальчишек тоже найдется занятие по душе?

— Конечно. Добро пожаловать на отделение эстрадного пения. Срок обучения 4 года (возраст с 6 до 17 лет).

— Елена Вячеславовна, а танец способствует здоровью ребенка и развитию личности?

— Обучение на отделении хореографического искусства помогает укрепить мышцы спины, выработать правильную осанку, раскрыть природные физические данные. Занятия приучают детей работать в команде, благотворно влияют на умственное развитие, ведь ребёнку постоянно приходится запоминать последовательность движений. Развиваются мышечная память, координация движений, артистичность. Начинает хорошо работать вестибулярный аппарат.

Хореографическое отделение — одно из самых ярких отделений ДШИ № 2. А подготовка концертных номеров становится итогом изучения всех предметов вместе взятых. Это показатель танцевально-исполнительских способностей обучающихся, навыков  исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм.

Творческие хореографические коллективы школы: «Июнь», «Ржевичи», «Гармония» принимают участие во всех мероприятиях школы и города. Ежегодно ребята выезжают за пределы округа на фестивали-конкурсы, становятся лауреатами и дипломантами.

— Большой популярностью пользуется отделение ИЗО. Как готовят в ДШИ № 2 юных художников?

— На отделении реализуется два вида дополнительных образовательных программ: общеразвивающие и предпрофессиональные. Для обучения по предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись» дети поступают в возрасте от 10-12 лет, и срок обучения составляет 5-6 лет. Для детей, поступающих на обучение по общеразвивающей программе «Изобразительное искусство» от 6 до 14 лет, — срок обучения от 2 до 4 лет.

В процессе занятий дети знакомятся с такими предметами, как рисунок, живопись, станковая композиция, декоративно-прикладное искусство, история искусств, линогравюра, лепка, дизайн. Обучение вырабатывает точность зрения, развивает наблюдательность. Со временем ребёнок видит больше, точнее и глубже, может рассмотреть общее в деталях. Улучшается визуальная память, понимание окружающего пространства. Изобразительное искусство даёт возможность научиться видеть вещи и предметы с разных сторон, а также развивает фантазию. Сами занятия проводятся в специализированных кабинетах, оснащённых специальным оборудованием, для проведения занятий есть натюрмортный, методический фонд, библиотека спецлитературы, выставочное оборудование. На базе школы проводятся методические семинары, мастер-
классы с привлечением школ искусств области, а также профессорско-педагогического состава профильных учебных заведений.

— Знаю, что ДШИ № 2 готовит и будущих артистов.

— Это так. Учим основам актёрского мастерства, художественного слова, навыкам сценического движения; изучаются и теоретические предметы, ведутся индивидуальные занятия. На отделении театрального искусства также реализуется два вида дополнительных образовательных программ. Срок обучения составляет 5-6 и 8-9 лет; по дополнительным общеразвивающим программам в области театрального искусства — 4 и 7 лет. Приглашаем детей от 6,5 до 9 лет и с 9 до 12 лет, в зависимости от срока обучения по программе.

В рамках развития актерского мастерства проходят тренинги, основная задача которых — познание себя. Из актерского мастерства вырастает предмет «Подготовка сценических номеров». Начинается всё со стихов, поскольку именно в стихотворном варианте ребенку проще всего зацепиться за ритм и рифму, затем наступает время прозы, композиции, а потом уже и спектакля.

Предпрофессиональная программа включает в себя такие предметы, как «ритмика», «танец», «сценическое движение». Чувство ритма и свобода движения необходимы актёру, ребята учатся владеть телом, освобождаются от мышечных зажимов, развивается слух, формируется навык работы в паре, группе. Занятия помогают преодолеть скованность и застенчивость.

«Художественное слово» — один из главных предметов театрального отделения. Правильно, отчётливо, громко говорить, владеть дыханием, интонацией должен каждый юный актёр. На занятиях необходимо научиться думать, увидеть и прочувствовать самое важное, самую суть рассказа, монолога, стихотворения. Только так можно достичь максимальной выразительности речи. А речь — это визитная карточка каждого человека.

Теоретические предметы: «Музыкальная грамота», «Беседы об искусстве» или «История театра» знакомят детей с подлинным искусством, его историей.

Благодаря обучению на отделении театрального искусства детям будет проще выступать на утренниках, школьных мероприятиях и конкурсах. Ребёнок обретает уверенность в себе, становится способным к самостоятельному творчеству.

Учащиеся театрального отделения ведут активную творческую деятельность, активно принимают участие во всех мероприятиях школы и города, ежегодно становятся лауреатами различных конкурсов и фестивалей областного, всероссийского и международного уровня.

— А малышей вы тоже принимаете?

— На протяжении многих лет в ДШИ № 2 им. А.Г. Розума существует отделение общего эстетического воспитания для детей в возрасте от 3,5 до 6 лет, их приводят к нам родители, понимая, что всестороннее развитие ребёнка с раннего возраста приносит хорошие результаты.

Воспитанники отделения окружены теплотой и заботой их преподавателей. Наши ребята учатся рисовать и лепить, осваивают азы хореографии, а также активно посещают творческие мероприятия школы. Многие впоследствии продолжают обучение в нашей школе искусств на хореографическом и художественном отделениях.

По окончании обучения на любом отделении школы выпускники получают документ установленного образца. Кстати, приём заявлений на следующий учебный год заканчивается. Все условия приёма есть на сайте школы, там же можно найти телефоны для консультаций.

— Спасибо, Елена Вячеславовна, за полезную и интересную информацию.

Беседовала Елена СООЛЯТТЭ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *