НЕ ДОВЕРЯЙ, А ПРОВЕРЯЙ

В начале сентября во Дворце культуры состоялась лекция для старшеклассников Ржевского муниципального округа. Она была посвящена вопросам антитеррористической безопасности и противодействия распространению идеологии терроризма и экстремизма. Сегодня такая повестка является более чем актуальной. И при её рассмотрении нельзя не затронуть темы информационного терроризма, когда общество пытаются напугать через распространение той или иной информации — как правило, заведомо ложной или потенциально опасной. В центре внимания — дети и подростки. Их уровень критического мышления ещё не позволяет полноценно фильтровать получаемую информацию и укреплять свой ментальный суверенитет.

И вновь речь заходит о фейках и дипфейках. Это не просто ложная информация, это действенный и опасный инструмент влияния на психическое и психологическое состояние людей.

ЛОЖНАЯ СЕНСАЦИЯ

Определений термина «фейк» великое множество, но основной смысл — это любая ложная информация.

Фейк-ньюс — это ложная или вымышленная новость, специально придуманная для привлечения внимания читателей и аудитории.

Фейковые новости распространяют через различные каналы, а их авторы используют различные методы влияния. Вот некоторые из них.

  • Социальные сети и платформы позволяют пользователям легко делиться любым контентом, в том числе фейковыми новостями.
  • Мессенджеры. Приложения, такие как WhatsApp и Telegram, позволяют быстро пересылать сообщения и ссылки, что облегчает распространение фейков среди знакомых.
  • Непроверенные источники могут публиковать фейковые новости на своих сайтах или блогах, и тогда эти сообщения могут выглядеть как достоверные.
  • Рассылка фейковых новостей через электронную почту также является распространённым методом, особенно в виде цепочек писем.
  • Видео в соцсетях могут содержать дезинформацию и быстро набирать популярность.

Привлекательные или провокационные заголовки призваны привлечь внимание и побудить людей делиться материалом, даже если те подозревают, что содержание новости не соответствует действительности.

Фейковые новости часто вызывают сильные эмоции (страх, гнев, радость), что делает их более вероятными для распространения.

Люди могут делиться фейковыми новостями, не проверяя их достоверность, просто потому, что информация кажется правдоподобной или соответствует их убеждениям.

НЕ ДОВЕРЯЙ, А ПРОВЕРЯЙ

Для борьбы с фейковыми новостями важно развивать критическое мышление и проверять информацию из нескольких источников.

Основываясь на информации команды молодёжного цифрового омбудсмена, под эгидой которой и проводятся различные уроки и лекции по цифровой грамотности в ржевских школах, можно сказать, что способы распространения фейковой информации являются своего рода одним из ключевых маркеров фейка. Зная их, можно научиться противостоять фейкам. Перечислю несколько таких маркеров. Итак, стоит сразу насторожиться, если в новости упоминаются медийные лица (блогеры, певцы, спортсмены и так далее), если там содержатся заказные оценочные суждения по какому-то вопросу, если новость изложена с использованием фраз-«заманух»: «только сегодня…», «успей…», «не пропусти», «количество мест ограничено», «последний…» и так далее. Кроме того, маркерами являются: использование официальной рекламы в интернет-сервисах, накрутка просмотров, лайков, комментариев для продвижения новости в топ, использование ботов, создание фейковых аккаунтов реальных людей, использование популярных тегов и использование фейковых изображений со схожим содержанием для введения пользователя в заблуждение о факте или событии.

НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ (УШАМ) СВОИМ?

В последние годы дезинформация из текстового формата вышла и на новый уровень. Так появились дипфейки. Дипфейки — это технологии, использующие искусственный интеллект для создания поддельных медиафайлов, таких как видео или аудио, в которых одно лицо заменяется на другое. Эти технологии могут создавать очень реалистичные изображения и звуки, что делает дипфейки особенно убедительными.

Дипфейки вызывают серьезные опасения, так как их можно использовать для распространения дезинформации, клеветы или нарушения частной жизни.

Дипфейки стали особенно популярны среди детей и подростков. Существует множество приложений и онлайн-сервисов, которые позволяют легко создавать дипфейки, что делает эту технологию доступной для широкой аудитории. Подростки часто ищут способы выразить себя и творчески подходить к контенту. Дипфейки позволяют создавать забавные или необычные видео, что привлекает их внимание. Платформы и социальные сети способствуют распространению контента, в том числе дипфейков. Это создает эффект вирусности, когда пользователи хотят делиться интересными или смешными видео.

Молодое поколение активно интересуется новыми технологиями, и дипфейки представляют собой интересный пример использования искусственного интеллекта. Многие дипфейки создаются для развлечения, что привлекает молодежь, которая ищет смешной контент. Но, увы, подростки не осознают потенциальные риски и этические проблемы, связанные с дипфейками.

Важно помнить о необходимости критического подхода к подобному контенту и осознания его возможных последствий. Дипфейки могут оказывать значительное влияние на психологическое состояние.

Дети могут испытывать страх из-за реалистичных дипфейков, особенно если они связаны с насилием или угрозами. Это может вызывать у них повышенную тревожность и недоверие к окружающему миру. Дипфейки могут использоваться для создания искажённых изображений людей, включая знаменитостей и сверстников. Это может привести к проблемам с самооценкой, когда дети сравнивают себя с идеализированными образами.

Дети становятся жертвами дезинформации, если не понимают, что дипфейки — это фальшивки.

Дипфейки могут использоваться для манипуляции в социальных сетях, что может приводить к конфликтам и буллингу. Это может негативно сказаться на социальном взаимодействии и дружбе. С другой стороны, обсуждение дипфейков может помочь развить у детей критическое мышление и навыки анализа информации, если они научатся различать правду и ложь.

Важно поддерживать открытый диалог с детьми о дипфейках и их последствиях, а также обучать их навыкам медиаграмотности.

НАЙТИ И НАКАЗАТЬ

Многие ребята, да и взрослые люди тоже, часто считают, что в интернете, тем более под маской фейкового аккаунта, можно остаться безнаказанным, а любая шалость сойдёт с рук. Однако это не так. И о том, какая ответственность может ждать человека за то или иное деяние в интернете, тоже стоит знать самим и рассказывать своим чадам.

Согласно статье 128.1 УК РФ «Клевета» запрещено распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию в средствах массовой информации либо в интернете.

Согласно статье 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» запрещено заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений.

Согласно статье 306 УК РФ «Заведомо ложный донос» запрещен заведомо ложный донос о совершении преступления.

Согласно статье 354.1 УК РФ «Реабилитация нацизма» запрещено отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран Оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета.

Согласно статье 152 ГК РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации» гражданин (или юридическое лицо) вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

ПРИВЫЧКА ПРОВЕРЯТЬ

А вот для того, чтобы отличить правду от лжи в цифровом пространстве, необходимы навыки фактчекинга.

Фактчекинг — это процесс проверки фактов, утверждений и информации на предмет их достоверности. Основная цель фактчекинга — выявление и опровержение ложной информации, слухов или дезинформации, особенно в контексте новостей, социальных медиа и публичных заявлений.

Проверка фактов повышает доверие к источникам информации и улучшает качество общественных дискуссий. Фактчекинг способствует повышению уровня медиаграмотности у населения, помогая людям критически оценивать информацию. Журналисты, использующие этот прием, предоставляют более точные и обоснованные материалы.

Обучение ребёнка навыкам фактчекинга и критического мышления — важная задача, особенно в эпоху информационного изобилия. Приведу несколько рекомендаций.

  • Поощряйте открытые разговоры о новостях, событиях и информации. Спрашивайте мнение ребёнка и делитесь своим.
  • Объясните, что важно не принимать информацию на веру. Научите ребёнка задавать вопросы: «Откуда это взято? Кто это сказал? Каковы доказательства?»
  • Покажите, как искать информацию из разных источников. Обсуждайте, как разные точки зрения могут влиять на восприятие фактов.
  • Научите ребёнка использовать сайты для фактчекинга, например, сайт «Лапша.Медиа», являющийся проектом АНО «Диалог Регионы».
  • Обсуждайте новости, статьи и видео. Спрашивайте, какие эмоции они вызывают у вашего ребёнка.
  • Приводите примеры фейковых новостей или манипулятивных заголовков и разбирайте, что в них не так.
  • Дайте ребёнку возможность самостоятельно исследовать темы, которые его интересуют, и делиться с вами результатами.
  • Будьте примером критического мышления сами. Делитесь своими размышлениями о том, как вы анализируете информацию.
  • Обсуждайте, как эмоции могут влиять на восприятие информации и принятие решений.
  • Играйте в настольные игры и головоломки, которые требуют стратегии и анализа.

Важно делать процесс обучения увлекательным и интерактивным, чтобы ребёнок не только усваивал знания, но и развивал интерес к критическому мышлению.

Мария КАСАТКИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *