МАЛЫМ ГОРОДАМ — ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ

ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВОЙ РЖЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО КРУГА РОМАНОМ КРЫЛОВЫМ

— Роман Сергеевич, последняя неделя августа выдалась у Вас очень богатой на события. 26-го Вы в Калуге на всероссийском форуме малых городов узнали о победе Ржева в конкурсе Минстроя, а уже 27-го были на международном форуме стран БРИКС. Причём темы обсуждения на обеих площадках перекликались: речь шла о муниципалитетах.

Расскажите, пожалуйста, об этих форумах. Почему в последнее время именно административно-территориальным единицам второго уровня уделяется много внимания? Можно сказать, к судьбе малых городов государство поворачивается лицом.

— Именно малые города в России — это костяк государства, и сейчас это стало ещё очевиднее. Они хранят традиционные ценности, быт и культуру, в их жителях сильнее патриотизм и правильнее жизненные позиции. Малые города — это мы настоящие.

Именно малые города помогают государству оставаться сильным в сложных политических и экономических условиях, создавая и сохраняя промышленный потенциал. На примере Ржева это хорошо видно: у нас успешно действуют четыре предприятия ОПК. И поскольку в таких городах есть сильные промышленные компетенции, богатые трудовые традиции, именно в такие города и приходят новые производства. И снова можно привести в пример Ржев, где появляются новые и новые предприятия. Возобновил свою деятельность кирпичный завод, пришёл новый инвестор — крупнейший в России производитель светотехнической продукции «Радуга» и строит здесь большой производственный кластер.

Ещё один немаловажный момент. Санкции и ограничения сослужили нам хорошую службу: мы перестали заглядываться вдаль и посмотрели вглубь своей страны. И увидели, что малые города красивы и интересны своей судьбой, историей, харизмой. Тому подтверждение — потоки туристов, которые ездят по глубинке, знакомятся с историей, узнают массу нового для себя и понимают, как много у нас поводов для гордости. Хедлайнерами развития внутреннего туризма являются опять-таки малые города. Жители мега-полисов тянутся, как к глотку свежего воздуха, к нашим ландшафтам, чистой природе, богатой истории. И мы всецело стараемся сделать муниципальный округ комфортным не только для тех, кто здесь живет, но и для тех, кто приехал сюда временно. Да, в последнее время люди, работая дистанционно, приобретают жильё и переезжают в такие города, как наш. Эта тенденция будет продолжаться с учётом улучшения транспортной доступности (четырехполосная трасса от Москвы до Ржева, северный обход Твери, улучшение железнодорожного сообщения — это и новая станция в Ржеве, и высокоскоростная магистраль через столицу нашего региона). Всё это дает возможность малым городам стать ближе и доступнее.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ МАСТЕР-ПЛАНЫ

— В каком формате проходил форум?

— Это форум традиционный, и в череде прочих подобных мероприятий я бы его выделил особо. Этот форум — про конкретную работу. На что обратить внимание, что именно сделать, как это сделать, какими программами воспользоваться, как увидеть и поднять на поверхность преимущества своего муниципального образования, как поработать с недостатками. Форум включает в себя как обучающие семинары, так и конкретные инструменты для помощи со стороны Минстроя, финансовых программ «Дом.рф» и «ВЭБ.РФ». Этими инструментами может воспользоваться любой глава любого муниципального образования для решения разного рода вопросов: от точечных, как формирование доступной среды, до системных, как формирование мастер-планов городов. Без таких мастер-планов совсем скоро нельзя будет планировать развитие ни одного города или округа.

И что немаловажно — форум предоставляет возможность главам общаться, и не только между собой, но и с руководителями федерального уровня по тем или иным направлениям. Живое общение, не формализованное, не «запись на приём», а диалог в непринужденной обстановке гораздо более результативны. Можно рассказывать о практиках, которые стали удачными или, напротив, не получили отклика. Обмениваться опытом. Получать новые знания — например, в плане выстраивания правильной результативной работы с населением, налаживания обратной связи и грамотного позиционирования команды администрации.

— Этот форум, Вы сказали, традиционный. Можно ли назвать нечто, отличающее его от предыдущих?

— Да. У каждого такого форума есть своего рода красная нить — будь то концентрация внимания на малых городах, где есть водоёмы, или на исторических поселениях, или на промышленных центрах, или на туристически привлекательных уголках. В этот раз таким акцентом стала тема создания мастер-планов. Сегодня мало просто благоустраивать те или иные территории, мало ремонтировать дороги. Вся такая работа должна быть профессиональной и системной. А для этого и нужен мастер-план.

— Это то же, что раньше называлось генпланом развития города?

— Нет, это шире. Мастер-план — это комплексный документ. Генплан — это ответ на вопрос «что?», а мастер-план — на вопросы «что?», «как?» и, главное, «зачем?». Мастер-планы нескольких территорий можно компоновать, выстраивая единую стратегию развития или достижения общих целей.

Мастер-план — градостроительный документ долгосрочного стратегического планирования, который описывает концепцию будущего развития территории. Включает в себя стратегию развития промышленности, жилья, транспортной системы, исторической части города, формирования его экономики, дизайн и брендирование, и другие направления.

Это профессиональная исследовательская работа, очень обширная. Это «учебник» для главы и администрации, где он может найти ответы на вопросы: на что обратить внимание, что развивать в первую очередь, а где притормозить, как и что благоустраивать… Что немаловажно — учебник универсальный, при смене руководства и команды на территории следующему главе не нужно менять курс и начинать всё заново — у него есть четкий план, что делать и куда двигаться, с помощью каких госпрограмм или иных инструментов это сейчас возможно, какой бизнес лучше развивать.

В среднем на создание такого плана уходит год, и это достаточно затратный процесс. Но он уже необходим, озаботиться этим придётся всем. Потому что, вероятно, со следующего года даже заявки на конкурс Минстроя от городов, где нет таких мастер-планов, приниматься уже не будут. В этом плане мы буквально вскочили в последний вагон с проектом поймы Холынки. Если бы проект не был поддержан, то на следующий год заявку мы подать бы не смогли, потому что не успели бы сделать мастер-план.

Справедливости ради — у Ржева уже есть несколько готовых блоков для включения в него, но это далеко не всё.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОЙМЫ ХОЛЫНКИ

— Давайте поговорим о проекте, с которым мы «вскочили в последний вагон». Когда я весной этого года смотрела видеопрезентацию проекта, ловила себя на мысли, что уж слишком всего там много: кафе и павильоны, видовые площадки, лестницы и серпантины, подвесные тропы, набережная с пирсами, спортзона и канатный комплекс для подростков, перголы с качелями… Какая часть из этого будет реализована и за сколько этапов?

— Реализовать нужно всё, причём за один этап, рассчитанный на два года. Парк Культуры и отдыха мы тоже должны были реализовать за два года, но успели за один. По проекту реконструкции поймы Холынки мы уже запустили изготовление проектно-сметной документации, в январе рассчитываем войти в конкурсные процедуры по выбору подрядчика и весной приступить к реализации.

В проект войдет всё, что было озвучено в концепции. Такие проекты, реализуемые через конкурс Минстроя, проходят многократные проверки различных структур на предмет соответствия тому, что было показано в заявке. Победили в конкурсе именно те предложения и та концепция, которую мы дали. И отступать от неё мы не должны. Тем более, что проект наш во многом уникальный, именно поэтому он набрал наибольшее количество баллов из всех проектов Тверской области.

— Какие критерии принимались во внимание?

— Наличие исторических традиций на территории. Расположение на реке. Сопряжённость с уже благоустроенными за счёт других программ территориями и с планируемыми к благоустройству (а мы в 2025 году будем менять пешеходную лестницу и приводить в порядок участок у «Самолёта»). Деликатный подход к имеющемуся ландшафту (а мы действительно будем сохранять уникальный рельеф и природные материалы).

— Не могу не задать вопрос, который рефреном задают во всех соцсетях — а как же пресловутые канализационные проблемы этого уникального места?

— А вспомните, сколько проблем было на участке, где сейчас парк Культуры и отдыха? И заходя в проект тогда, мы прекрасно понимали наличие этих «нюансов». Протечки труб (тех же канализационных), подтопление территории этими стоками и ливневыми водами со всей улицы Октябрьская, надземная теплотрасса, делившая парк надвое, и многое другое. То же и здесь: мы прекрасно понимаем все проблемы и ответственность, сознательно шли на их комплексное решение.

НА ФОРУМЕ СТРАН БРИКС

— Роман Сергеевич, давайте расскажем теперь о форуме БРИКС. Что это за площадка и какие темы поднимались там?

— В общем-то, те же самые, но только шире — в разрезе опыта других стран. Этот форум — тоже мероприятие для обмена опытом и идеями между представителями региональных и муниципальных органов управления из стран БРИКС, а также для выстраивания эффективных бизнес-коммуникаций с предпринимателями России и других государств-партнеров.

Точно так же обсуждались критерии развития агломераций. Курсы лекций о проблематике, об опыте развития городов, создании благоприятной бизнес-среды, условий для создания на территориях кластеров подготовки специалистов разных направлений (например, IT). Программа в первую очередь образовательная.

Очень хорошо, что сегодня есть такие площадки, которые позволяют главам территорий смотреть более масштабно, ощущать себя участником общего процесса развития государства, оценивать себя и свою работу на фоне остальных.

— Роман Сергеевич, я начала с вопроса о внимании государства к малым городам. Завершу следующим: для того, чтобы малым городам реализовать всё выше-сказанное, чтобы развиваться, а не выживать, нужны изменения в системе межбюджетных отношений, или же финансовые возможности есть и достаточно уметь ими правильно пользоваться?

— Госпрограммы действенны, они дают массу возможностей для решения самых разных задач, развития, улучшений — с одной стороны. Государство делает реальные шаги к улучшению качества жизни наших граждан. С другой — я считаю, что система мотивации для тех МО, которые активны, прогрессивны и многого добиваются, может и должна быть лучше. Тогда у них, и у остальных будет больше стимулов двигаться вперед, не сидеть на месте, не ждать пассивных дотаций. На сегодняшний день Ржев участвует во всех доступных программах, использует все возможные бюджетные инструменты для того, чтобы шаг за шагом решать важные для округа вопросы. Мы будем делать это и дальше. А знания и опыт, полученные в том числе и на таких форумах, помогут сделать наш округ ещё более комфортным и современным для жизни.

Записала Светлана АРТЕМЬЕВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *