Monthly Archives: Январь 2020

Елена Евгеньевна Пояркова, социальный работник Центра социального обслуживания населения города Ржева и Ржевского района – НЕЛЬЗЯ ОТ ЖИЗНИ УСТАВАТЬ

— Елена Евгеньевна, многие наши читатели уже знают, что недавно Вам была объявлена Благодарность Президента Российской Федерации В.В. Путина. Позвольте поздравить с признанием Ваших профессиональных заслуг на столь высоком государственном уровне. Расскажите немного о себе. Как Вы пришли в профессию? Это случайность или осознанный выбор?

— Спасибо. Я родилась и выросла в Ржеве, училась в четвертой школе, потом окончила Тверское музыкально-педагогическое училище. Три года отработала музыкальным работником в детском саду, потом год — воспитателем. В 90-е сады начали закрываться, после декретного отпуска я пришла в соцзащиту. И уже 22 года работаю социальным работником. И, наверное, это все-таки не случайность. Не так давно я попробовала пройти в Интернете тест по профессиональной ориентации и, к моему приятному удивлению, он показал, что самыми предпочтительными специальностями для меня являются — социальный работник и психолог. То есть, получается, что я всю жизнь занимаюсь своим делом.

— Но ведь сама социальная служба за эти годы претерпела серьезные изменения?

— Когда я только пришла, всё было просто: была ставка, в рамках которой мы выполняли определенные обязанности. И в то время, впрочем, как и сейчас, нашим подопечным не так важно было получить от нас какую-то реальную помощь, как возможность поговорить, пообщаться. Ведь для пожилых людей дефицит общения просто губителен. И социальный работник, выполнив свои обязанности (покупка продуктов, лекарств, помощь по дому…), мог позволить себе выслушивать стариков, уделять им время.

Конечно, поначалу я не знала интересов и чаяний моих бабушек, не очень понимала, о чем с ними можно поговорить, какими лекарствами они лечатся, какими болезнями болеют. Я их внимательно слушала, все запоминала, старалась задавать вопросы, училась у своих более опытных коллег. Постепенно пришел опыт. Теперь я уже сама могу ответить на любой их вопрос, обсудить любую тему, они доверяют моему мнению, прислушиваются. Одна моя подопечная шутит, что я, как КГБ, всё и всех знаю. Но, как и прежде, потребность в простом общении у наших стариков никуда не делась, а вот у нас времени на это теперь катастрофически не хватает.

— Это как-то связано с изменениями в структуре социальной службы, которые произошли в 2013 году?

— Да. Изменилась система оплаты, которая теперь напрямую зависит от количества оказанных услуг. То есть, чем больше мы смогли их оказать, тем больше мы заработали. С одной стороны, это, наверное, правильно, но с другой — времени на простое человеческое общение, которого, как я уже сказала, и ждут наши подопечные, увы, стало совсем немного. Да и количество самих услуг, которые нужны нашим бабушкам, не увеличилось. Многие ограничиваются самым минимумом — покупкой лекарств и продуктов. Но все равно мы стараемся сохранить наш традиционный подход и не только оказывать «услуги», но и общаться с подопечными.

— Это общение, которое, безусловно, является очень важной составляющей вашей профессии, сопряжено с большой эмоциональной нагрузкой. Чего греха таить, порой бывает непросто общаться даже со своими родными стариками, выслушивать их, терпеть их капризы… А у Вас 12 человек, которые ждут Вашего прихода, как некоего окна в мир.

— Лично для меня главная проблема не в этом, а в недостатке времени. Я с удовольствием их слушаю, общение с ними мне интересно. Но когда торопишься, пожилые люди, конечно, обижаются. Ты прибежал, закупив всё, что нужно, поставил сумки и исчез — услуга-то оказана, а человек остался не удовлетворен. Он ведь хотел поговорить, пожаловаться на погоду или здоровье, обсудить новости, ждал этого момента. Но надежды не сбылись, и бабушке снова кажется, что она никому не нужна. Она грустит, выражает недовольство. Я стараюсь не оставлять их в таком подавленном настроении, уделяю им время. У меня была одинокая бабушка, участник войны. Она постоянно рассказывала одни и те же истории, которые я знала уже наизусть. Но всё равно слушала — ведь она буквально жила этими воспоминаниями.

— Какие они, современные старики?

— Разные. Есть те, кто доволен всем. Многие не теряют интереса к жизни, интересуются тем, что происходит вокруг. Можно сказать, живут полной жизнью. А кто-то живет очень скромно, продолжая себя ограничивать во всём, считая и складывая каждую копеечку, например, «на похороны». Кто-то следит за своим здоровьем и даже внешностью, а кто-то почти сдался и просто проживает день за днём. Очень многое зависит от характера человека. К каждому нужен индивидуальный подход.

— Что входит в перечень услуг, которые Вы оказываете?

— Он достаточно широк. Мы оказываем услуги по выписке рецептов в поликлинике и получении льготных лекарств, сдаче анализов, уборке, отдаём вещи в ремонт, химчистку, оказываем помощь в приготовлении пищи. Да практически всё, что бабушке нужно, мы можем сделать. Правда, есть услуги гарантированные и дополнительные, платные.

Среди гарантированных услуг, в первую очередь, конечно, закупка продуктов, лекарств и необходимых промтоваров. За годы работы я приобрела большой опыт покупок. Ведь хочется не просто заполнить корзину, а принести все свежее, вкусное и при этом — недорогое. Стараюсь покупать те продукты, что беру для своей семьи, учитывая, конечно, и предпочтения моих бабушек. Иногда что-то и порекомендуешь, они же из дома не выходят, и информация у них только из рекламы по телевизору. А там такого насоветуют! А порой приходится четко следовать выданным инструкциям, зная, что человек такой, который сам знает, что именно ему нужно и никаких советов ему не требуется.

— Вы говорите только о бабушках, мужчин среди Ваших подопечных нет?

— К сожалению, нет. Наверное, не зря говорят, что женщины у нас живут дольше.

— Всё-таки получается, социальный работник становится для таких бабушек едва ли не самым близким человеком, знает их нужды, предпочтения и проблемы как никто другой?

— Конечно. И они к нам привыкают, и мы — к ним. Иногда возникает сильная личная привязанность. Бывает так, что буквально ждут тебя у порога, стараются усадить, чем-то угостить. За время моей работы было очень много таких, о которых я вспоминаю с большой теплотой и очень сожалею об их уходе. Это тяжелые моменты нашей работы. Возникает какая-то пустота и долго приходится к ней привыкать.

Но я же не только отдаю. У них можно многому поучиться, получить положительные эмоции от общения. Была у меня бабушка с очень непростой судьбой, время было нестабильное, неустроенное. Но такая она была оптимистка, что после общения с ней мне мои собственные беды и заботы казались не такими уж и ужасными. А одна была такая замечательная рассказчица, с удивительным юмором! Я её истории до сих пор вспоминаю.

— В Вашу задачу входит сигнализировать об их нуждах, ухудшении здоровья, утраты возможности обслуживать себя самостоятельно?

— Важно понимать, что главная задача социальной службы как раз и заключается в том, чтобы максимально продлить период, когда человек находится в своем собственном доме, в привычных условиях. Даже когда человек не может ухаживать за собой, у него теперь есть возможность остаться дома, в своей постели. Ведь практика показывает, что перемены в пожилом возрасте крайне нежелательны. У нас создано отделение долговременного ухода со штатом опытных профессиональных сиделок, которые обеспечивают полный уход за лежачими бабушками, кормят их, выполняют гигиенические процедуры. Их услуги очень востребованы.

И, конечно, мы стараемся помогать нашим подопечным в любых ситуациях. Например, была у меня бабушка, которую обижали и притесняли молодые соседи по коммуналке. Мы с руководством Центра пытались разговаривать, пристыдить их, но возможностей у нас мало. В итоге бабушке пришлось сменить комнату.

— Такое отношение к пожилым людям расстраивает. А молодежь приходит работать в социальную службу?

— Бывает, но в основном у нас работают люди среднего возраста. Молодые чаще всего хотят сразу большие деньги за несложную работу. А наша профессия достаточно тяжелая, да и больших денег здесь не заработаешь. Как я уже говорила, велика эмоциональная нагрузка, иногда подвергаемся психологическому давлению, приходится сталкиваться с не-обоснованным недовольством. Я сама человек достаточно спокойный, стараюсь любой возникающий конфликт сразу погасить, «вытащить» из человека, чем именно он недоволен. Вызываю на разговор, ведь нам же и дальше вместе работать. Важно быть хорошим логистом, просчитывать свой маршрут, чтобы зря не бегать туда-сюда с тяжелыми сумками. И всё равно очень устаешь.

Хочу сказать, что у нас замечательный дружный коллектив. Благодаря усилиям директора Центра Ирины Цветковой созданы комфортные условия работы, мы праздники вместе отмечаем, проходим обучение, получаем психологическую поддержку.

— Остаются силы и время на дом, на семью?

— Не всегда, бывают и очень тяжелые дни. У меня небольшая семья — муж и дочь-пятиклассница. Старшая дочь живёт отдельно. В семье я всегда нахожу поддержку и понимание. Кошку на улице подобрала больную, выхаживала её долго, сейчас радует нас своим мурлыканьем.

— Елена Евгеньевна, Вы каждый день сталкиваетесь со старостью, о которой нам всем как-то думать не хочется. Может быть, дадите совет, как её достойно встретить?

— Наверное, принять как данность. Она обязательно наступит. И очень важно не остаться в одиночестве. Для этого нужно беречь семью, близких, ни в коем случае не разрывать с ними отношений. Думаю, не так страшна сама старость, как одиночество. Ведь сейчас много возможностей прожить ее максимально полноценно и комфортно. В Центре, например, всё делается для счастливой и активной старости — можно петь, танцевать, заняться скандинавской ходьбой, найти друзей по интересам. У нас рады всем.

— Хотите что-нибудь пожелать Вашим подопечным?

— Конечно! Желаю, чтобы жили долго, подольше на своих ногах. Радовались жизни. Очень грустно слышать слова: «Я устала от жизни». Нельзя от неё уставать! Сколько отмерено, столько и нужно прожить. Именно прожить, а не «досуществовать». Здоровья и радости, мои дорогие!

— Спасибо за интервью.

Беседовала Ольга ДАБУЛЬ

ПОСЛЕ ПОСЛАНИЯ

На минувшей неделе Президент РФ Владимир Путин выступил с очередным ежегодным Посланием Федеральному Собранию. И хотя революционных перемен россияне вряд ли ожидали, 16-е Послание почти сразу же назвали самым социально ориентированным и самым «дорогим» за всю их историю: так, по подсчетам, на реализацию озвученных Владимиром Путиным мер социальной поддержки потребуется полтриллиона рублей в год. И больше всего из них придется направить на расширение программы материнского капитала.

Кроме социального пакета изменений, Президент анонсировал всенародное голосование по внесению поправок в Конституцию — самых масштабных за последние двадцать лет. Глава РФ, в частности, предложил лишить чиновников возможности проживать за рубежом, а также призвал закрепить в Конституции норму о минимальном размере оплаты труда. Обозначенные задачи поставили вопрос о необходимости обновления состава Правительства, и в этот же день премьер-министр Дмитрий Медведев объявил об отставке кабинета министров.

В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Полтора года назад на одном из заседаний Ржевской городской Думы (еще прежнего созыва) звучал вопрос, заданный Игорем Либензоном, бывшим директором Пушкинской школы, заслуженным учителем РФ. Его обращение в администрацию и к депутатам касалось введения в нашем городе доплаты вышедшим на пенсию заслуженным учителям. После эмоционального обсуждения Игорю Ефимовичу поступил ответ, что реализация подобных финансовых поощрений не предусмотрена ни городским бюджетом, ни полномочиями муниципалитета, а если присвоенные звания — федерального значения, то и полномочия по выплатам после выхода на пенсию носителям этого звания должны быть реализованы на федеральном уровне.

РАБОТЫ БУДУТ ПРОДОЛЖЕНЫ

Капитальный ремонт в спортивном зале средней школы №8 начался в августе прошлого года, в декабре подрядчик в лице МПМК «Ржевская-1» работы закончил. Капремонт проведён по программе регионального софинансирования.

16 января на месте побывали исполняющий обязанности главы Ржева Роман Крылов, замглавы по строительству, дорожно-строительному хозяйству и благоустройству Игорь Козлов, начальник городского отдела образования Ирина Иноземцева, депутаты Городской думы Ольга Асташова и Екатерина Дунцова.

ПРЕДЪЯВИТЕ БИЛЕТ

У большинства, кто вырос в СССР, уважение к форме заложено на подсознательном уровне. Были времена, когда один вид милиционера или пожарного внушал уверенность в том, что спокойствие и порядок будут восстановлены и справедливость восторжествует. Видимо, именно поэтому своя униформа была не только у силовиков и военных, но и у работников транспорта. А как иначе? Например, проводник пассажирского вагона поезда дальнего следования был не только обслуживающим персоналом, но и олицетворением порядка и гарантом соблюдения законности. А в поездах, как мы уже читали в прошлых публикациях по материалам архивов Ржевского ЛОВД, случалось немало преступлений и против личности, и против имущества граждан. И хотя милиция в то время действительно работала на совесть и оказывалась на месте преступления сразу же после остановки на ближайшей станции, все же первый «удар» от хулиганов, дебоширов, воров, а также натиск ограбленных, обиженных или даже побитых граждан должны были принимать на себя сотрудники поездной бригады. Но это в идеале. А на самом деле в начале 80-х годов участились случаи, когда преступления совершали именно те, кто был обязан обеспечивать безопасность пассажиров и сохранность их багажа — сами проводники.