Архивы за День: 13.10.2020

Василий Семёнович Лановой: «ПАМЯТНИК СОВЕТСКОМУ СОЛДАТУ В РЖЕВЕ – ЭТО ОБРАЩЕНИЕ К ПОТОМКАМ»

30 сентября Ржевский мемориал Советскому солдату посетил Герой Труда Российской Федерации, народный артист СССР, актер театра и кино, мастер художественного слова, общественный деятель, театральный педагог, сопредседатель Общероссийского движения «Бессмертный полк» Василий Лановой.

А вечером во Дворце культуры состоялся концерт «Спасибо за верность, потомки!», посвященный 75-летию Победы, где Лановой рассказывал о своей жизни, пронзительно читал стихи и пел так, что зрители плакали.

— Василий Семенович, Вы проводите сольные концерты по всей стране. Как это возможно при Вашем напряженном графике работы, занятости в театре, преподавательской и общественной деятельности?

— Когда у меня есть свободные дни, я обязательно нахожу время для концертов. Давно занимаюсь концертной деятельностью. В разных городах России — Волгограде, Ростове, Иванове, Пскове, Калининграде прошли поэтические вечера.

— А откуда черпаете силы?

— Александр Сергеевич помогает. Пушкина читаю много и очень давно. Великая русская культура, дух русского человека — это главное, на мой взгляд, это вершина во всем мире.

— Василий Семенович, Вы являетесь председателем попечительского Совета акции «Бессмертный полк».

— «Бессмертный полк» — могучее движение, которое развернуто по всей стране. И общественно-патриотическая акция «Спасибо за верность, потомки!», что проходит во многих российских городах, а теперь и в Ржеве, — это творческая составляющая Всероссийского движения «Бессмертный полк», главная цель которого — сохранение памяти о доблести и героизме нашего народа в Великой Отечественной войне.

— Вы были одним из первых, кто поддержал инициативу создания Ржевского мемориала. Но только сегодня увидели памятник воочию.

— Это так. У меня внутри заложена любовь к вашему городу. В 1944 году я впервые услышал стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом». А когда увидел изображение солдата, понял, что обязательно должен поехать в Ржев. Я мечтал об этом. И очень рад, что это случилось. Такое ощущение, что солдат поднялся в небо и летит на крыльях журавлей, уходя в вечность. Я был потрясен!

Ржевский памятник Советскому солдату — это и есть обращение к потомкам, с благодарностью, любовью, нежностью. Это память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Невозможно даже оценить, сколько потребовалось мужества, чтобы дать отпор фашизму, сохранить нашу природу, культуру. Он — вечное напоминание о мужестве, о великих духовных ценностях русского человека.

— Помню, как транслировали по TV шествие «Бессмертного полка». В первых рядах огромной колонны — Президент России Владимир Путин, рядом — Вы с портретом мамы. Расскажите о ней, о Вашей семье, о трудном военном детстве.

— Моя мама, Галина Ивановна Лановая — труженица тыла. Вместе с отцом, Семеном Петровичем, работала во время войны на химическом заводе. Это было вредное производство, где разливали противотанковую жидкость. Делали все быстро, в кратчайшие сроки. Работали с утра до ночи. «Коктейли Молотова» били по нервной системе, поражали нервы рук и ног. Родители остались инвалидами на всю жизнь. Отец — первой группы, мама — второй. Я считаю, что они внесли большой вклад в нашу Победу.

Все, что связано с войной, у меня в памяти осталось буквально по дням. Она оказалась самым главным событием в жизни. Поэтому для меня лучшая поэзия — военная, лучшие песни — военные. Три с половиной года я был в оккупации на Украине. Мама и отец отправили нас, меня и двух сестер, как и каждый год отправляли отдыхать к бабушке и дедушке под Одессу.

Уехали мы из Москвы 20 июня 1941 года. А 22 июня в 5 утра вышли на станции Абомеликово, а над нами летели сотни немецких самолетов бомбить Одессу. Вот так для меня началась война. Мне было 7 лет, младшей сестре 4 года, старшей — 10…

Мама приехала к нам только в конце мая 1944 года, когда была освобождена Одесса. Я побежал встречать ее на станцию, обогнал двух сестер. Вижу: два вола тянут арбу. На арбе сверху сидит женщина. Худющая! С громадными глазами. И… я пробежал мимо. Не узнал маму! А Дмитрий, хозяин волов, крикнул: «Васылька, це ж мамка твоя! Куды ж побиг?». Я вернулся. Долго смотрел на нее. Она смотрела на меня. Вот эти мамины глаза я помню всю жизнь. И когда Дмитрий меня поднял и подбросил к ней наверх, мама вцепилась в меня и не отпускала.

— А быть актером Вы решили в то непростое время? Или это желание уже осознанного человека, живущего под мирным небом? Расскажите, пожалуйста, как паренек из простой семьи стал знаменитым артистом, «главным офицером страны».

— Это началось в 12 лет с самодеятельности, с драмкружка при заводском Доме культуры. Я тогда жил на окраине столицы. Однажды мы с другом пошли гулять и наткнулись на афишу «Друзья из Петерсберга». Это оказался спектакль по «Тому Сойеру». Мы посмотрели его — и погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Я стал заниматься при этом кружке. Достаточно сказать, что там в двенадцать-тринадцать лет мы уже делали чтецкие программы, и я в этом возрасте читал отрывок из «Войны и мира» — выезд Наташи на бал. Наша любительская студия была, конечно, удивительной прививкой литературного вкуса. И это мне всегда по жизни помогало. А еще добавлю, что послевоенный период был достаточно сложным, и много молодежи на улице превратилось в хулиганов и воров, а нас этот народный театр увел с улицы, спас.

— Почему же Вы, золотой медалист, поступили не в театральный, а в МГУ, на престижный факультет журналистики?

— Мой первый учитель, Сергей Львович Штейн, как-то сказал: «Вася, надо обязательно получить образование. У тебя же золотая медаль. Примут в университет без экзаменов. А потом поступишь в театральный». А когда (еще до поступления в Щукинское училище) я снялся в фильме «Аттестат зрелости», мой педагог, посмотрев картину, изменил свое мнение. «Переходи в предназначенное для тебя место», — вынес он вердикт. Я так и сделал. Осознав, что журналистика — не совсем то дело, которым хотел бы заниматься, поступил в театральное училище Щукина.

— Василий Семенович, в Вашей творческой биографии 80 картин. «Алые паруса», «Война и мир», «Анна Каренина», «Павел Корчагин», «Офицеры», «Дни Турбиных» и многие другие — это золотой фонд российского кинематографа. Какая же роль самая трудная?

— Самая сложная и самая моя любимая роль — крупный план из фильма «Полосатый рейс» (улыбается). «Красиво плывут, вон та группа в полосатых купальниках!». Мне не давали комедийных ролей, поэтому это было очень интересно.

— А как же благородный и смелый Иван Варавва, фильм «Офицеры»? Это правда, что Вы не сразу согласились сниматься?

— Не совсем так. «Офицеры» — мой самый любимый фильм. Играть я хотел и не мог отказаться. Только в тот момент я был занят в театре или предыдущий фильм не был закончен, поэтому сказал, что буду сниматься, но чуть позже. Так и случилось.

— В следующем году фильму «Офицеры» — 50 лет. Каким Вам запомнилось военное поколение?

— Это было великое поколение. Великое! В фильме «Белорусский вокзал» есть песня «Мы за ценой не постоим». Вот это поколение не постояло. Победили в страшной войне! Подняли страну, уже через два года карточки отменили! Восстановили производство… Невиданно! Потому что все тогда были государственниками. Патриотами. Держава для них была важнее частных интересов! Мы вечно обязаны военному поколению за подвиг и за спасение Родины. Тут двух мнений быть не может.

Правильно, что сейчас у нас вновь возвращаются к воспитанию любви к Родине с малых лет, что всегда было главным предметом забот государства в нашей истории — и в царские времена, и в советские. Я вижу, как воспринимает молодое и совсем юное поколение фильм «Офицеры», когда встречаюсь со зрителями. Вижу, что с ними делается, как у них слёзы в глазах стоят…

У нас великие военные картины были: «Летят журавли», «В бой идут одни «старики». А то, что сегодня иногда снимают… (Вздыхает.) Об этом даже говорить не хочется…

— Василий Семенович, увлечение литературно-поэтическими записями, которые шли по радио десятилетиями, не случайно?

— Конечно, не случайно. Мой первый учитель приучил меня к великой поэзии. И эта любовь — на всю жизнь. Люблю Пушкина. И Лермонтов потрясающий. Когда Толстой взял лермонтовские стихи, прочитал, то сказал: «Если бы этот мальчик прожил подольше, то ни во мне, ни в Достоевском не было бы потребности». Я люблю Серебряный век, обожаю Гумилева, Ахматову, Цветаеву. Для актера — это великая школа. Я очень люблю читать, и это останется со мной.

— Вы 15 лет преподаете в Щукинском театральном училище, заведуете кафедрой художественного слова. Там Вы тоже прививаете любовь к классике?

— Я с самого начала заявил: ребята, будем обучаться по русской классике. Еще Сергей Федорович Бондарчук мне в свое время рассказывал, что великий Герасимов, занимаясь с ними, говорил: только классика воспитывает, только она! И они занимались только классикой.

— Многие почитатели кино и театра влюблены в артиста Ланового, но Вы известны и как писатель. Как родились книги «Счастливые встречи», «Летят за днями дни…»?

— Журналистские годы не прошли даром. «Счастливые встречи» — это книга воспоминаний из военного детства и первых лет работы в театре им. Е. Вахтангова. Именно они легли в основу произведения. Мемуары «Летят за днями дни…» — продолжение жизни в театре и кино.

— Не буду спрашивать о личной жизни. Знаю, что для Вас это — табу. Хочу узнать лишь, что нужно для того, чтобы жить в мире и согласии почти полвека с одним человеком?

— С Аришкой?

— Да. С Ириной Петровной (Купченко).

— Надо быть мужем этой женщины. Любить ее. И все.

— Спасибо, Василий Семенович, за интересную беседу. Всего Вам доброго! И до новых встреч в Ржеве.

Беседовала Елена Сооляттэ

УБОРОЧНАЯ КАМПАНИЯ БЛИЗИТСЯ К ЗАВЕРШЕНИЮ

В Верхневолжье продолжается уборка сельскохозяйственных культур, заготовка грубых и сочных кормов для животноводства. На данный момент убрано 69,2 тыс. га, что составило 71% от всей посевной площади.

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

За последние годы города Тверской области меняют свой облик буквально на глазах. Появляются качественные тротуары, благоустроенные скверы и парки, освещенные набережные, места для отдыха и занятий спортом. Привычный унылый образ запущенного провинциального города, с которым, казалось бы, давно смирились жители Ржева, Старицы, Зубцова и других районных центров, к счастью, навсегда уходит в прошлое. Происходящие перемены не могут отрицать даже скептики, ведь реальный результат может видеть каждый. И жители Верхневолжья уже не просто ждут дальнейших перемен, они верят в них, активно подключаются к обсуждению планов, участвуют в контроле над реализацией проектов.

ВМЕСТЕ С НИМИ УХОДИТ ЭПОХА…

Утром 1 октября ушел из жизни участник Великой Отечественной войны, подполковник в отставке Евгений Книга. Торжественная церемония прощания прошла в воскресенье, 4 октября, в гарнизонном Доме офицеров Российской армии.

РЖЕВИТЯНЕ — ЗА ЧИСТЫЙ ГОРОД!

В соответствии с постановлением администрации Ржева «О проведении общегородского двухмесячника по благоустройству и улучшению санитарного состояния города Ржева» с 21 сентября по 21 ноября в городе объявлен общегородской субботник.