Костюм сына (Рассказ)

— Вы думаете, в нашем мире нет магии? — спросила Полина Дмитриевна.

Два десятка заинтересованных детских глаз смотрели на нее.

— На самом деле она есть, и она — в каждом из нас. Волшебство витает в воздухе и заключено в человеческом помысле и поступке. Образы и мысли рождают чудеса, так как они предшествуют делам. Сейчас я это докажу. Девочки! Представьте, что на вас надето средневековое платье придворной дамы. Юбка из парчи, тугой корсет, талия затянута, плечи открыты…

Девчонки невольно выпрямились. Изменилось выражение лиц, подбородки поднялись. Каждая словно стала чуть выше и тоньше.

Мальчишки зашушукались.

— Мальчики! А теперь вы представьте, что вы надели костюм мушкетера, на боку —  настоящая боевая шпага. На голове шляпа с пером — ведь, раз ее носили мушкетеры, решительные и смелые мужчины, то можете носить и вы.

Ребята подняли головы и принялись с вызовом разглядывать друг друга, как будто им предстояла дуэль.

— Это не настоящее чудо, это понарошку, — подал голос рыжий хулиган с задней парты. — Мы просто представляем, что одеты так, и как будто немного из-за этого меняемся. Это придуманное чудо. Настоящее чудо взаправдашнее.

— Самое настоящее, взаправдашнее чудо начинается с того, что мы чувствуем его сердцем, — продолжала Полина Дмитриевна, — можем вообразить и даже ощутить. Именно чудом я пришла к своему выбору профессии… и теперь каждый день дарю небольшие чудеса другим людям. А совсем недавно сердце стало подсказывать мне, что я должна прийти к вам и рассказать об этом.

— Вы модельер. Я тоже шью… для кукол. Расскажите, как вы начинали? — спросила девочка с первой парты. — Расскажите о вашем чуде?

— Это было так, — Полина Дмитриевна устроилась удобнее. — Мне было одиннадцать лет. Шли зимние каникулы. Рядом с домом находился каток, и я часто ходила туда — родители отпускали меня, так как это было очень близко.

Каток освещал фонарь. Этот фонарь создавал круглое пятно света, яркий островок среди зимнего темного вечера, с неба падал мягкий пушистый снег, а других посетителей на катке не было.

И вдруг как будто из ниоткуда на льду появилась тоненькая девочка лет на пять старше меня. Она была в белых коньках, сверкавших блестками, в серебристой короне с бахромой из бисера и во взаправдашней короткой шубке Снегурочки.

Она так хорошо каталась и так волшебно выглядела, что я не могла оторвать от нее взгляда. Я изучала все детали, которые только могла рассмотреть — вышивку на голубой парчовой шубке, опушку из белого меха, украшенную бисером и камешками корону, блестки на коньках. Девочка эта оказалась спортсменом, русской фигуристкой, ставшей впоследствии знаменитой. Позже я видела ее выступление по телевизору. Но в тот вечер для меня она оказалась волшебной Снегурочкой. Я запомнила ее танец до последнего движения — сразу, как только увидела. Девочка в сверкающем костюме в столбе света, кружащаяся вместе со снежинками, стала моим чудом. Теперь я всегда слежу за ее успехами. И не только слежу, но об этом — потом!

Эмоции, мысли — и действия.

На следующий день я сшила своей кукле первое платье Снегурочки. Пусть неловко и не так красиво, но я сделала это.

Через год я твердо знала, какую профессию изберу. Я собирала фигурки Снегурочек и Дедов Морозов  и рассматривала, как их одели художники. Я узнала, что у Деда Мороза есть множество братьев, и самый известный — Санта-Клаус, а русская Снегурочка, зимняя девочка, в мире одна! Я наряжалась Снегурочкой, и с маминой помощью из ее старого свадебного платья сшила себе самую настоящую шубку. Корону я сделала из картона и обтянула тюлем, сверху расшила самыми красивыми белыми и голубыми пуговицами, какие только смогла найти, блестками и бисером. А на меховую опушку шубки пошла старая мамина песцовая шапка.

Я ходила в библиотеку и изучала историю костюма — многие костюмы Снегурочки шились на основе русских народных. Изучала и всемирную историю костюма, делала Снегурочек похожими на испанских дам XIII века или на дам мушкетерской Франции. Затем я увлеклась и другими костюмами. И начала понимать удивительные вещи. Вот одна из них.

Дети слушали внимательно, и, хотя некоторые мальчики кидались комками бумаги, в целом в классе царила на редкость благопристойная обстановка.

— Карнавалы, когда люди надевали маски и веселились — очень нужное мероприятие, — задумчиво продолжала Полина Дмитриевна. — В это время взрослые люди, люди, давно забывшие, как это — играть, могут вдруг примерить на себя иную роль. Не отца семейства, а отважного пирата, не работающей мамы с тремя детьми, а неприступной красавицы Кармен. Не трусишки, а храбреца, не дурнушки, а королевы. И что интересно — я стала видеть, что хорошо сшитая одежда, даже не историческая, а просто дополняющая те качества, которых не хватает человеку, может влиять на его жизнь, судьбу, поступки. Какая одежда может сделать храбрее?

— Военная форма, — сказал кто-то из класса.

— Правильно. А если девочка старается быть похожей на мальчика, как ее перевоспитать?

— Заставить ходить в длинном платье! — выкрикнула какая-то девчушка, и все засмеялись.

— Это и вправду так. Даже вы это понимаете. Теперь я шью костюмы народных и сказочных героев, — говорила модельер. — Сценические костюмы для актеров театра и балета. И еще — обычную одежду, праздничную и повседневную. Пришлось мне шить и специальную одежду для фигурного катания. Когда я стала известна среди фигуристов, я встретилась и с той самой спортсменкой, которая подарила мне когда-то чудо — и мою профессию.

Она тренирует молодых. Я спросила, сохранился ли у нее тот самый костюм Снегурочки, и объяснила, что именно тот костюм я всегда считала своим счастливым талисманом. И фигуристка поняла меня. Она подарила мне костюм.

Костюм Снегурочки, тот самый, из моего детства, пришлось немного отреставрировать. И его по очереди несколько лет надевали на Новый год и Рождество мои дочки. А я, видя их в этой одежде, каждый раз вспоминала тот предновогодний вечер — и изумлялась, какой целостной и удивительной может быть жизнь человека. Ведь я помню это все, как  будто это было вчера. Я не изменилась — и от меня одиннадцатилетней до меня сегодняшней пролегли не годы, а дела, не время, а сотни и сотни придуманных и сшитых костюмов и платьев.

— А можно ли посмотреть на ту одежду, которую вы шьете? — спросила девочка с первой парты.

— Я приготовила большой фильм о моих костюмах, — сказала модельер. — Однако лучше их потрогать, примерить, чем сто раз посмотреть слайды. Поэтому… костюмы ждут вас в актовом зале! Да здравствует карнавал!

Дети сорвались с мест. Десятки маленьких сильных ног протопали по коридору — и Полина Дмитриевна, улыбаясь, пошла следом.

В актовом зале детей и ждал Дед Мороз и несколько Снегурочек — ассистентки Полины Дмитриевны. Они начали помогать ребятам выбирать одежду, наряды супергероинь и супергероев — и исторические платья, такие, каких ни у кого не было. Карнавальные костюмы всех эпох сверкали, переливались шитьем, блестками. Все они были сделаны вручную — даже вблизи аккуратные шовчики, отделка каждой детали были таковы, что никак нельзя было усомниться в их подлинности. Ведь только настоящее может воспитывать, преображать, создавать обстановку чуда.

Вешалки с костюмами опустели очень быстро. И дети теперь кружили под музыку вокруг Деда Мороза, а ослепительные Снегурочки присоединились к ним и вплелись в хоровод.

Полина Дмитриевна улыбалась. Но вдруг она заметила мальчика, который остался без костюма, хотя наряды еще оставались на вешалках.

— Ты ничего не нашел для себя? — спросила модельер. — Ты маленький упрямец. Хочешь быть не как все? Но тебе же нравится, как выглядят твои одноклассники?

— В вашей коллекции нету одного волшебного наряда, — сказал рыжий упрямый мальчик. — Одного, по-настоящему волшебного.

— Какого же? — спросила Полина Дмитриевна.

— Это костюм сына, — совсем тихо сказал рыжий мальчик.

Полина Дмитриевна надолго задумалась.

Потом обняла рыжего мальчика и выговорила:

— Я очень хочу сшить такой костюм. Очень. Ты не будешь возражать, если я заберу тебя из этого детского дома?

 

Наталия НЕСТЕРОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *