«Женитьба Белугина» на ржевской сцене

6 февраля в клубе «Текстильщик» Тверской Академический театр драмы в рамках проекта «Театр и школа» показал ржевитянам спектакль по нестареющей пьесе А.Н. Островского «Женитьба Белугина». В почти полном зале собрались школьники Ржевского района и школы № 3 Ржева, а также жители города, любители и почитатели театра. Жаль, но остальные городские школы, видимо, не смогли прервать учебный процесс, чтобы дать возможность детям насладиться настоящим искусством.

В прошлом году мы с удовольствием смотрели спектакль Тверского драмтеатра по произведениям А.П. Чехова «Антон Павлович шутит…», и вот новая долгожданная встреча с чудом. Именно так можно назвать эту постановку — веселую и грустную историю женитьбы богатого купца Андрея Белугина на красивой, но бедной аристократке Елене Карминой. Этот «неравный брак», решение вступить в который Елена принимает, будучи влюбленной в другого, имеет все шансы сделать молодоженов несчастными. Но Островский не был бы Островским, если бы его комедии не заканчивались счастливо.

Всем известно, что А.Н. Островский — автор исконно русский, известный на весь мир пьесами, сыгравшими важную роль в развитии русского национального театра. Режиссёров и актёров всегда привлекают, в первую очередь, роскошно выписанные характеры. Человек у Островского и слаб, и сложен, противоречив, чем всегда и интересен.

Впервые пьеса Островского «Женитьба Белугина» предстала 26 декабря 1877 года на подмостках Императорского Малого театра в бенефис актрисы Никулиной.

Александр Николаевич — любимый автор тверских театралов. Его пьесы — лидеры репертуара Тверского академического театра драмы.

За постановку спектакля режиссер Александр Чуйков награжден премией губернатора Тверской области в номинации «Режиссерская работа», а за актерский ансамбль, исполнение ролей Андрея Белугина, Елены Карминой и Николая Агишина, артисты Тарас Кузьмин, Дарья Плавинская и Александр Павлишин награждены премией губернатора Тверской области в номинации «Актерское искусство».

15 апреля 2010 года спектакль «Женитьба Белугина» принимал участие в театральном фестивале «Островский в доме Островского» на сцене Государственного академического Малого театра России.

И вот теперь талантливые тверские актеры выступают в Ржеве. Просто диву даешься, как удается труппе с первых минут захватить внимание публики и удерживать его в течение двух часов! Кажется, что артисты не просто играют на сцене свои роли, они живут, страдая и мучаясь, любя и ненавидя, смеясь и плача. Зритель переживает за героев, любуется ими, осуждает их или от души смеется.

Хороши здесь все. И трогательная купеческая чета родителей главного героя — Гаврила Пантелеич и Настасья Петровна (заслуженные артисты Георгий Пономарев и Наталья Плавинская). И мать героини, аристократка Нина Александровна Кармина (заслуженная артистка Ирина Кириллова) в роскошном платье с глубоким декольте. Она лечит мигрень маленьким глотком из маленькой бутылочки и вмиг забывает о проблемах и житейских трудностях. Превосходно сыгранная роль — так тонко, деликатно, естественно! А сколько всевозможных интонаций в голосе, а какая гармония в речи и движениях! Эта добрая, безвольная женщина, столкнувшись после смерти мужа с суровой действительностью, старается как-то выжить. Ее очень интересуют деньги и дорогие подарки. Однако пугает цинизм дочери.

Главный герой Андрей Гаврилыч Белугин (Тарас Кузьмин), молодой богатый человек, сын фабриканта, страстно влюблен в Елену Кармину (Дарья Плавинская). Он готов положить целый мир к ногам возлюбленной. Чист душой, даже несколько наивен, иногда смешон. В его поступках и подкупающая искренность, и хмельной размах жениха-миллионера. Узнав о предательстве друга Николая Агишина (Александр Павлишин) и жены, Андрей не стремится мстить. Он действует почти по французской поговорке: «Если женщина не права — попроси у нее прощения». Прощения не просит, но отпускает с миром, с человеком, которого любит Елена. Взбалмошная, избалованная аристократка, привыкшая повелевать всеми, сначала поддалась влиянию Агишина и, мечтая о полной свободе, согласилась выйти замуж за купца Белугина. Но купленная путем сделки с совестью такая свобода ее тяготит. Елена осознает свое нравственное падение и вдруг начинает ценить бескорыстную, искреннюю любовь Андрея Гаврилыча. Между свободой и порядочностью она выбирает порядочность. Она входит в белугинский мир, накинув по-русски на плечи полушалок.

Весьма убедителен в роли Андрея Белугина актер Тарас Кузьмин. То неуклюжий, робкий, застенчивый, то сильный, красивый, знающий себе цену молодой мужчина, он не умеет притворяться, он таков — каков он есть на самом деле. Аристократа из него не получилось, но купцом он все-таки остался настоящим. Николай Агишин — совсем другой типаж. Бесцеремонный, расчетливый, ищущий во всем свою выгоду, человек «без определенного положения, с ограниченными средствами; личность поизносившаяся, но еще интересная» — таков герой в исполнении Александра Павлишина. Главный его девиз — брать от жизни все, что она может дать. Для него жизнь — комедия, которую он, шутя, разыгрывает, не считаясь с чувствами других людей. Его план прост: организовать брак Елены по расчету с богатым купцом, сделав того обманутым мужем, а себя — счастливым любовником. Но не удалось. Чистое сердце Елены побеждает расчет, искреннее чувство торжествует над пошлостью и цинизмом.

Островский в своих произведениях всегда выступал против прагматичного, бездушного отношения к жизни. Что, согласитесь, весьма актуально и в наше время.

Отметим, что роль слуги Прохора с чувством собственного достоинства исполнил артист Алексей Великотный, горничную Карминой — актриса Яна Голубева. Жаль, что в силу обстоятельств спектакль был показан в сокращении, и мы увидели не всех героев пьесы.

Зрители продолжительными аплодисментами благодарили тверских актеров за великолепную игру, чудесную музыку и прекрасно поставленные танцы, за уникальную возможность вновь соприкоснуться с миром классической литературы и просто за то, что подарили нам хорошее настроение.

Сразу по окончании спектакля состоялся диалог артистов со школьниками. Если в прошлом году ребята поскромничали и вопросов не задавали, то на этот раз разговор состоялся. Что же интересует молодое поколение? Вопросов было немного: где учились актеры, как долго готовились к спектаклю, в каких еще постановках играли, как подбирается репертуар театра, как пришла идея поставить этот спектакль… Один молодой человек неожиданно спросил о зарплате, на что получил шуточный ответ: «Зарплата хорошая, но маленькая…»

Запомнилось выступление Заслуженного артиста Георгия Николаевича Пономарева, который служит в театре вот уже 59 лет! Будучи в столь почтенном возрасте, сохранил прекрасную физическую форму, активно ведет концертную и общественную деятельность, а как божественно играет старика Белугина! Ребята очень удивились, когда узнали что Георгий Николаевич видел живого Сталина. Это было в 1947 году. Шел парад физкультурников на стадионе «Динамо». 10-летний мальчик стоял рядом с отцом на правительственной трибуне, но парада не видел, потому что взор его был устремлен на профиль Иосифа Виссарионовича, стоявшего рядом. Это было гипнотическое ощущение, ясно сохранившееся в памяти по сей день. Добавлю, что Пономарев — автор и исполнитель композиций по произведениям Пушкина, Тютчева, Есенина, Твардовского. Автор книги «Отечестволюбец Михаил Тверской: последние дни первого великого князя всея Руси». Председатель общества Михаила Тверского. Преподаватель Тверского курса Высшего театрального училища им. Щепкина. Почетный гражданин г. Твери. В 2008 году награжден орденом Дружбы за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства.

Хочется еще раз от имени всех зрителей поблагодарить талантливых актеров Тверского драмтеатра, художественного руководителя театра народную артистку России, Лауреата Государственной премии России Веру Ефремову, а также организаторов проекта «Театр и школа», администрацию клуба «Текстильщик» за праздник, который всегда будет с нами в душе. До новых встреч!

Елена Сооляттэ

Фото
Владимира Гоголева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *