«Сказка о мертвой царевне» на ржевской сцене
5 июня, в преддверии дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина, на сцене клуба «Текстильщик» Тверской академический театр драмы показал не просто музыкальную сказку, а полноценный мюзикл о мертвой царевне и семи богатырях. Пожалуй, такого масштабного красивого проекта с большим числом актеров, великолепными декорациями и костюмами, чудесной музыкой давно не было на ржевской сцене.
Зал был полон. Зрители, в основном, дети из пришкольных лагерей Ржева и Ржевского района, а также их педагоги, затаив дыхание следили за развитием событий, сопереживали героям в трудную минуту и радовались от души вместе с ними, когда, как и положено в сказке, добро побеждало зло.
Яркий, динамичный мюзикл, в котором музыка, песни, танцы почти не прекращались, уверена, надолго запомнится всем присутствующим в зале. Ведь пушкинская сказка — это колодец, из которого каждый может черпать бесконечно, в течение всей жизни, сказка перерастает время и не теряет своего значения и в наши дни.
«Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» Александр Сергеевич Пушкин написал в 1833 году, находясь в Болдино. Он пересказал немецкую сказку, но аналогичные сюжеты есть во многих фольклорных произведениях разных народов мира. Из самых известных ее аналогов — «Белоснежка и семь гномов», «Спящая красавица». Зная их сюжеты, очень легко догадаться, о чем «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Но Пушкин создает не просто копию известной сказки, он пишет уникальную по красоте историю о любви в стихах, с русским колоритом, с троекратными повторениями, описаниями сил природы, с яркими образами.
Режиссера спектакля Иоланту Мельникову можно назвать главным творцом новой постановки, где она также выступила в качестве создателя сценической версии, композитора, художника по костюмам, соавтора в сценографии, хормейстера.
Перед премьерой мюзикла Иоланта Мельникова дала интервью «Ржевским новостям».
— Иоланта Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о том, как создавался спектакль.
— Мюзикл, поставленный по одноименной сказке А.С. Пушкина, имеет несколько постановок. Лет 15 назад разные коллективы Тверского театра драмы показывали его в Твери, Конаковском районе, в Редкино. Версия, которую мы представляем в Ржеве, — самая современная, модернизированная. Премьера этого мюзикла состоялась в Твери в прошлом году. И сейчас спектакль идет в театре драмы по выходным дням.
— Сказка Пушкина очень поэтична, изящна по языку и ритмике.
— Поэзия Александра Сергеевича наполнена музыкой. Она слышится в каждом его слоге, в каждой рифме, поэтому и спектакль мог получиться только музыкальным: здесь любят и ненавидят, радуются и печалятся вместе с музыкой! Очень хотелось подарить нашим зрителям красивый, яркий, по-настоящему сказочный спектакль, наполненный музыкой, танцами, красочными костюмами. Где добро и зло имеют абсолютно понятные формы, без размытия границ между правдой и неправдой. В современных условиях дефицита социального оптимизма хочется, чтобы зритель уходил из зала, наполненный светом, надеждой, верой в победу над тьмой!
— И спецэффекты будут?
— Если бы вы посмотрели спектакль в стационарном варианте, то увидели бы и светящееся солнце, и месяц, выплывающий в неоновом свете, и крутящуюся сцену с опускающимися резными теремами. Дух захватывает, когда видишь, как огромные движущиеся деревья, у которых сучья вдруг превращаются в руки, хватают несчастную царевну в лесу… Световых и декорационных эффектов в мюзикле немало. Однако условия выездного спектакля, к сожалению, ограничены. Как осколки от волшебного зеркала все же что-то донесется и до ржевитян. И, самое главное, — это энергетика, которую мы несем в мюзикле, пластике, в сцено-графии, которую вы, надеюсь, почувствуете.
— Вы идете строго по тексту, вслед за автором?
— Скорее, мюзикл — это интерпретация сказки Пушкина. В сценарий добавлены стихи поэта. Царевна поет песню «Птичка божия» на стихи Александра Сергеевича. Царевич Елисей признается в любви царевне, обращаясь к стихотворению «Признание». Злая царица тоже читает бессмертные пушкинские строки.
Возможно, они по-иному произносятся в силу своей музыкальности. Но мы отнеслись к Пушкину очень деликатно. Несмотря на современность аранжировки, пластики, старались очень аккуратно обращаться с оригиналом, так, чтобы сделать его доступнее для современного зрителя, и в то же время не нарушить благородство, красоту, музыкальность пушкинской поэзии.
— Кто из актеров театра занят в спектакле?
— В мюзикле играет основной состав. В роли царевны — Виктория Козлова, Елисей — Геннадий Бабинов, добрую царицу сыграла Елена Филатова, злую — Дарья Плавинская, царь — Евгений Романов. В эпизодических ролях заняты актеры, которые играют звезды, месяц, богатырей, боярский люд, посадских девушек, мамок-нянек.
— Костюмы вам шьют специально?
— Да. При драмтеатре работает пошивочный цех. Я поставила задачу: придумать минимально экономичные костюмы. Они сшиты из натуральной белоснежной бязи, расписаны вручную специальными красками по ткани. Украшения, сделанные из современных материалов, обклеены зеркальной фольгой, что создает эффект богатства, роскоши.
— Иоланта Евгеньевна, как давно вы пишете музыку?
— В качестве композитора я работаю очень давно. У меня около 10 мюзиклов, больше 300 песен. Пятнадцать лет являлась композитором Тверского театра кукол. В театре драмы это мой первый опыт постановки как режиссера и композитора. Совсем недавно, в мае, прошла премьера спектакля «12 стульев» по известному роману Ильфа и Петрова (реж. А.А. Павлишин). Там я выступала как композитор и автор текстов.
— Вы тверичанка?
— Да. Я родилась в Твери. У меня два высших образования. Одно музыкальное — режиссер хора, училась в Музыкальной академии Гнесиных, другое — юридическое, окончила Тверской госуниверситет.
— Все-таки творчество победило?
— Да, но второе образование было необходимо для упорядочения сознания. Я перфекционист, люблю во всем порядок. И юридическое образование помогает в этом. Ко всему, я очень люблю учиться.
— Как принимают в провинциальных городах вашу постановку?
— Первый гастрольный тур был в Рамешках, второй — у вас в Ржеве. Дети с замиранием наблюдают за тем, что происходит на сцене. И я этому очень рада. Значит, я смогла найти то самое интересное зерно для детского сознания. Детей надо учить красоте. Тяжести жизни они познают потом сами. Наши современные клиповые взгляды на жизнь заставляют по-иному выстраивать картины на сцене. Не хочется впадать в банальность, и в то же время не хочется терять современный темп. Поэтому ищу компромиссы, что могло бы вдохновить, воодушевить, зарядить людей светом, оптимизмом. Это моя главная задача. Я считаю, что театр создан для того, чтобы облагораживать человека.
— И, наверное, другая задача — приобщить детей к классической литературе. Посмотрев сказку, возможно, кто-то возьмет в руки книгу и прочтет ее?
— Конечно, но даже если не прочтет, посмотрев спектакль, он все равно получит то, что заложено в произведении. Я убеждена, что надо формировать мир ребенка на классике. Тогда, став взрослым, он сможет отличить настоящее искусство от фальшивки.
— Спасибо за интервью. Всего вам доброго! До новых встреч!
Елена Сооляттэ