КЛЯТВА

Рассказ

Был чудесный весенний день конца апреля — тот период, когда весна уже окончательно освободилась от объятий зимы, но еще не стала знойной, похожей на лето, как в конце мая. Светило яркое солнце, небо имело тот неповторимый прозрачно-голубой цвет, в который оно окрашивается только в это время года, начинала зеленеть юная трава, распускались первые цветы, пели птицы… Весна… Праздник новой жизни и нашей ежегодно обновляющейся души!

Мужчина средних лет вышел в этот день прогуляться, но не для того, чтобы насладиться весенним деньком, а  чтобы развеяться, отвлечься от грустных дум. Поздно вечером накануне его, уже задремавшего, разбудил звонок жены, проживавшей вместе с дочерью в другом городе. Сбивчиво, глотая слезы, женщина сообщила печальную новость — умер любимец семьи, кот Котей. Мужчина постарался, как мог, успокоить супругу, да словами горю не поможешь! Наутро они также говорили обо всяких пустяках, стараясь обойти больную тему, к которой, как назло, подсознательно так и стремились все мысли.

Наш герой неторопливо шагал по улицам, направляясь к центру города, отрешенно смотрел по сторонам, машинально здоровался со знакомыми. Зашел в магазин, приобрел какую-то мелочь, вроде пары носков, потом, поразмыслив, решил, что их можно было и не покупать. Ничего, пригодятся… Сам не заметил, как уже оказался в центральном парке, около пруда, где горожане кормили уток и чаек. Мужчина решил присоединиться к кормильцам, достав из кармана заблаговременно прихваченный из дома старый, слегка зачерствевший хлеб.

Лицо одного из птичьих благодетелей — молодого человека, стоявшего у пруда с мальчиком-дошкольником, очевидно, сыном — показалось знакомым. Наконец из глубин памяти мужчины всплыло указание на то, что этот человек когда-то ремонтировал машину его отца. Молодой папа, в свою очередь, тоже узнал нашего героя. Подошел, поздоровался.

— Как отец?

— Спасибо, помаленьку.

— Машину водит?

— Нет. Уже нет. Возраст не тот.

— А у вас как дела?

— По-разному. Жизнь ведь полосами идет: то черная, то белая…

— А сейчас, наверное, не белая?

— Почему вы так решили?

— Вид у вас мрачный, да и отвечаете неохотно, односложно.

— Угадали. У меня в самом деле приключилось несчастье — вчера кот умер.

Наступила короткая пауза.

— Мне очень жаль, но… но это всего лишь кот.

— Для кого как! — с жаром парировал мужчина. — Кроме того, в его смерти чуть ли не в полной мере виноват я.

— Котик под машину попал, что ли?

— Нет, он был хронически болен, а находился за полторы тысячи километров отсюда.

— Тогда каким же образом вы могли ему навредить? Не понимаю.

— А вот, слушайте…

Тем временем сын молодого человека уже отошел от пруда, скормив пернатым нахлебникам все имевшиеся припасы, и, услышав разговор о коте, решил стать вторым слушателем рассказа мужчины.

— Дело было так. Мои жена и дочь уже довольно давно хотели завести кота — мол, атмосферу в доме улучшает. Но на породистого красавца денег не хватало, и пришлось искать более бюджетный вариант. Дочка остановилась на несчастном бездомном, из тех, что всегда можно найти на рынке под вывеской: «Отдам в добрые руки». Заприметила котейку еще в предыдущий день и мысленно обещала ему прийти завтра, а он — разумеется, также без слов — обещал дождаться, хотя держался уже из последних сил. Мать согласилась взять питомца — по словам бомжеватого вида раздатчицы, двух лет от роду и кастрированного — с условием, что большую часть заботы о нем дочь возьмет на себя. Та, зная доброе сердце матери, тут же дала понять, что по-другому и быть не может. Кота упаковали в коробку и понесли домой — точнее, понесла дочь на вытянутых руках, морщась от исходящего от зверька ужасного смрада.

Новый жилец оказался похожим на узника нацистского концлагеря, выкупленного на свободу. Скелет, обтянутый поблекшей шкурой когда-то дымчатого окраса, весь в колтунах, глаза гноятся, зад, извините, до красной кожи отдраен от постоянного поноса… Прибавьте к этому уже упомянутый стойкий запах помойки. Страшное зрелище! Борясь с горловыми спазмами, вызываемыми вонью, жена и дочь общими усилиями отмыли беднягу, расчесали и выстригли колтуны и начали лечить и постепенно откармливать. Помоечный «аромат» стоял в квартире еще неделю, ел котик сначала каждый час и засыпал на полу; потом, когда появились силы прыгать, забирался на кухонный стол и спал там, больше всего на свете боясь проснуться и увидеть пустые миски.

Но постепенно следы прежней жуткой жизни изгладились из внешнего вида Котея — он заметно поправился, оброс новой блестящей шерстью и перестал вздрагивать от каждого громкого звука или резкого движения. Правда, кости в районе холки продолжали выпирать сильнее обычного, да во сне он часто кричал — наверное, мучили кошмары из прошлого. И еще какой-то нелюдь сломал коту нос и повредил нёбо, поэтому мурлыкать Котей почти не мог.

Со временем питомец свыкся со своим новым положением и вошел в роль полновластного хозяина дома. Держался с домочадцами ровно, ни к кому не ластился, никого не избегал. Нашел Котей общий язык и с другой четвероногой обитательницей дома — старой полулайкой Псешей.

Между прочим, кот оказался породистым — смесь перса с британцем или шотландцем — и внешне, и по поведению. Вел себя, как подобает аристократу: ел аккуратно, когти точил только в отведенном месте, ходил в туалет — тоже. Была у него одна поразительная способность: усевшись на клавиатуру ноутбука, Котей без труда мог переключить изображение с цветного на черно-белое, запустить уже идущий сериал с начала (мол, он-то его не видел!) или поставить звук на ускоренное воспроизведение. Поскольку такие фокусы повторялись неоднократно, и объяснить их разумными причинами не представлялось возможным, хозяева предположили, что в прошлой жизни кот был хакером.

Но идиллия не могла длиться вечно. Поздней осенью Котей тяжело заболел — отказался от еды и питья, ходил с открытой пастью, задыхаясь от внезапного недостатка кислорода. Жена и дочь тут же повезли его в ветлечебницу, греша на простуду…

— А что с ним случилось? Что сказал врач? — чуть ли не в один голос спросили мальчик и его папа. Было видно, что история тронула их.

— Врач сказал, что случай тяжелый — плеврит, последствия перенесенного некогда воспаления легких. Разумеется, он сделает все, что в его силах, но гарантий никаких. Жена плакала, а я, желая спасти Котея, обратился с просьбой к высшему начальству…

— К Президенту, что ли? — усмехнулся молодой человек.

— Нет, повыше, — ответил мужчина, выразительно указав глазами на небо.

— А-а… Понятно. Какую жертву обещали принести?

— Мат.

— В смысле?..

— Я поклялся, что если кот выживет, я никогда больше не буду ругаться матом.

— Помогло?

— На время, — вздохнул мужчина, — утром позвонила жена и, задыхаясь от счастья, сказала, что Котей жив и, скорее всего, жить будет. Я был безумно рад и сначала честно пытался сдержать клятву. Но затем раз-другой позволил себе употребить в разговоре «непечатные слова», дальше — больше… И возмездие не заставило себя долго ждать.

— Вы думаете?..

— Уверен — это моя вина. Лично я во всякую там мистику и совпадения не верю, но недавно был случай. Я брал в долг у одной знакомой и вернул его раньше срока. Она удивилась: «В честь чего это ты мне раньше деньги отдаешь?» А я возьми да и скажи — так, ради красного словца: «Да хоть в честь 28-го числа!» К чему именно эту дату назвал — тогда не знал. А теперь знаю. Котей умер 28-го апреля. Вот и не верь после этого в сверхъестественные штучки!

Мужчина попрощался с собеседниками и пошел домой. Молодой папа с сыном еще долго смотрели ему вслед, и каждый думал о чем-то своем. А наш герой, уходя, надеялся, что его печальный рассказ произведет впечатление главным образом на мальчика, который, наверное, уже в этом году пойдет в школу. И что он поймет, как важно держать слово, тем более — выполнять клятвы, а приобретенный им когда-нибудь кот будет не «всего лишь котом», а живым существом, потерять которое не менее больно, чем пережить смерть близкого человека.

Татьяна САФРОНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *