Любовь к театру продолжает жить

Один раз в год уже 28 лет Образцовый коллектив театра «Цель» Дома детского творчества радует ржевитян своей новой работой. Этот известный и любимый в городе коллектив за многолетнюю творческую деятельность обращался к драматургии разных авторов. В репертуаре театра есть произведения М. Зощенко, А. Аверченко, А. Володина и пьесы зарубежных классиков — П. Бомарше, Э. Ростана, Ж. Мольера, Б. Шоу, К. Гольдони. К некоторым авторам возвращались несколько раз, отдавая предпочтение лучшим образцам мировой литературы.

— Неизменным для нас, — говорит руководитель и режиссер театра Валентина Иванова, — остается правило: ставить пьесы, где есть занимательный  сюжет, где хороший литературный язык, который, к сожалению, уходит из русской речи. Мы стремимся к тому, чтобы в процессе работы над постановкой подняться хотя бы на ступеньку вверх. В прошлом году мы впервые обратились к новой для нас теме — андерсеновскому сюжету в нашей драматургии: поставили спектакль по пьесе В. Синакевича «Дикий», позаимствовавшего у Г.Х. Андерсена сюжет сказки «Гадкий утенок». А нынче мы взяли спектакль Евгения Шварца «Голый Король», построенный на основе трех произведений датского сказочника: «Свинопас», «Принцесса на горошине» и «Голый Король» (или «Новое платье короля»), где автор придумал свою новую линию, сделав полноценное произведение. В нашем спектакле заняты ребята старшей группы. Есть и выпускники: Екатерина Туль, которая 8 лет занимается в «Цели», Елизавета Парфенова, сыгравшая уже в нескольких спектаклях, так же, как и Кирилл Ворона, Екатерина Победимова.

7_3Поставить полноценный спектакль по пьесе Шварца детскому театру, конечно же, было не по силам. Поэтому режиссер В. Иванова сделала микс: какие-то сцены сократили до минимума, какие-то оставили почти нетронутыми, чтобы задействовать всех участников старшей группы, сделать каждую роль запоминающейся.

Первое действие начинается на зеленой лужайке, куда свинопас Генрих вместе с другом Христианом пытаются заманить Принцессу. Для этого они приносят котелок с колокольчиками. Веселый перезвон привлекает внимание знатных особ. Влюбленный в Принцессу Генрих предлагает уступить котелок любимой девушке, но взамен просит от нее поцелуй. Спрятавшись за спинами фрейлин, Принцесса выполняет условия свинопаса. Окрыленный первой победой, Генрих приходит к балкону девушки и читает любовные стихи, стараясь покорить ее сердце. Капризная, избалованная Принцесса готова ответить на его чувства. Но все не так просто. В королевстве ждут приезда Короля из соседнего государства, который желает жениться на Принцессе. Все приближенные восхваляют ум, прозорливость, красоту венценосной особы, наряды, которые он меняет каждый день. Ослепленный обожанием своей свиты, он не хочет воспринимать колкости, грубые высказывания, которые по научению Генриха произносит Принцесса.

7_4Чтобы как-то попасть на прием в королевский дворец, свинопас с другом переодеваются в одежду ткачей и предлагают Королю сшить свадебный наряд из необычной удивительной по красоте ткани, а потом убеждают его в том, что невидимое новое платье изумительно сидит на нем. Все придворные, чтобы не прослыть дураками, восхищаются королевским нарядом. И только какой-то юноша, стоящий в толпе, спрашивает: «А что, Король — голый?»

Посрамленный жених из соседнего королевства покидает дворец. Генрих с любимой Принцессой теперь могут соединить свои сердца. Действие заканчивается веселым танцем, создающим атмосферу праздника.

— Андерсен никогда не оговаривал, в какой стране происходят те или иные события, — говорит режиссер спектакля. — Мы решили все сделать на английском материале: деревенский танец и фрагмент «Джиги» — английские. В сценке, когда придворные приветствуют Короля, мы поем английский романс. В спектакле звучит и музыка современных композиторов — английских и наших. И даже любовные стихи под балконом Принцессы звучат английского поэта Роберта Бернса.

7_1В день премьеры, несмотря на сильный мороз, зал Дома детского творчества был заполнен до отказа. При аншлаге играли и во второй раз. Ржевские зрители знают, что спектакли театра «Цель» всегда получаются выразительными. Весь актерский состав работал слаженно, в одном ключе. Практически все юные актеры — не новички на сцене. Наивысших похвал заслуживают Екатерина Туль, исполнительница роли Принцессы, Елизавета Парфенова, сыгравшая Королеву, и Владлен Сахнюк в роли влюбленного свинопаса Генриха. Чувствуется, что у ребят накоплен определенный опыт в создании различных образов. Легко, красиво играл и остальной состав: Кирилл Ворона (Король), Игорь Чугунов (Христиан), Ксения Гаврилова (Первая фрейлина), Анастасия Струнина (Герцогиня), Елизавета Никитина (Графиня), Екатерина Победимова (Баронесса). Девочки грациозно и кокетливо порхали по сцене в старинных платьях, словно носили эти наряды много лет.

Удачно продумана режиссером лиричная сценка под балконом, где встречаются Принцесса и Генрих. Принцесса, как положено влюбленной, спрашивает: «Ты любил других девушек до меня?» А Генрих ей: «Я их всех ненавидел». Согласитесь, в одной этой реплике чудесным образом соединились и лирика, и юмор. Весь спектакль прошел, можно сказать, на одном дыхании, без пауз и заминок. Все действия были выстроены четко. Украшением спектакля стали блестяще исполненные танцевальные номера и романс, прозвучавший на английском языке.

Как всегда, к своей новой постановке Валентина Иванова подключила единомышленников. Уже много лет в «Цели» вместе с ней работают еще два педагога: Алла Хейфец — музыкальный руководитель, концертмейстер и Нина Наполеонова, обучающая детей английскому языку.

— Все трое мы составляем единое ядро, понимая друг друга с полуслова, — говорит Валентина Николаевна. — Алла Владимировна очень тонко чувствует природу музыки, в соответствии с возрастом ребят подбирает репертуар. Нина Дмитриевна помогает нам петь и делать небольшие миниатюры на английском языке.

Сама же Валентина Иванова со своими воспитанниками проводит занятия по сценической речи, актерскому мастерству, истории театра, во время работы над спектаклем осуществляет постановку танцев. Уже несколько лет во время создания новых театральных работ режиссеру «Цели» помогает Елена Королева, которая при минимальных затратах оригинально придумывает декорации, костюмы.

За 28 лет своего существования «Цель» уже трижды подтверждала звание «Образцовый коллектив», продолжает успешно работать, радуя ржевитян талантливыми постановками. Вот и нынче после спектакля весь зал аплодировал юным артистам. К сцене выстроилась очередь, чтобы вручить цветы исполнителям. Среди тех, кто пришел поздравить театральный коллектив с премьерой, были и выпускники «Цели» разных лет. С некоторыми из них удалось побеседовать.

Дмитрий Виноградов:

— После школы я уехал учиться в Санкт-Петербургскую военно-инженерную академию. Теперь работаю по специальности, но если удается приехать в Ржев, стараюсь встретиться с наставниками и выпускниками «Цели». В 2004 году я вместе с другими ребятами принимал участие в спектакле «Пигмалион», а в 2005-м — в «Тартюфе». Всегда с теплотой вспоминаю годы, проведенные в детском театре. Все, чему нас здесь учили, пригодилось в жизни. У меня сформировалось умение принимать правильное решение в критической ситуации, находить контакт с разными людьми.

Александр Жуков:

— Я, как и Дмитрий, закончил в Питере военно-инженерную академию. Занятия в театральном коллективе, участие в спектаклях оставили неизгладимый след. Я научился добиваться поставленной цели, невзирая на трудности, приобрел верных друзей, с которыми уверенно иду по жизни.

Евгений Шалашный:

— Во времена учебы в школе я играл в спектаклях. Потом закончил Санкт-Петербургское военное училище радиоэлектроники. Теперь служу в Ржеве. Любовь к театру передал и своему брату Владимиру, который несколько лет тоже занимался в этом коллективе. А сегодня вместе с ним пришел на премьеру и на встречу с педагогами Валентиной Николаевной и Ниной Дмитриевной, чтобы выразить огромную благодарность за то, что они научили нас любить театральное искусство, хорошую музыку, видеть в обыденном прекрасное и всегда идти вперед.

Недавно, присутствуя на открытии после реставрации Псковского драмтеатра, президент нашей страны в разговоре с театральными деятелями высказал пожелание уделять больше внимания работе с подрастающим поколением, создавать интересные спектакли в театрах юного зрителя, число которых, кстати заметить, у нас сократилось. Замечание, конечно, справедливое и своевременное. В небольших городах энтузиастов, работающих с детьми в учреждениях дополнительного образования за мизерную зарплату, становится все меньше. И пока решается вопрос об открытии новых театров и создании репертуарной политики, не грех бы поддержать тех, кто изо дня в день прививает детям любовь к прекрасному, знакомит их с достижениями мировой культуры. Именно благодаря их усилиям любовь к театру продолжает жить.

Элиса ЗАПОЛЬСКАЯ

Фото Владимира КУТУЗОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *