Александр Евгеньевич КОВАЛЁВ, экономист, политик, финансист, общественный деятель: «РЖЕВ МОЖЕТ СТАТЬ АВИАЦИОННЫМ КЛАСТЕРОМ»

— Александр Евгеньевич, Ржеву и району Вы уже знакомы: наше издание летом нынешнего года публиковало интервью с Вами как с представителем «Партии Пенсионеров за социальную справедливость». Но это далеко не единственный вектор Вашей деятельности. Давайте расскажем читателям, по каким направлениям Вы работаете в данный момент? Например, Вы — вице-президент на общественных началах Российского зернового союза. Что это за организация?

— Российский зерновой союз действует с 1994 года. Он был создан, чтобы разработать концепцию развития рынка зерна России. В те сложные годы работе отрасли препятствовали административные барьеры и ограничения, несовершенство системы налогообложения, а также отсутствие информации о текущем состоянии рынка и прогнозов его развития. Непродуманные меры государственного регулирования зернового рынка (импортная гуманитарная помощь, поступление на отечественный рынок иностранной продукции) подрывали производство российского продовольствия. Благодаря разработанной Российским зерновым союзом новой концепции эти проблемы были решены. Сегодня союз объединяет около 200 компаний-зернопроизводителей и предприятий по хранению и переработке зерна.

— Ежегодно в январе проходит важное экономическое событие: Гайдаровский форум, по составу участников и статусу экспертов он входит в топ мировых экономических конференций. Данный форум определяет политику развития государства на год и более. Вы работаете над несколькими программами, связанными с агропромышленным комплексом, так? Не могли бы Вы вкратце рассказать о них?

— Помимо упомянутого Вами, есть еще и сочинский форум: главный региональный форум страны и ключевая площадка для обсуждения реализации национальных проектов и наращивания экономического потенциала, а также демонстрации инвестиционных возможностей субъектов Российской Федерации с целью обеспечения благополучия и достижения нового качества жизни граждан России. Форум также проводится при участии председателя Правительства РФ Михаила Мишустина.

Важной задачей обоих форумов является закрепление за Россией прочного места на интеллектуальной экономической карте мира и статуса важного центра глобальных экономических дискуссий самого высокого уровня.

На сегодняшний день Россия прочно вошла в число мировых экспортеров зерна и добилась устойчивого присутствия на международном зерновом рынке. И на этом рынке работает «Объединенная зерновая компания», которая является единственным государственным агентом по проведению закупочных и товарных интервенций на рынке зерна, целью которых остаются обеспечение национальной продовольственной безопасности, поддержка отечественных сельхозпроизводителей и стимулирование развития сельского хозяйства.

— Возрождение сельского хозяйства — это, мне думается, общая надежда всех, кто живет в регионах…

— Несмотря на положительные перспективы увеличения в России производства зерна за счет интенсификации, роста урожайности и задействования ранее выбывших из оборота пахотных площадей, перспективы увеличения зернового экспорта выглядят весьма неопределенными. А «Объединённая зерновая компания» — один из крупных поставщиков российского зерна на экспорт. Поэтому необходимо развивать новую транспортную логистическую инфраструктуру зернового рынка. Если вкратце, среди причин, ограничивающих доступ к рынкам сбыта зерна, — нехватка собственного речного флота и невозможность полноценного использования автотранспортных средств из-за недостаточной развитости и качества строительства дорог.

Одним из путей выхода из создавшейся ситуации могло бы стать создание нового транспортного коридора для экспорта зерна с ориентацией на перевозки по Каспийскому морю в Иран, при этом сбор и накопление экспортных партий зерна осуществлялось бы через систему малых и среднетоннажных перевозок с элеваторов и хлебоприемных предприятий, расположенных по течению Волги, Камы и Дона. Это позволит охватить зернопроизводящие районы, до последнего времени не имевшие транспортных возможностей для зернового экспорта.

— Александр Евгеньевич, экспорт экспортом, но первостепенным по важности экономическим направлением для России должно стать благополучие ее жителей! Есть ли у Вас в разработке проекты, касающиеся внутригосударственной продовольственной политики?

— Да, несколько лет работаем над концепцией организации межрегиональной транспортно-логистической системы для обеспечения выполнения доктрины продовольственной безопасности. Ее основой является Поволжье как один из крупных экономических районов России, который занимает площадь в 680 тысяч квадратных километров. Агропромышленный комплекс Поволжья имеет общероссийское значение: здесь выращивается почти 20 процентов зерна, он является лидером в стране по производству мяса, муки, крупы. По масштабам сельхозпроизводства Поволжье прочно занимает третье место. И главной осью Поволжья является Волга — связующее звено республик и областей Европейской части и основание межрегиональной транспортно-логистической системы.

— Расскажите буквально в двух словах об основных положениях этой концепции.

— Мы рассмотрели основные факторы, ограничивающие рост производства зерна, представили программы сохранения урожая, создания транспортно-логистического коридора, снижения себестоимости грузоперевозок в регионе; рассмотрели варианты привлечения субсидий, а также представили план работ по реализации проекта.

Хочу отметить, что также мы работаем над развитием мясного скотоводства в регионах России на период до 2023 года. Существует обширная программа, очень перспективная, целью которой является повышение эффективности и конкурентоспособности производства говядины. В основе программы — обновление (и создание новых) основных фондов в хозяйствах с максимально широким вовлечением в работу крестьянских (фермерских) хозяйств и ЛПХ, также залповое становление и развитие традиционного для регионов специализированного мясного скотоводства, использование высококачественного селекционно-генетического материала и передовых научных разработок, расширение производственной инфраструктуры. Весь этот комплекс повлечет за собой развитие сельских территорий и решение социальных проблем сельской местности.

— Хорошо. Александр Евгеньевич, теперь вопрос политический, а не хозяйственно-экономический — о Вашей принадлежности к «Партии Пенсионеров за социальную справедливость». Почему именно она?

— «Партия Пенсионеров» не только предлагает усовершенствовать систему социальной поддержки, сформировать новые, более справедливые принципы её предоставления, но и знает как. Необходимо разработать и законодательно утвердить Социальный кодекс Российской Федерации, в котором закрепить базовые социальные права российских граждан и обязанности государства перед ними, принципы и механизмы их реализации.

Почему до сих пор нет такого кодекса? Есть Уголовный, Гражданский, Трудовой — все они нацелены на то, чтобы возложить ответственность на граждан или бизнес. А как же ответственность государства? Надо сделать социальное законодательство более справедливым и понятным для людей, чётко определить механизмы реализации конституционных прав граждан. Социальный кодекс должен стать правовой основой отношений государства и общества.

— До сего момента мы с Вами говорили, скажем так, на общие, хотя и очень актуальные темы. Но все-таки мы — газета районной направленности, так что предлагаю «приземлить» разговор. Тем более, Вы тяготеете по материнской линии к тверской земле, к Ржевскому району. Есть ли у Вас свой план развития нашей территории, которая Вам, думается, неплохо известна?

— Да, есть. Территория в целом обладает большим экономическим потенциалом, а конкретно Ржев — потенциалом развития как промышленного центра. И здесь есть многообещающие перспективы создания авиационного кластера.

— Авиационного?

— Да. Сегодня в стране практически не осталось предприятий по обслуживанию и ремонту наших самолетов, но есть актуальная задача: организовать и наладить работу по ремонту и обслуживанию самолетов дальней и средней авиации, пассажирских самолетов. Сейчас отечественные самолеты ремонтируются за границей, в тех фирмах, к которым привязаны лайнеры.

Имея большой опыт работы не только на федеральном уровне, но и на региональном, я уверен, что инвестирование в развитие территории зависит от ряда необходимых условий: первое — кадры и уклад данной территории, второе — это технически необходимые условия, третье — логистика и, конечно, необходимое финансирование.

Теперь рассмотрим ржевский округ на предмет обладания всеми этими факторами. Исторически данный район уже развивался как промышленный, здесь присутствуют профессиональные кадры. Логистику можно считать почти идеальной: Ржев находится в очень выгодном положении, у него есть выход как на Москву, так и на Санкт-Петербург (наличие станций железной дороги).

К вопросу, почему именно авиационный кластер. На данной территории находятся два завода, которые непосредственно связаны с авиацией, что подтверждает наличие не только кадров, но и промышленных возможностей. Немаловажно, что при развитии кластера возникает возможность развития малого и среднего бизнеса. Имеется в виду запуск и поддержка предприятий по производству сопутствующих основному направлению кластера изделий.

Развиваясь в этом направлении, Ржевский район становится привлекательным для инвестирования. И, конечно, я буду способствовать данной деятельности, сопровождать и поддерживать.

— Планы и направления очень интересные и многообещающие. Остается пожелать Вам удачи, потому что Ржев действительно достоин процветания.

Беседовала Галина ВАЛЕНТИНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *