Дарья ХАРЧЕНКО, стантрайдер (Санкт-Петербург): «В СТАНТРАЙДИНГ НУЖНО ПОЛНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ»

— Даша, ваше выступление в Ржеве на открытии мотосезона забыть невозможно. К тому, что на мотоциклах гоняют и выделывают трюки парни, люди привыкли, но, чтобы этим увлекалась девушка — большая редкость… Наши зрители были в приятном шоке.

— Нам с Пашей Чопоровым тоже очень понравилось, как нас встретил Ржев. Было приятно заботливое внимание организаторов. После выступления многие с нами фотографировались, чувствовала себя прямо звездой (смеется). Мы с Пашей вместе тренируемся и часто выступаем с общей программой, в которую постоянно вносим изменения.

— А приехала ты к нам откуда?

— Я родом из Санкт-Петербурга.

— Заграничная родина стантрайдинга — Англия, а российской считается северная столица, почему?

— Так вышло, что первые «тяжёлые» трюки начали делать ребята из Петербурга, другие подхватили эту идею, и все начали тренироваться вместе. Сейчас считается, что самая «мощная» стант-тусовка в Москве.

— Официально и дословно стантрайдинг — трюковая езда, а для тебя это?

— Постоянное повторение, можно сказать «зубрение» трюков. И, конечно же, очень красивое трюковое катание.

— За руль какого транспортного средства ты села первым? Когда это было?

— Мой первый китайский мотоцикл ABM JAZZ, 125 кубиков, который больше похож на мопед, я купила в 2014 году. Потом сдала на права и купила Honda CB 400, на нем и попала в первую аварию, сразу скажу, по своей вине. Хотя я спокойный водитель, по городу ездила и езжу аккуратно.

— Даша, почему не автомобиль или велосипед, а мотоцикл?

— Когда училась в университете, на занятия приезжали ребята-мотоциклисты. Они парковали у входа свою мощную, красивую с характером технику. Это поспособствовало моей тяге к мотоциклам.

— Аварии с участием мотоциклистов часто появляются в сводках дорожных происшествий…

— Из-за нескольких серьезных и трагичных случаев с моими знакомыми я некоторое время не ездила на мотоцикле, даже выставила его на продажу, но однажды друзья вытащили меня на мероприятие. Я приехала туда своим ходом и увидела шоу на мотоциклах — это было невероятно, это был стантрайдинг! У меня появилась мечта, я загорелась идеей купить стантбайк и тренироваться. Тренировки начала в 2017 году, на тот момент у меня уже появилось много знакомых стантрайдеров, они и помогли мне с обучением.

— Неужели парни сразу отнеслись к твоему порыву учиться трюкам серьезно?

— Порой я задавала глупые вопросы, на меня смотрели, как на блондинку, которая ничего не понимает (цвет волос у меня тогда был соответствующий) и думает, что все так просто. Они не видели, не верили, что у меня горят глаза. Любимую «Хонду» продала и купила первый стантовый мотоцикл Kawasaki 636 2003 года. Восстанавливала его всю зиму, отделала пластиком, делала под себя и, приехав на тренировку, произвела «фурор».

Ребята смотрели на меня совсем не так, не на такую реакцию я рассчитывала. Во взгляде читалось: «Ну вот, девочка приехала повыпендриваться». Сейчас я понимаю, что мое появление выглядело именно так. Я начала сдуваться, вместо тренировок чаще просто каталась по городу. Спасибо другу, он как-то сказал: «Даша, сезон проходит, а ты не научилась ездить на заднем колесе, зачем тебе стантовый мотоцикл?» После этого я сняла весь пластик и приступила к систематическим тренировкам на площадке. Поспорила с другом, что обязательно поеду на заднем колесе.

— Это и был твой первый трюк?

— В 2016 году научилась ездить на баке стоя, у нас это называется «крест». Почти сразу меня, несмотря на то, что ничего, кроме «креста», делать не умела, уговорили
участвовать в соревнованиях, сказали: надо нарабатывать опыт. Показала свой «крест», пару раз мотоцикл упал, мне аплодировали, но ездить на заднем колесе я пока, как должно, не умела…

— Новичкам часто дают советы, какой самый дельный тебе тогда давали?

— Мне неоднократно говорили: смени мотоцикл на более легкий, но послушала я одного из основоположников современного стантрайдинга Криса Пфайффера, который был судьей на тех соревнованиях. Он сказал: ты никогда не научишься ездить на заднем колесе и делать трюки на тяжелом мотоцикле, надо начать с того, что полегче.

Но Kawasaki я не продала, а купила еще и Baltmotors Classic 200, который переделали для стантрайдинга. Работая в мотошколе, тренировалась в ангаре. Подняла его на заднее колесо и поняла — не мой мотоцикл. Продала и почти тут же купила Yamaha XG250 Tricker, на котором нужно было поменять звезду с цепью, колесо, тормозные диски… С июня 2017 года на нем и тренировалась, и довольно скоро поехала на заднем колесе.

Это легкий мотоцикл, на нем можно учить стоппи и дрифты (круговое движение мотоцикла с буксующим задним колесом), он не может на месте делать бернаут (трюк, при котором заднее колесо срывается в букс за счет торможения передним тормозом и переносом веса тела вперед — прим. ред.).

Зимой 2018 года в Сочи тренировалась на одной площадке с профессионалами, от этого уровень мастерства возрастает заметно. Научилась делать несколько трюков: переходы в кругах, райфлуи и «коленочку».

К сезону 2018 года готовила Kawasaki, многое переделала. И мечта поехать на заднем колесе любимой машины осуществилась!

— Не каждый мотоцикл подойдет для стантрайдинга, так ведь?

— Да. Поделюсь своим, основанным на личном опыте, мнением. С тем, что чем мощнее мотоцикл, тем проще поехать на заднем колесе, не соглашусь. Чем проще техника, тем быстрее вы поймете азы работы со сцеплением, тормозом, газом, и наработать на нем баланс тоже гораздо проще. Хотите заняться стантрайдингом — советую купить скутер или питбайк, уже переделанный под стант, чтобы можно было сразу тренироваться и понять, нравится ли вам это занятие.

— Без травм в мотоспорте никак, в одном из твоих роликов видела, как ты лежишь на траве после удара копчиком… Азарт подавляет страх перед серьёзными повреждениями?

— Когда тренируешь что-то новое — падаешь. Тренируюсь вся в экипировке, но она не всегда спасает от ушибов и растяжений.

К новому трюку всегда подхожу с холодной головой, слушаю свой организм: устала — заканчиваю совсем или отдыхаю. Серьёзную травму можно получить и не занимаясь мотоспортом. Я полгода восстанавливалась после прыжков на батутах: не крутила сальто, не делала ничего особенного, просто прыгала и упала на руку. Итог: вывих двух костей и операция, жуть (смеется).

— Как относятся к твоему увлечению родители?

— Волнуются, конечно, но уже попривыкли. Мне кажется, даже рады, что я езжу не по дорогам общего пользования, а тренируюсь на площадке.

— Управлять железным конем, пусть даже легким, девушке сложнее, нежели парням… Но ты, я слышала, занималась пол-дэнсом, руки у тебя подготовленные, сильные.

— Да, трюки на пилоне (сразу оговорюсь, некоторые путают акробатические трюки на пилоне и стриптиз — это разное) определенно помогли мне. Руки были готовы к нагрузкам, к тому, что буду постоянно поднимать мотоцикл.

— Интернет «говорит», что ты в этом виде спорта единственная в России девушка…

— Думаю, правильно будет сказать — единственная девушка, кто выполняет такой набор трюков. В России есть девушки, кто учится или умеет ездить на заднем колесе, но они очень мало тренируются.

— Ты встречала девчат, кто хотел бы заниматься стантрайдингом?

— Конечно, многие девушки и парни хотят, пробуют, но потом понимают: с наскока, без полного погружения с стантрайдинг, жизни в нем ничего не выйдет. А серьезно заниматься им могут, как показывает практика, немногие.

— Как к тебе относятся мужчины-коллеги по увлечению и те, что за рулем машин и мотоциклов?

— Относятся очень хорошо, помогают и поддерживают!

— При таком, как у тебя, катании, резина-то ух как «летит».

— Резину меняю раз в две недели, а когда активно тренирую «дрифт» — и раз в неделю.

— Понятно, стантрайдинг — это дорого…

— Да, наверное. Но вместе с тем всё относительно, в сравнении с мотокроссом или кольцевыми гонками — это дешевый вид мотоспорта.

— Ездишь здорово, дух у зрителей захватывает, неужели и готовишь машину к показу или просто делаешь ремонт сама?

— Что-то умею сама, но чаще отдаю мотоцикл в сервис. Я наконец нашла мастера, который делает всё быстро и качественно.

— Удобно ли ездить на мотоцикле для стантрайдинга по городу?

— 2016 год отъездила на Kawasaki, переделанном под стант. На нем не было света, зеркал, стопсигнала, поворотников… Другим участникам движения видеть меня по вечерам помогала светоотражающая лента. Позже купила ИЖ «Ода» и на ней возила мотоциклы на площадку для тренировок.

— Сколько четырех- и двухколесных друзей сейчас у тебя?

— Сейчас у меня два мотоцикла: побольше — Kawasaki 636, маленький Honda Grom 125 и розовая машинка Nissan Caravan. Тренируюсь и выступаю на большом, на нем можно делать разнообразные трюки, а на маленьком мне нравится кататься на заднем колесе и отдыхать.

— Даша, стантрайдеры, занимаются не в сезон?

— Большие перерывы в тренировках делать нельзя. Этой зимой я ездила в Сочи, тренировалась там два месяца. Можно сказать, сезон почти не закрывала.

— А если бы не мотоциклы, то в какой сфере себя реализовывала?

— У меня две специальности: медсестра и гидрореабилитолог, с детства думала стать врачом. Вероятно, я учила бы детей с проблемами здоровья плавать. Сейчас стантрайдинг для меня и хобби, и работа, я занимаюсь только этим.

— Твоя мечта…

— Купить Harley Davidson Sportster 883, переделать под стант и ездить. А пока — кайфовать от того, что есть. Впереди много интересного, мне еще учиться и учиться.

Желаю всем уверенного пути к осуществлению желаний!

— Спасибо за пожелания. Удачи.

Беседовала Ольга ЖДАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *